Общие принципы налогообложения имущества физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 02:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - сравнительная оценка налогообложения доходов физических лиц в РФ и за рубежом.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• Изучить налогообложение на имущество физических лиц в ряде стран.
• Провести сравнительную оценку налогообложения на имущества по нескольких рядов стран.

Вложенные файлы: 1 файл

Общие принципы налогообложения имущества физ лиц.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

«Налог» — это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог — это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни. Русский экономист М.М. Алексеенко еще в XIX в. отметил эту особенность налога:

«С одной стороны, налог — один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т. е. цены) собственно и началась экономическая наука. С другой стороны, установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства».[1]

Теоретически  экономическая природа налога заключается в определении источника обложения (капитала, дохода) и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и народное хозяйство как единое целое. Следовательно, экономическую природу налога надо искать в сфере производства и распределения.

Как известно, реальный процесс налогообложения  осуществляется государством и зависит  от степени развития его демократических форм. Поэтому исследование природы налога финансовая наука вела в рамках учения о государстве. В свое время П. Прудон, верно, подметил, что  «в сущности, вопрос о налоге – есть вопрос о государстве».

Экономическая значимость и актуальность данного вопроса, определили написание настоящей курсовой работы, целью которой является сравнительная оценка налогообложения доходов физических лиц в РФ и за рубежом.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • Изучить налогообложение на имущество физических лиц в ряде стран.
  • Провести сравнительную оценку налогообложения на имущества по нескольких рядов стран.

В первой части представлены этапы  становления развития налогообложения, а также современные периоды  развития налогообложения.

Во второй части рассмотрены  основные направления налогообложения  зарубежных стран.

В третьей главе описаны налогообложения: Великобритании; Франции; Италии. Также  рассмотрена сравнительная характеристика ряд других стран. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

    1. Этапы становления и развития налогообложения

 

Существует 3 этапа:

На первом этапе развития от Древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для установления и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто государство прибегает к помощи откупщиков.

На втором этапе (XVI—начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя. Оно устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика.

И, наконец, третий, современный этап — государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо уже выработаны правила обложения. Региональные органы власти, местные общины выполняют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности. Начальной формой налогообложения, применяемой на самых ранних ступенях государственной организации, можно считать жертвоприношение.

По мере развития государства  возникла «светская» десятина, которая  взималась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала на протяжении многих столетий в различных странах — от Древнего Египта до средневековой Европы. В древнейшие времена в Египте взимался поземельный налог, причем он отличался высокой точностью. Во времена Страбона в Египте существовали два нилометра, посредством которых производились наблюдения за уровнем воды, лежавшие в основе расчета будущего налога. За 12 веков до Рождества Христова в Китае, Вавилоне, Персии уже известен поголовный, или подушный, налог[18]

    1. Общие и частные теории налогообложения, их современная интерпретация

 

Налоговая теория — это система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения.

Существуют  как обобщенные разработки (общие  теории налогов), так и исследования по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов).

Общие теории налогов.  Суть теории обмена — возмездный характер налогообложения, т. е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по охране, поддержанию порядка и др. Эта теория соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений. Согласно атомистической теории (основатели С. де Вобан, Монтескье, Гоббс, Вольтер, Мирабо) как разновидности предыдущей, налог — результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Налоги выступают обязательной платой общества за мир и выгоды гражданам. Получается обмен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может считаться справедливой.

В соответствии с теорией наслаждения (основатель Ж. Симонд де Сисмонди) налог есть одновременно и жертва, и наслаждение.

Теория налога как страховой премии (основатели Дж. Мак-Куххол, А. Тьер) рассматривает налоги в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска. В таком ракурсе налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т. д..

Для сторонников классической теории (основатели А. Смит, Д. Рикардо) налоги — один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. Учение о правовом государстве приводит к появлению новых теорий, а именно теории жертвы (основатели Н. Канар, Б. Мильгаузен, Д. Милль) и теории коллективных потребностей (основатели Э. Селигман, Р. Стурм, Л. Штейн, А. Шеффле, Ф. Нитти). Обе теории содержат идею принудительного характера налога, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества. Теория жертвы возникла в XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца XIX — начала XX в., обусловленные необходимостью обоснования роста государственных расходов и увеличения налогового гнета.

Центральная идея кейнсианской теории (основатель Дж. Кейнс) заключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. На количественной оценке денежного обращения основана теория монетаризма(основатель М. Фридман). Согласно данной теории, налоги наряду с иными компонентами воздействуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики.

В большей степени, чем две предыдущие, теория экономики предложения (основатели М. Бернс, Г. Стайн, А. Лаффер) рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. В рамках данной теории американский экономист А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.

К частным теориям налогов относится в первую очередь теория соотношения прямого и косвенного налогообложения.. Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить сбалансированную систему можно, лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм.

В основе теории единого налога лежит мысль, что налоги уплачиваются из одного источника — доходов. Поэтому единый налог видится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимание множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала несостоятельность и неосуществимость данного подхода.[18]

Теории пропорционального налогообложения базируются на ослаблении налогового нажима по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые суммы). Защитниками этой теории всегда выступают наиболее имущие классы.

