Организация деятельности инспекции по работе с налогоплательщиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить теоретические аспекты, проанализировать действующую практику организации работы налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков и разработать рекомендации по повышению её качества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи дипломного исследования:
изучение сущности и содержания работы территориальных налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков;

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты организации деятельности налоговых органов
по работе с налогоплательщиками 10
Сущность и содержание работы территориальных налоговых
органов с налогоплательщиками 10
Нормативно-правовое обеспечение деятельности налоговых
органов по работе с налогоплательщиками 24
Исследование качества организации деятельности
территориальных налоговых органов по работе с
налогоплательщиками 30
Анализ организации деятельности налоговых органов в РМ по работе
с налогоплательщиками (на примере МРИ ФНС №1 по РМ) 40
Исследование деятельности инспекции по учету
налогоплательщиков 40
Оценка качества организации информирования
налогоплательщиков по вопросам налогообложения 49
2.3 Исследование факторов, оказывающих влияние на качество
обслуживания налогоплательщиков 63
Повышение качества деятельности налоговых органов в регионе по
работе с налогоплательщиками 71
Повышение результативности работы налоговых органов
с налогоплательщиками 71
Обоснование необходимости автоматизации деятельности
территориальных налоговых органов по работе с налогоплательщиками 85
Зарубежный опыт работы налоговых органов по обслуживанию
налогоплательщиков и возможности его применения в
отечественной практике 94
Заключение 118
Список использованных источников 123

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом+(Организация+работы+налоговых+органов+по+повышению+качества+работы+с+налогоплательщиками+ИФНС1)+(1)-1.doc

— 713.50 Кб (Скачать файл)

 

Организация работы налоговых  органов с налогоплательщиками – это определенные нормами права финансовые отношения по поводу своевременного поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей.

В основу построения системы  налоговых поступлений от налогообложения  физических и юридических лиц положены принципы, позволяющие физическим и юридическим лицам РФ иметь достаточные для их деятельности финансовые ресурсы и одновременно использовать платежи для регулирования их финансового состояния.

Федеральные налоги с субъектов РФ устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд также определяются Налоговым кодексом РФ. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня. Часть платежей из приведенного перечня непосредственно зачисляются в федеральный бюджет, другая часть платежей используется для регулирования бюджетов субъектов РФ. Субъекты РФ используют эти налоги для регулирования местных бюджетов. Третья часть платежей зачисляются разными долями в бюджеты всех уровней [39, с.263].

Можно выделить несколько групп регулирующих федеральные налоги и сборы.

В первую группу попадают положения Конституции РФ, которая относит установление общих принципов налогообложения на территории страны к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов. Кроме того, к ведению федеральных органов государственной власти относятся вопросы определения списка налогов и сборов, взимаемых в РФ, установления федеральных налогов и сборов. Конституция РФ так же определила, что международное законодательство имеет приоритет над федеральным законодательством. Некоторые международные договоры будут рассмотрены в рамках данного раздела.

Во вторую группу необходимо отнести законодательные  акты, которые устанавливают основы налоговой системы РФ. Первым таким  законом стал Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Этот закон, впервые в нашей стране, урегулировал налоговые правоотношения, определил общие положения налогового права в едином нормативном акте, а именно: принципы построения налоговой системы РФ и ее содержание, т.е. перечень налогов, их классификацию, порядок установления налогов; обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых органов и их должностных лиц; обязанности банков и ответственность их должностных лиц в области налогообложения. В настоящее время Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с вступлением в силу в 1998 г. первой части Налогового кодекса РФ. Окончательно положения Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» перестали действовать с 1 января 2005 года, когда был утвержден новый список налогов и сборов, взимаемых в России. Часть первая НК РФ устанавливает общие принципы налогообложения и сборов; виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; основные начала установления налогов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершения налоговых правонарушений; порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц. В 2000 году вступила в силу вторая часть НК РФ, которая устанавливает порядок взимания конкретных налогов и сборов и специальные налоговые режимы. В период с 2000 по 2005 годы во второй части НК РФ были сосредоточены практически все налоги и сборы, взимаемые в России, за исключением земельного налога. Одновременно были отменены законодательные акты, которые устанавливали налоги и сборы ранее.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах при  их многообразии и различиях должны соответствовать положениям, установленным  Налоговым кодексом РФ. В Налоговом кодексе РФ предусмотрены правила, которые применяются при определении несоответствия нормативного правового акта о налогах и сборах положениям Налогового кодекса РФ или при определении несоответствия между собой актов, имеющих разную юридическую силу [5].

