Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2012 в 09:00, курсовая работа
"Уменьшение налогов", "уход от налогов", "уклонение от налогов", "избежание налогов", "обход налогов", "минимизация налогов", "налоговая оптимизация", "налоговое планирование" т.д. - именно так называют в прессе, в официальной и публицистической литературе явление, которое получило свое развитие одновременно с разрушением советской системы экономики и формированием современной российской налоговой системы.
Поэтому при построении любой схемы оптимизации следует учитывать наличие самостоятельной системы налогового учета.
4. Принцип комплексного расчета экономии и потерь.
При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть рассмотрены все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом.
Во-первых, всестороннему анализу должны быть подвергнуты возможные последствия внедрения конкретного метода налогового планирования с точки зрения всей совокупности налогов.
Так, завышение стоимости основных средств путем проведения переоценки в свое время (до введения в действие главы 25) было одним из главных способов увеличения себестоимости продукции (работ, услуг) через начисление амортизации. Однако при принятии решения о проведении переоценки часто не учитывалось, что себестоимость продукции у многих предприятий и так максимально близка к рыночным ценам (возможным ценам реализации). Кроме того, завышение стоимости основных производственных фондов увеличивало базу для исчисления налога на имущество предприятия. В результате эффект от оптимизации заключался в росте убытка и увеличении платежей по налогу на имущество, что фактически сводило на ноль эффект от роста стоимости имущества.
Во-вторых, при выборе метода налогового планирования необходимо учитывать требования иных отраслей законодательства (антимонопольного, таможенного, валютного и т.д.). Например, при выборе места регистрации оффшорного предприятия необходимо учитывать существенные ограничения на вывоз капитала, перемещение товаров и денежных средств, введенные валютным и таможенным законодательством.
5. При выборе способа налоговой оптимизации с высокой степенью риска необходимо учитывать ряд "политических" аспектов: состояние бюджета территории; роль, которую играет предприятие в его пополнении и т.д.
Так, грамотное налоговое планирование операций между филиалами одного юридического лица может позволить существенно снизить налоговые платежи филиалов в местные бюджеты. Однако необходимо быть готовым к тому, что резкое сокращение налоговых поступлений одного из наиболее крупных налогоплательщиков привлечет активное внимание местных контролирующих органов, на которых располагаются филиалы.
6. При выборе способа налоговой оптимизации, связанном с привлечением широкого круга лиц необходимо руководствоваться правилом "золотой середины": с одной стороны сотрудники должны четко представлять себе свою роль в операции, с другой, они не должны осознавать ее цель и мотивы.
Соблюдение данного правила остро необходимо, например, в случаях применения метода налоговой оптимизации путем получения налоговых льгот, связанных с привлечением труда инвалидов. Так, практически фиктивно привлекаемые сотрудники-инвалиды должны в случае проведения налоговыми органами опроса подтвердить реальность своих трудовых отношений с предприятием. С другой стороны, излишняя осведомленность сотрудника может привести к утечке информации - как уже упоминалось выше, методы оперативной работы налоговой полиции весьма эффективны.
7. При осуществлении налоговой оптимизации уделите пристальное внимание документальному оформлению операций. Небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, привести к применению более обременительного для предприятия порядка налогообложения.
Особо это касается необходимости соблюдения тождества цифр и формулировок.
Это означает, что суммы, отраженные в документах бухгалтерского учета, должны точно соответствовать цене договора и сумме произведенных платежей. Кроме того, само основание для перечисления денежных средств в платежных документах должно соответствовать формулировке заключенного договора. Данное единство необходимо для более эффективной защиты интересов предприятия перед налоговыми органами в случае возникновения спора по отнесению данной суммы на тот или иной счет бухгалтерского учета, так как в случае каких-либо расхождений очень трудно будет доказать, что платеж осуществлялся именно в соответствии с заключенным договором.
