Общая характеристика налогов и налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 08:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ сущности, функций налогов, а также основ построения и функционирования налоговой системы РФ на современном этапе.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность, функции и природу налогов;
- провести анализ развития налоговой системы РФ;
- выявить основные направления по совершенствованию налоговой системы РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность_и_функции_налогов.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

Налоговая декларация представляет собой официальное заявление о налоговых обязательствах налогоплательщика, составленное по законодательно установленной форме. В налоговой декларации указывается полученный доход, расходы, связанные с его получением, а также рассчитывается сумма налога, причитающаяся к уплате в бюджет. В налоговой декларации указываются также полагающиеся налогоплательщику льготы. При этом способе налогоплательщик сначала получает доход, а лишь затем исчисляет налог и уплачивает его в бюджет. Налоговую декларацию составляют и представляют я налоговые органы не только физические лица. Налоговые расчеты, которые составляют юридические лица по уплачиваемым налогам, также называются налоговыми декларациями.

 

 

 

2 Анализ развития налоговой системы в РФ

2.1. Становление и развитие налоговой  системы России

 

Финансовая система Руси стала  складываться в период объединения Древнерусского государства князем Олегом, которое началось с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань — сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за ней.

Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, торговая пошлина — за право устраивать рынки и т.д. Судебная пошлина («вира») взималась за убийство, «продажа» (штраф) — за прочие преступления.

В конце XVIII в. стали закладываться основы современного государства, проводящего активную экономическую, финансовую и налоговую политику. Еще при Петре I (1672—1725) были образованы 12 коллегий, из которых 4 заведовали различными финансовыми вопросами: камер-коллегия, штатс-контор-коллегия, ревизион-коллегия, коммерц-коллегия.

Екатерина II (1729—1796) преобразовала систему управления финансами. В 1780 г. была создана Экспедиция о государственных доходах, в дальнейшем разделившаяся на 4 самостоятельные экспедиции. Первая заведовала доходами государства, вторая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая — взысканием недоимок, недоборов и начетов. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для того чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитала более 500 руб., во вторую — от 1 тыс. до 10 тыс. руб., а купцы с большим капиталом входили в первую гильдию. Проверка имущества не производилась, доносы на его утайку не принимались. Первоначально налог взимался в размере 1% от объявленного капитала, однако в дальнейшем ставка выросла до 2,5% — для купцов третьей гильдии и 4% — для купцов первой и второй гильдий. В губерниях для управления финансовыми делами были созданы коллегиальные губернские казенные палаты, которым были подчинены губернские и уездные казначейства, хранившие казенные доходы.

Таким образом, Екатерина II продолжила начатый Петром I курс на усиление местного самоуправления, передачу ему новых функций, наделение самостоятельными финансовыми ресурсами. В результате упорядочения финансового хозяйства постоянно росли доходы государства. В 1763 г. они составили 16,5 млн. руб., в 1764 г. — 21,6 млн. руб., в 1765 г. — 22,7 млн. руб., в 1766 г. — 23,7 млн. руб. А через 30 лет, согласно финансовой ведомости 1796 г., государственных доходов было 68,5 млн. руб. В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с косвенными. Так, подушной подати собиралось в 1763 г. около 30% от всех доходов, незначительные суммы приносили подводная подать и промысловый налог. Косвенные налоги давали около 42%. Почти половину этой суммы приносили питейные налоги.

В начале XIX в. ведение войны с Наполеоном требовало постоянного напряжения всех ресурсов. В 1809 г. расходы государственного бюджета в два раза превышали доходы. В это время крупным государственным деятелем М.М. Сперанским была разработана программа финансовых преобразований. Программа предлагала проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов. Основное правило расходования государственных средств, предложенное М.М. Сперанским, заключалось в следующем: расходы должны соответствовать доходам, поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели найден соразмерный ему источник дохода.

На протяжении XIX в. главным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков определялось по ревизским переписям. В 80-х годах XIX в., наряду с общей отменой подушной подати, стало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг, затем государственный квартирный налог.