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее  чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования  и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных в Налоговом Кодексе. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. С другой стороны установлено правило, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей имеют обратную силу. При этом необходимо иметь в виду, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это [44, с.126].

В целях дальнейшего совершенствования организации взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков был утвержден единый стандарт обслуживания налогоплательщиков (Приказ Федеральной налоговой службы от 14.08.2008 г. № ММ-3-4/362@  «Об утверждении Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков») [11].

Руководствоваться единым стандартом обязаны все территориальные  органы ФНС России, осуществляющие взаимодействие с налогоплательщиками. Причем будет обеспечен контроль соблюдения сроков и форм предоставления налогоплательщикам услуг и процедур, установленных стандартом, в том числе посредством проведения аудиторских и тематических проверок внутреннего аудита организации работы нижестоящих налоговых органов. С целью информирования налогоплательщиков о Едином стандарте обслуживания, документ уже размещен на интернет-сайте управления ФНС России по субъекту РФ [11].

В стандарте  систематизированы виды оказываемых  налоговыми органами услуг, которые  разделены на пять групп:

  • оказание услуг по регистрации и учету налогоплательщиков;
  • оказание услуг по приему, регистрации налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и других документов, по предоставлению информации налогоплательщикам (выдача справок, ответов на запросы и др.)
  • информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам 
  • оказание услуг по выдаче разрешений, лицензированию, проведению экспертных оценок и регистрации объектов игорного бизнеса
  • оказание услуг по информированию налогоплательщиков.

 

 В стандарте также  приведены сроки реализации услуг, отражена форма предоставления конкретной услуги, а также содержится информация о том, какими нормативными правовыми актами регулируются действия налоговых органов.

В частности, государственная  регистрация юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, а также выдача документов ее подтверждающих, должна занимать не более пяти рабочих дней  со дня представления документов в регистрирующий орган.  В аналогичный срок  налоговые органы должны будут предоставлять сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, ЕГРН, причем  возможно и срочное представление – не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса. Стандартом также предусмотрено, что постановка на учет организаций в налоговом органе  по месту их нахождения должна быть осуществлена не позднее 5 рабочих дней со дня представления  документов для государственной регистрации.  Снять с учета организацию налоговые органы обязаны не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в реестр о прекращении ее деятельности.

В стандарте появилось описание новой процедуры – рассмотрение заявления и выдача справки о подтверждении неполучения социального налогового вычета либо подтверждения факта неполучения суммы предоставленного вычета в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ (справка формы КНД 1160077). Справка выдается в течение 30 дней со дня регистрации письменного заявления [11]. 

Таким образом, реализуя конституционные нормы, Налоговый  кодекс РФ установил, что если международным  договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ. Далее исследуем качество организации работы территориальных налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

1.3 Исследование качества организации деятельности территориальных налоговых органов по работе с налогоплательщиками

 

Построение  эффективных партнерских отношений  с налогоплательщиками является важным аспектом в работе налоговых органов. Однако исторически сложилось, что российский налоговый инспектор и российский налогоплательщик находятся по разные стороны баррикад. И если они не воюют в открытую, то, мягко говоря, недолюбливают друг друга.

Одним из приоритетов работы налоговой службы остается выстраивание системного, клиентоориентированного подхода к организации работы с налогоплательщиками. Основная задача – обеспечить исполнение налогоплательщиком своего гражданского долга по уплате налогов. Федеральная налоговая служба постоянно анализирует информацию об отношении налогоплательщиков к работе налоговой службы. Для этого проводятся социологические исследования оценки восприятия налогоплательщиками качества работы налоговой службы, как в целом, так и по отдельным направлениям [10].