Например, по тексту договора исполнитель осуществляет для заказчика модернизацию линии электропередачи. В платежном поручении заказчика указано - за ремонт ЛЭП. В данной ситуации непонятно, что же на самом деле проводит заказчик - модернизацию или ремонт? Бухгалтер, формирующий затраты, не зная текста договора, на основании неправильной записи в платежном поручении отнесет все платежи по данному договору на затраты. Таким образом, будет занижена налогооблагаемая прибыль в случае, если выполненные работы действительно являлись модернизацией, так как источником финансирования подобных работ является чистая прибыль предприятия.
8. При планировании метода налоговой оптимизации, ключевым моментом которого является несистематический характер деятельности, следует подчеркивать разовый характер операций. Так, необходимо учитывать, что существенно повышает риск усиленного налогового контроля многочисленное проведение однотипных операций, результатом которого выступает налоговая экономия. Налоговые органы в данном случае могут через применение доктрины "деловая цель" (см. п. 2.1 настоящей книги) оспорить результаты операций или их реальную направленность. Особенно когда речь идет о сделках с одним и тем же контрагентом, отражение этих операции в одном и том же отчетном периоде и т.д.
9. Принцип конфиденциальности, который означает, что при использовании методов налоговой оптимизации требует соблюдения требований конфиденциальности. Распространение сведений об удачно проведенной минимизации налогов может иметь ряд негативных последствий.
Во-первых, уменьшение налогов (в любом виде, будь то налоговая оптимизация или уклонение от уплаты) не входит в перечень одобряемых обществом действий - работниками бюджетной сферы, пенсионерам и т.д. Предприниматель, распространяющийся о своих удачах в области уменьшения налогов, может столкнуться с возмущением общественного мнения, что в конечном итоге может лишний раз вызвать негативное отношение со стороны государственных органов.
Во-вторых, существует возможность, что примененный налоговым оптимизатором метод будет принят на вооружение другими предпринимателями и приобретет массовое распространение, что в последствии неизбежно вызовет оперативное изменение законодательства.
В-третьих, неосторожные высказывания налогоплательщика по поводу удачного обхода налогов - это один из источников оперативной информации налоговых органов.
10. Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов).
Хотелось бы отметить, что среди руководителей предприятий распространено мнение, что можно снизить налоговые платежи, используя одну чудодейственную схему. Однако, как показывает практика, наиболее эффективные результаты налоговая оптимизация приносит только при использовании всех методов в комплексе: "Лучше понемногу много, чем много ничего". По словам начальника юридического отдела консалтинговой группы "Русаудит-Мариллион" Олега Корнышева: "Мы, как правило, рекомендуем экономить по мелочам - тут копеечку, там копеечку. Для этого нужна хорошая постановка бухгалтерского учета, эффективный документооборот, чтобы каждый рубль подтвердить договором, актом или другим документом".
Сейчас компании заинтересованы в максимальном снижении налоговых платежей. Причем весьма популярные ранее незаконные способы (например, обналичка) отступают на задний план. Ведь в судах появляется все больше заведенных на Генеральных Директоров уголовных дел, связанных с незаконным уклонением от уплаты налогов. Однако законодательство позволяет снизить или отсрочить налоговые отчисления на легальных основаниях. Рассмотрим, какие у Вашей компании есть возможности по налогу на прибыль.
Большинство компаний платит налог на прибыль по методу начисления. В этом случае облагаемая прибыль возникает сразу после перехода права собственности на товары от продавца к покупателю. Оплачены они или нет – не важно. Но такое положение вещей ставит Вашу компанию в довольно невыгодное положение. Ваша бухгалтерия должна будет начислить и заплатить в бюджет налог, несмотря на то что деньги от покупателя не поступили (а могут и вовсе не поступить). В результате из оборота отвлекаются значительные средства. Этого можно избежать. В договор купли-продажи нужно включить условие, в соответствии с которым право собственности на проданные товары переходит от Вашей компании к покупателю только после их оплаты. До этого момента они считаются собственностью фирмы-продавца. А значит, до момента оплаты товаров облагаемой прибыли у Вас не будет, она возникнет лишь после поступления денег от покупателя, следовательно, и налог будет уплачен за счет этих средств. Необходимое условие в договоре может, к примеру, звучать так: «Право собственности на товары, отгруженные продавцом в рамках настоящего договора, переходит к покупателю только после их оплаты последним. До этого момента товары находятся у покупателя на ответственном хранении».