Накануне Первой мировой войны  финансовое положение России было довольно устойчивым. Сбор налогов планировался по трем подразделениям: прямые налоги — 264,5 млн. руб., косвенные налоги — около 710 млн. руб. и пошлина — более 230 млн. руб. Мировая война губительно сказалась на финансовом положении страны. Чтобы покрыть растущие военные расходы, правительству потребовалось систематически повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы. После Февральской революции 1917 г. положение дел еще более ухудшилось. Временное правительство не смогло справиться с экономическими и финансовыми трудностями. Нарастали темпы инфляции, возросла бумажная эмиссия денег.

Очередной спад во всей финансовой системе  России наступил после Октября 1917 г. Основным источником доходов центральных органов Советской власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуций. Но денежная эмиссия, как и контрибуции, не способствовала налаживанию хозяйства. Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической политики (НЭП). Были сняты запреты на торговлю и местный кустарный промысел. Появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. В период НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы. В 1923—1925 гг. существовали следующие виды налогов.

1. Прямые налоги. К ним относились сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, рентные налоги, гербовый сбор и тому подобные пошлины, а также наследственные пошлины. Промысловым налогом облагались торговые и промышленные предприятия, а кроме того, единичные ремесла и промысловые занятия. Плательщиками промыслового налога были все агенты производства и обращения. Величина налога равнялась 1,5% с торгового оборота. Подоходно-имущественным налогом облагались все физические и юридические лица. Поимущественное обложение представляло собой прежде всего налог на капитал. Государственные предприятия были освобождены от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8%. Поимущественное обложение прогрессивно возрастало по мере увеличения размера имущества. В результате всякое слияние капиталов вело к удвоению и утроению обложения. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь быстрой наживы, спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала.

2. Косвенные налоги. К ним относились акцизы и таможенное обложение. Акцизы были установлены на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкогольных напитков, спичек, нефтепродуктов и некоторых других потребительских товаров. В дальнейшем финансовая система нашей страны развивалась иным путем по сравнению с финансовыми системами зарубежных стран. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны.

Основные принципы налоговой системы  социалистического государства были сформированы в ходе налоговой реформы 1930— 1932 гг. Ее целью являлось упрощение системы налогообложения, устранение многозвенности. Многие виды налогов были упразднены, отдельные виды объединены. Стали взимать следующие виды основных налогов: для государственных предприятий — налог с оборота и отчисления от прибыли, для кооперативных предприятий — налог с оборота и подоходный налог.

Отчисления от прибыли предприятий, аккумулируемые в бюджете страны, носили налоговый характер. Однако отличие от налогов состояло в индивидуальности ставок, а также в возможности изменения их по решению отраслевых министерств и финансовых ведомств безучастия законодательной власти. Какие-либо критерии определения доли прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия, отсутствовали. Ставка отчислений могла изменяться в течение календарного года.

В период Великой Отечественной  войны налоговая система видоизменилась. В 1941 г. была установлена временная надбавка к подоходному и сельскохозяйственному налогам в размере 100%, которую с января 1942 г. заменили специальным военным налогом. Им облагались граждане СССР, достигшие 18-летнего возраста, за исключением военнослужащих и членов их семей, получавших государственное пособие, инвалидов I и II групп, пенсионеров, мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, если они не имели дополнительных (сверх пенсии) или самостоятельных источников доходов. В связи с ростом цен на колхозном рынке были увеличены нормы доходности и ставки сельскохозяйственного налога. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1942 г. был введен единый налог со зрелищ, который уплачивали государственные, кооперативные и общественные предприятия и организации по дифференцированным ставкам в процентах от валовой выручки, полученной от проведения платных киносеансов, цирковых представлений, спортивных состязаний. В этот период вводятся сбор с владельцев скота (в городах, рабочих, дачных и курортных поселках), за регистрацию охотничье-промысловых собак, единая государственная пошлина была заменена государственной пошлиной и т.д. Проведение активных мероприятий в области налогообложения дало положительные результаты.

В годы Великой Отечественной войны структура налоговых поступлений по отношению к 1940 г. изменилась (табл. 1).

Таблица 1

Структура налоговых поступлений [8, 32]

 

Снижение поступлений от прибыли  и налога с оборота связано  с резким снижением производства в легкой, пищевой промышленности и в некоторых других высокорентабельных отраслях. Налоги чаще всего взимались не в материальной, а в натуральной форме. В 1946 г. военный налог был отменен, в послевоенный период были снижены нормы взимания сельскохозяйственного налога, для отдельных категорий плательщиков отменен налог на холостяков.

