Организация деятельности инспекции по работе с налогоплательщиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить теоретические аспекты, проанализировать действующую практику организации работы налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков и разработать рекомендации по повышению её качества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи дипломного исследования:
изучение сущности и содержания работы территориальных налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков;

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты организации деятельности налоговых органов
по работе с налогоплательщиками 10
Сущность и содержание работы территориальных налоговых
органов с налогоплательщиками 10
Нормативно-правовое обеспечение деятельности налоговых
органов по работе с налогоплательщиками 24
Исследование качества организации деятельности
территориальных налоговых органов по работе с
налогоплательщиками 30
Анализ организации деятельности налоговых органов в РМ по работе
с налогоплательщиками (на примере МРИ ФНС №1 по РМ) 40
Исследование деятельности инспекции по учету
налогоплательщиков 40
Оценка качества организации информирования
налогоплательщиков по вопросам налогообложения 49
2.3 Исследование факторов, оказывающих влияние на качество
обслуживания налогоплательщиков 63
Повышение качества деятельности налоговых органов в регионе по
работе с налогоплательщиками 71
Повышение результативности работы налоговых органов
с налогоплательщиками 71
Обоснование необходимости автоматизации деятельности
территориальных налоговых органов по работе с налогоплательщиками 85
Зарубежный опыт работы налоговых органов по обслуживанию
налогоплательщиков и возможности его применения в
отечественной практике 94
Заключение 118
Список использованных источников 123

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом+(Организация+работы+налоговых+органов+по+повышению+качества+работы+с+налогоплательщиками+ИФНС1)+(1)-1.doc

— 713.50 Кб (Скачать файл)

Начата разработка нового сервиса для юридических  лиц «Личный кабинет налогоплательщика – 3». Назначение сервиса состоит в оптимизации процессов взаимодействия налогоплательщика – юридического лица с подразделениями ФНС России. Данный сервис будет ключевым средством взаимодействия налогоплательщиков – юридических лиц с налоговыми органами.

В системе межведомственного электронного взаимодействия, которая заработала с 1 октября 2011 года, налоговая служба является одним из крупнейших поставщиков данных, необходимых для оказания более 220 государственных услуг 51-му федеральному ведомству. При этом налоговая служба сама оказывает девять государственных услуг, требующих организации межведомственного взаимодействия.

На  сайте действительно работает электронное анкетирование. В нем уже приняли участие более семи тысяч налогоплательщиков. Они поставили налоговым органам свою оценку и объяснили, из чего она сложилась, ответив на дополнительные вопросы по поводу качества обслуживания, удобства процедур. Для нас электронное анкетирование – очень важный социологический инструмент, который помогает нам оперативно реагировать на возникающие проблемы взаимодействия налогоплательщиков с налоговиками. Мы следим за результатами в режиме онлайн и стараемся незамедлительно принимать меры.

Налоговые органы, администрируя имущественные налоги, являются «конечным звеном» в достаточно длинной цепи органов государственной власти и организаций, осуществляющих учет объектов недвижимого имущества и транспортных средств, регистрацию прав на объекты недвижимости, регистрацию граждан по месту жительства, регистрацию фактов рождения и смерти физических лиц. Однако только в конце 2010 года в Налоговый кодекс были внесены изменения, обязывающие указанные органы и организации представлять налоговым органам необходимые для исчисления налогов сведения, а также сведения, необходимые для уведомления налогоплательщиков о суммах налогов и сроках их уплаты в электронном виде в соответствии с утвержденными формами и форматами.

Транспортные  средства по сравнению с другим имуществом, принадлежащим гражданам (земельные участки, жилые дома, квартиры), наиболее активно участвуют в гражданском обороте (автомобиль в среднем один раз в три – пять лет меняет владельца, может использоваться по доверенности, находиться в угоне), что соответственно требует оперативного и точного представления сведений обо всех изменениях в налоговые органы. Основным «поставщиком» информации для исчисления транспортного налога являются подразделения Госавтоинспекции. Органы ГИБДД в субъектах РФ используют сегодня для регистрации транспортных средств более 30 различных программных продуктов, в которых одни и те же сведения отображаются по-разному. Кроме того, в отдельных случаях сведения, содержащиеся в данных программных продуктах, могут не соответствовать документам, выданным владельцам транспортных средств. Например, когда мощность двигателя, содержащаяся в базах данных ГИБДД, не соответствует данным техпаспорта.