Теории прогрессивного налогообложения основаны на усилении налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что с богатого гражданина необходимо взимать больше не только абсолютно, но и относительно. С точки зрения бедняка, налог должен быть не пропорциональным, а прогрессивным. Теория переложения налогов изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения. Исследование ведется по источникам доходов и по категориям плательщиков. Существуют различные разновидности этой теории: абсолютная, оптимистическая, пессимистическая и др.

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗАПАДНЫХ СТРАН

 

Налоговые системы западноевропейских стран весьма различаются между  собой. В то же время проводимые с конца 80–х годов налоговые реформы несколько сближают их. Например, Италия перед вступлением в Общий рынок серьезно изменила налоговую систему, приближая ее к системам других стран. Тенденция к экономическому объединению, расширение международных хозяйственных связей, стремление избежать двойного налогообложения способствуют этому процессу. С учетом специфических особенностей экономики и традиций населения европейские страны усваивают общие черты системы налогов. Действуют примерно одни и те же виды прямых и косвенных налогов, широко распространен налог на добавленную стоимость, выравнивается подход к обложению личных доходов граждан.

Практически во всех странах налоговые  системы имеют трехуровневый  характер. Взимаются общегосударственные, или федеральные, налоги, региональные налоги – земель, провинций, автономных территорий и местные, или муниципальные, налоги. По этой же общепринятой схеме построена и современная налоговая система Российской Федерации. В то же время в каждой стране есть особенности, которые иногда можно перенимать, а иногда полезно просто знать, порой с целью избежать уже выявленных другими ошибок.

 

Налоговая система не должна создавать  дополнительных препятствий налогоплательщикам (как юридическим, так и физическим лицам), привлекающим заемный капитал. В зарубежных странах широко используется налоговое стимулирование привлечения заемных ресурсов на цели развития бизнеса как организациями, так и физическими лицами. Организации всю сумму процентов включают в состав расходов, поскольку в противном случае повысится экономическая ставка налога на прибыль, а сокращение чистой прибыли ограничит возможности фирмы по привлечению заемного капитала. Во многих странах физическим лицам предоставляется возможность уменьшать сумму подлежащего уплате подоходного налога на величину выплаченных процентов по займам, взятым на цели производственных инвестиций. В частности, такая налоговая скидка используется в Бельгии, Германии, Греции, Дании, Испании, Канаде, Норвегии, Нидерландах, Финляндии, Швеции. Налоговая скидка в отношении процентов по займам, полученным физическими лицами для целей бизнеса, введена в Австралии, Франции, Турции, Ирландии, Японии, США (ограничена определенным размером (Приложение 2, таблица 2)), Великобритании (в полной сумме вычитаются только проценты по займам на деловые цели или приобретение предметов делового использования).

В России подобные налоговые льготы отсутствуют. В зарубежных странах широкое распространение получила практика налогового стимулирования использования физическими лицами кредитных ресурсов. Так, полный вычет из налогообложения процентов по займам на покупку или улучшение дома применяется в Голландии, Дании, Ирландии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Португалии, США, Швеции, Швейцарии, Франции (действует дополнительный налоговый кредит на определенную долю в процентах от величины годовых инвестиций в покупку нового дома). Предельный размер льготы установлен в Финляндии и Италии (только для впервые приобретающих жилье).

 

 

 

 

 

 

 

    1. Налогообложение в Великобритании

 

Налоговая система в основном сформировалась еще в XIX столетии. Однако и она подвергается переменам. Налоговые реформы проходили в 1965, 1973 гг., серьезные изменения, особенно в местном налогообложении, были в 90–х годах. Налоговая система Великобритании двухступенчата: состоит из общегосударственных и местных налогов . Основные общегосударственные налоги: подоходный с физических лиц, на прибыль корпораций, на прирост капитала, на доходы от нефти, с наследства, на добавленную стоимость, пошлины, акцизы, гербовый сбор. Они дают более 90% налоговых поступлений. На долю местных налогов, в основе которых лежит обложение имущества, приходится около 10% налоговых доходов. Почти две трети прямых налогов в государственный бюджет Великобритании дает подоходный налог с населения. Впервые он был введен в 1799 г. как временная мера в целях финансирования войн против Наполеона, а с 1842 г. окончательно утвердился в английской налоговой практике.

В Великобритании принята шедулярная форма построения подоходного

налога, которая предполагает деление  дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода (жалованье, дивиденды, рента и т. п.), каждая шедула облагается особым порядком. Такое раздельное обложение доходов преследует цель «настигнуть доход у источника».

Действуют шесть шедул, причем некоторые из них имеют еще и внутреннюю

градацию доходов.

     Шедула «А» –    включает доходы от имущества: от собственности на

землю, от строений и сооружений, квартирную плату за сдаваемые в наем жилые дома или квартиры.

     Шедула «В» –    доходы от лесных массивов, используемых в коммерческих целях.

     Шедула «С» –    доходы от государственных ценных бумаг.

     Шедула «Д» –    доходы от производственной коммерческой деятельности. В данную шедулу входит много разных видов доходов, поэтому она

разделена на шесть частей:

1)       доходы, получаемые  от торговли или деловых операций (бизнеса),

Информация о работе Общие принципы налогообложения имущества физических лиц