Определенные изменения налоговой  системы СССР были осуществлены в 1965 и 1987 гг. в связи с внедрением хозрасчета и расширением прав предприятий. В 1979 г. был введен нормативный метод распределения прибыли, в соответствии с которым до начала отчетного периода устанавливался норматив, определяющий, какую долю прибыли предприятие должно перечислить в бюджет, какую — в отраслевые централизованные фонды и какую — оставить в собственном распоряжении. Отчисления от прибыли предприятий носили налоговый характер, но отраслевые министерства и финансовые органы имели возможность в любой момент изменить налоговую ставку без участия законодательных органов. Центральные органы стремились сосредоточить в своих руках максимально возможную массу финансовых ресурсов. Переливание их через расходную часть бюджета приводило к их перераспределению от хорошо работающих предприятий к слабо работающим. Заинтересованность в получении максимальной прибыли отсутствовала. Все развитие налоговой системы свидетельствует, что произошел переход от налогов к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределению финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводили страну к финансовому кризису. Кризис разразился на рубеже 80-90-х годов.

Первые практические действия по реформированию экономики выразились в либерализации хозяйственной деятельности и цен (начиная с 1992 г. цены на 90% товаров и услуг были полностью освобождены от государственного вмешательства), снятии ограничений в оплате труда, ускоренном проведении приватизации государственных предприятий. В этот период происходит спад производства, снижается уровень жизни подавляющей части населения. Правительство РФ принимает меры по укреплению экономики страны и разрабатывает основные направления реформирования экономики, в числе которых:

— создание системы регулирования  рыночных отношений;

— демонополизация производства и  формирование конкурентной среды;

— эффективное преобразование налоговой  системы (она должна быть стабильной и оптимальной, поддерживать товаропроизводителя, стимулировать инвестиции).

В 1991—1992 гг. Правительством РФ были приняты  новые законы в области налогообложения, что явилось продолжением и углублением экономической реформы в стране. Была создана целостная система налогообложения, установлен перечень налогов, применяемый на территории Российской Федерации, определены права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, проведено разграничение полномочий органов государственной власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории и установлению ставок налога и льгот по ним.

2.2 Реализация налоговой реформы в России

 

Для представления объективной  картины начала налоговой реформы  следует вспомнить, что в начале 90-е гг. в России наблюдалось резкое снижение налоговых доходов бюджета. Среди основных причин снижения объемов доходов бюджетной системы относительно ВВП можно назвать следующие.

Во-первых, объективное снижение масштабов  ВВП, перераспределяемого через бюджетную систему, вследствие изменения характера экономических отношений и роли государства в экономике; отказ последнего от крупномасштабного перераспределения ресурсов между предприятиями.

Во-вторых, кризисное падение ВВП  имело место в большей мере за счет такового в государственном  секторе промышленности, который являлся основным поставщиком доходов бюджетной системы. Увеличение доли сферы услуг, в первую очередь за счет роста доли сектора финансовых услуг и негосударственной торговли, при слабости учета и относительно пониженном уровне налогообложения не компенсировало выпадающих доходов.

В-третьих, принципиальные основы налоговых  систем практически всех стран—бывших республик СССР закладывались в 1991—1992 гг. и были ориентированы на структуру ВВП (по доходам и секторам) именно этого периода. Скорость, с которой происходило изменение структуры ВВП, существенно опережала скорость налоговых реформ. Данный фактор непосредственно связан и в значительной мере является отражением предыдущего.

В-четвертых, изменения в системе  государственного управления повлекли за собой в целом снижение уровня административной дисциплины, что на начальных этапах становления качественно новой системы налогового администрирования и сбора налогов обусловило падение их собираемости.

Если в первые годы рыночных реформ однозначно доминировал первый из перечисленных выше факторов, то по истечении пяти лет основную роль начинают играть третий и четвертый факторы. В результате падение доходов бюджетной системы относительно ВВП не ограничилось в большинстве стран относительно коротким периодом в два-три года, как ожидалось, а сохраняется в качестве устойчивой тенденции.

Информация о работе Общая характеристика налогов и налоговой системы