К слову
Дэвид Твиди хочет «эволюцию» финансового учета и аудита
Ричард Флек – новый глава британской FRRP
Как австралийцы читают интегрированную отчетность
Страховщикам предложили внесудебную защиту: у них может появиться отраслевой омбудсмен
Совет по МСФО обновил руководство по МСФО для МСП
GASB США ввел в действие два новых стандарта
IPSASB выпустил промежуточную версию нового стандарта по анализу финансовой отчетности
Пенсионные фонды так и не смогут переложить убытки на клиентов
ЦБ обозначил платежный надзор: под особый контроль попадут топ-20 банков
Биржа хочет расширить список торгуемых валют
Фонд МСФО опубликовал Таксономию на 2012 год
Аудиторов призвали вести себя «как в средневековье»
Минфин объяснил, как рассчитать долю участия в другой организации
ЦБ смягчил банковские риски
Fitch поддержал идею объявить некоторые РЕПО вне закона
Одобрен новый кодекс профессиональной этики для аудиторов России
Недостатки. Самый существенный недостаток данного способа возник вследствие письма Президиума ВАС РФ еще в 2005 году. Условия договора должны отражать «фактические отношения сторон и реальные финансово-экономические результаты их деятельности». Это означает, что Ваш покупатель, получив товар, не имеет права им распоряжаться до момента оплаты. Кроме того, он обязан физически отделить этот товар от других ценностей. Ваша же компания должна это проконтролировать. Почему нужно следить за этим? Дело в том, что при недобросовестных действиях покупателя (например, если он распорядился товаром до оплаты) отвечать придется продавцу, то есть Вам. В этой ситуации Ваша компания теряет право на отсрочку по уплате налога. Поэтому, заключая договор купли-продажи, Вам нужно как минимум создать видимость контроля за сохранностью товара. Для этого, во-первых, включите в договор пункт, обязывающий покупателя отделить товары от ценностей, которые ему принадлежат на основании права собственности, а также обеспечить их сохранность. Во-вторых, оформляйте совместно с покупателем акты инвентаризации отгруженных, но не оплаченных ценностей. Периодичность составления таких бумаг законодательство не регламентирует. На мой взгляд, делать это целесообразно в конце каждого отчетного периода по налогу на прибыль (месяца или квартала). Акт инвентаризации обоснует тот факт, что выручка от продажи ценностей, не оплаченных покупателем, не была отражена в налоговом учете.
Другой недостаток этого способа в том, что эти особые условия могут быть невыгодны Вашему партнеру. Ведь до оплаты полученного имущества он не сможет его продать или отгрузить другому покупателю, не нарушив условия договора. В этом случае можно вместо договора купли-продажи заключить договор комиссии или поручения. По нему Вы отдаете товар на реализацию. Результат будет похожим: Ваша фирма получит некоторую отсрочку уплаты налога на прибыль. Заплатите Вы его лишь после того, как Ваш контрагент (в данном случае он будет выступать в роли посредника) передаст право собственности на товар конечному покупателю. Причем посредник получит право распоряжаться поступившим имуществом сразу после его получения (см. также таблицу).
Снизить налог Вам поможет создание компании с льготным режимом налогообложения (например, перешедшей на упрощенную систему). Напомню, что такие компании не платят налог на прибыль, НДС, ЕСН, налог на имущество. Если часть прибыли будет переведена на счета фирмы, перешедшей на упрощенную систему налогообложения (УСН), это позволит снизить налоги в рамках двух компаний (назовем это холдингом).