Некорректность  исчисления транспортного налога является следствием того, что данные с опозданием попадают в базу налоговых органов или совсем отсутствуют. Так, зачастую отсутствует информация об угоне автомобиля, за время которого транспортный налог не начисляется и пострадавшему владельцу приходится самому представлять в налоговую инспекцию справку – подлинник органов МВД. При этом нельзя сказать, что представляемые налоговой службе органами ГИБДД данные изначально являются ошибочными. Дело в объективных сложностях, которые связаны с различным ведением и наполнением баз данных государственных органов [55, с.12].

Как уже было сказано, налоговые органы для целей  исчисления имущественных налогов  аккумулируют сведения многочисленных органов власти и организаций, многие из которых и до настоящего времени не ведут электронные базы данных (ЗАГСы до сих пор из-за отсутствия систематизированных электронных баз данных предоставляют сведения на бумажных носителях). Другие ввиду определенного «исторического наследия» не могут на данном этапе добиться высокой точности информации. В качестве примера приведу Росреестр. На основании данных этой службы налоговые органы рассчитывают земельный налог и налог на имущество физических лиц. Росреестр, созданный в 2009 году, объединил информационные ресурсы Роснедвижимости, Росрегистрации, Роскартографии. Законодательством РФ предусмотрено ведение в электронном виде Государственного кадастра недвижимости с 2000 года, а Единой государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним – только с 2008 года. До этого времени учет земельных участков, регистрация прав на земельные участки и иные объекты недвижимости велись на бумажных носителях. Учет объектов капитального строительства в Государственном кадастре недвижимости в полном объеме в электронном виде будет вестись только с 1 января 2013 года (в настоящее время эти объекты недвижимости ставятся на технический учет в органах технического учета и инвентаризации). Общий объем сведений, который в электронном виде должен содержаться в базах данных Росреестра, составляет около 150 миллионов объектов недвижимости. Безусловно, одномоментно обеспечить полноту и достоверность этих сведений непросто. Тем не менее, эффективность администрирования имущественных налогов напрямую зависит от качества предоставляемой регистрирующими органами информации.

Это то, что касается причин образования так называемых грязных данных. И следует отметить, что сегодня основной задачей органов государственной власти и организаций, представляющих налоговым органам сведения для исчисления налогов и последующего направления налогоплательщикам уведомлений и платежных документов с указанием сумм и сроков их уплаты, является искоренением этих причин.

Текущий 2011 год действительно назвали годом борьбы с «грязными» данными. И начали эту работу с синхронизации информационных ресурсов налоговых органов с информационными ресурсами основных «поставщиков» информации для исчисления имущественных налогов – органами Росреестра и подразделениями ГИБДД. 1 октября завершен основной этап работ по верификации информационных ресурсов налоговых органов и органов Росреестра. Следует отметить, что из 25 миллионов земельных участков, которые сегодня являются объектами налогообложения земельным налогом, органы Росреестра смогли в автоматизированном режиме представить в налоговые органы, с целью верификации данные только о десяти миллионах участков и их правообладателях. При этом в базы данных налоговых органов добавлено 188 тысяч новых земельных участков, ранее не вовлеченных в налоговый оборот, и около двух миллионов сведений о вновь зарегистрированных правах. 290 тысяч сведений о правах на объекты недвижимости исключены из базы данных налоговых органов по причине прекращения данных прав у налогоплательщиков. Работа по верификации информационных ресурсов налоговых органов и органов Росреестра будет продолжена, но более 60 процентов сведений органам Росреестра необходимо будет разобрать вручную.

Ситуация с информационными ресурсами органов ГИБДД еще более сложная. На ней я уже останавливалась. Проведение процедуры верификации информационных ресурсов налоговых органов и органов ГИБДД запланировано на первый квартал 2012 года.

Для совершенствования  информационного взаимодействия с органами власти и организациями – «поставщиками» информации, необходимой для исчисления имущественных налогов и уведомления налогоплательщиков о суммах платежей и сроках их уплаты, ФНС России провела ряд мероприятий:

  • подписаны соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене ФНС России с Росреестром, Ростехинвентаризацией — Федеральным БТИ, Ространснадзором, Росавиацией, МЧС России и совместное письмо с Минсельхозом России в части представления регламентированных сведений в электронном виде;
  • приказами ФНС России утверждены форма, порядок ее заполнения и формат сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, и сделках с ним; о правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества, а также форма, порядок ее заполнения и формат ведений об инвентаризационной стоимости и иных сведений, необходимых для исчисления налогов, предоставляемых органами государственного технического учета;
  • разработаны программные средства, обеспечивающие возможность получения сведений в соответствии с утвержденными форматами на региональном и местном уровнях;
  • проведена опытная эксплуатация программного обеспечения, реализующего представление ФНС России Федеральной миграционной службой информации о паспорте гражданина РФ.