Данные опроса, проведенного в начале 2011 года, показали, что интегральный индекс удовлетворенности налогоплательщиками качеством обслуживания в 2010 году составил 73 процента. Для сравнения: в 2009 году он составлял 69,5 процента. Тенденция, как видим, неплохая. И в этом году она продолжилась. По результатам социологического исследования, проведенного в середине года общественной организацией «ОПОРА России», более 70 процентов респондентов позитивно оценили работу налоговых органов. В частности, отмечалось, что введение упрощенной системы налогообложения стало важнейшим шагом на пути упрощения условий работы для среднего и малого бизнеса. Значительное количество компаний, используя УСН и другие специальные налоговые режимы, избавилось от большой части проблем, связанных с налоговым администрированием.

Важным направлением совершенствования взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками является разъяснительная работа, помогающая последним в ведении бизнеса. ФНС России запущен новый информационный ресурс «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». Он представляет собой базу писем с разъяснениями ФНС и Минфина России. Все разъяснения ФНС, размещенные на этом информационном ресурсе, подлежат обязательному и неукоснительному применению территориальными налоговыми органами по всей вертикали. Налогоплательщики в случае необходимости могут воспользоваться данным сервисом и использовать информацию, размещенную на нем. Указанный ресурс – это еще один шаг к открытости налоговой службы. Разместив на сервере информацию, мы обозначили единую позицию в решении определенного вопроса, и вся налоговая служба работает в этом едином поле.

Что касается информирования граждан, то, по мнению налоговой службы, оно должно быть адресным, с учетом потребностей каждой категории налогоплательщиков. В настоящее время разрабатывается программа адресного информирования, которая включает создание печатных и электронных буклетов, ориентированных на различные группы налогоплательщиков. В настоящее время на сайте ФНС России размещено несколько буклетов («В помощь начинающему предпринимателю. Выбор системы налогообложения», брошюра по налогу на доходы физических лиц) [53, с.90].

В текущем 2011 году налоговой службой разработана Концепция ФНС России по организации работы с налогоплательщиками. Ее основная цель –повышение уровня обслуживания налогоплательщиков через развитие понятного, удобного и экономически оправданного налогового администрирования, повышение налоговой культуры и мотивации налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств.

ФНС России расширяет спектр услуг, предоставляемых  в электронном виде. На сайте ФНС сегодня представлено 22 онлайн–сервиса. Самым востребованным является сервис «Проверь себя и контрагента» – за неделю формируется более четырех миллионов запросов. После него идет сервис «Узнай свою задолженность». За неделю этот сервис посещает до полумиллиона человек. С июня 2011 года налогоплательщики – физические лица получили возможность оплатить задолженность по имущественным налогам через личный кабинет налогоплательщика посредством электронных платежных систем. За время работы сервиса было проведено 105 тысяч платежей на сумму более 76 миллионов р.

Для налогоплательщиков Москвы, Санкт-Петербурга, Тульской и Оренбургской областей реализован проект «Электронная регистрация», который позволяет подавать документы на государственную регистрацию в электронном виде, используя интерактивный сервис, размещенный на сайте ФНС. В структуре Управления ФНС России по г. Москве создан контакт-центр. Ежедневно сюда поступает около двух тысяч звонков (в период декларационной кампании – до трех тысяч). Сейчас среднее время ожидания налогоплательщиком ответа на звонок в контакт-центр составляет около 20 секунд. Обрабатывается в среднем 96 процентов от общего объема поступающих вызовов. Стоит отметить, что в мировой практике этот показатель составляет 90 процентов. В ближайшее время планируется на базе московского центра создать, федеральный контакт-центр [55, с.10].

Кроме того, в настоящее время в пяти регионах России внедрен в промышленную эксплуатацию интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», позволяющий гражданам ознакомиться с состоянием своего лицевого счета, получить информацию об объектах налогообложения, просмотреть налоговые уведомления. Реализована функция обратной связи – при обнаружении ошибок налогоплательщик сможет обратиться в налоговую инспекцию через форму «Обращение в ФНС России».

Информация о работе Организация деятельности инспекции по работе с налогоплательщиками