Но хотелось бы обратить внимание на то, что помочь нам предотвратить ошибки в исчислении имущественных налогов могут и сами граждане, информируя налоговые органы об ошибках в уведомлениях. Такая возможность у граждан есть. Нужно просто направить информацию о некорректных данных, использованных для расчета налога, в налоговый орган по почте, электронной почте, воспользоваться электронным сервисом, размещенном на сайте ФНС «Обратиться в ФНС России», или же в рамках электронного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика». Налоговый орган при рассмотрении обращения, направленного любым перечисленным выше способом, обязан при необходимости уточнить сведения в регистрирующих органах, осуществить перерасчет налога или уведомить налогоплательщика о том, что сведения, представленные регистрирующим органом, отличаются от данных налогоплательщика и внесение каких-либо изменений возможно только после внесения изменений в информационные ресурсы регистрирующего органа.

Основная задача Федеральной налоговой службы – это контроль за соблюдением налогового законодательства. То есть в данном случае правильнее будет говорить о проблеме занижения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. Сегодня мы имеем положительную динамику поступлений налога на доходы физических лиц, что подтверждает рост среднемесячной начисленной заработной платы одного работника. Так, за девять месяцев текущего года поступления НДФЛ выросли на 11 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Такой же рост наблюдается и по показателю заработной платы (в номинальном выражении). Конечно, со своей стороны мы принимаем все предусмотренные законом меры по легализации налоговой базы по налогам, в том числе по НДФЛ, используем при этом все доступные нам инструменты, проводим контрольные мероприятия [56, с.190].

Кроме того, еще  в 2006 году налоговая служба инициировала создание комиссий по легализации налоговой базы, как в налоговых органах, так и при администрациях субъектов РФ, в том числе по НДФЛ. Акцент в работе комиссий сделан на всестороннем анализе финансово-хозяйственной деятельности организации, оценке возможных налоговых рисков, в том числе на выплате заработной платы ниже среднего по отрасли уровня. Те налогоплательщики, которые выплачивают заработную плату ниже, чем в среднем по отрасли в данном регионе, приглашаются в налоговый орган для представления пояснений. То есть работа комиссий главным образом нацелена на предупреждение налоговых правонарушений, в том числе связанных с полнотой и своевременностью уплаты НДФЛ.

Одна из основных целей ФНС России состоит в  том, чтобы создать условия для  своевременного и полного выполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов и сборов, в том числе путем предоставления удобных и надежных способов информационного взаимодействия на основе современных технологий, формирования у налогоплательщиков налоговой культуры и создания положительной репутации налоговой службы.

Кроме представления  информации по запросам, налоговыми инспекциями  рассылалась по электронной почте  налогоплательщикам информация открытого  характера: об изменении налогового законодательства, объявления, налоговые календари, памятки, данные об изменениях реквизитов платежных документов.

Таким образом, улучшение качества предоставления услуг повышает степень  доверия  налогоплательщиков к налоговой службе, что укрепляет налоговую дисциплину, а, следовательно, будет способствовать росту уровня собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ  организации деятельности налоговых органов в РМ по работе с налогоплательщиками (на примере МРИ ФНС №1 по РМ)

 

2.1 Исследование  деятельности инспекции по учету  налогоплательщиков

 

В Межрайонной  инспекции ФНС России №1 по Республике Мордовия состоят на налоговом учете  два муниципальных образования: Пролетарский район г. Саранска и  Старошайговский район РМ.

Пролетарский  район г. Саранска и Старошайговский  район РМ входят в состав Республики Мордовия Приволжского федерального округа.

 На территории  Пролетарского района г. Саранска  площадью 26,2 кв. км. проживает 95,0 тыс.  человек. Плотность населения  составляет 3626 чел./кв.км.

Численность населения  Старошайговского района 14,1 тыс. человек, площадь территории 1420 кв. км., плотность населения 9,9 чел./кв. км.

  Организационная структура отделов:

1.Отдел камеральных  налоговых проверок.

2.Отдел выездных  налоговых проверок.

На практике Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Республике Мордовия камеральные проверки проводятся в течение 3-7 дней по мере предоставления всех необходимых документов со стороны налогоплательщика, в некоторых случаях документация проверяется по истечении 10-15 дней.

Для урегулирования возникших между налоговыми органами и налогоплательщиками разногласий, а также в целях получения более объективной информации о финансово-хозяйственной деятельности последних налоговый орган вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

Случается, что  налогоплательщик осуществил переплату по налогу, в свою очередь ИФНС обязана оформить заключение по принятому решению о зачете переплаты по конкретному  налогу.

 Работники  отдела камеральных налоговых  проверок осуществляют междокументальный  контроль, где сверяются последние и предыдущие налоговые периоды.

Информация о работе Организация деятельности инспекции по работе с налогоплательщиками