Основы налоговой и дотационной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы продиктована тем, что система
налогообложения на сегодняшний день является одним из наиболее важных
экономических регуляторов в критериях рыночных отношений, главным
инструментом финансово-кредитного механизма регулирования экономики
государством.

Содержание

Введение........................................................................................................ 3
Глава 1. Теоретические основы налоговой и дотационной системы...... 5
1.1. Сущность и функции налогов .............................................................. 5
1.2 Принципы системы налогообложения РФ........................................... 9
1.3 Понятие дотационной системы........................................................... 13
1.4 Дотации в системе бежбюджетных отношений ................................ 16
1.5. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов
Российской Федерации ........................................................................................ 20
Глава 2. Дотации и налоги как инструмент регулирования рыночной
экономики.............................................................................................................. 25
2.1. Налог и дотация как основные инструменты воздействия
государства на рынок ........................................................................................... 25
2.2. Методика распределения дотаций и налогов на выравнивание
бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. .................... 29
Заключение.................................................................................................. 36
Список литературы........

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги и дотации.docx

— 206.38 Кб (Скачать файл)

4) принцип недискриминационного  характера налогов и сборов - налоги  и сборы не могут различно  применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных  и иных подобных критериев. Не  допускается устанавливать дифференцированные  ставки налогов и сборов, налоговые  льготы в зависимости от формы  собственности, гражданства физических  лиц или места происхождения  капитала;

5) принцип экономической  обоснованности. Налоги и сборы  должны иметь экономическое основание  и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие  реализации гражданами своих  конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) принцип установления  всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения. Акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие  налоги (сборы), когда и в каком  порядке он должен платить;

7) обеспечение единого  экономического пространства Российской  Федерации. Конституционный принцип  единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки  конкуренции, свободы экономической  деятельности установлен ч. 1 ст. 8

Конституции РФ. Таким образом, установление налогов, препятствующих развитию единого экономического пространства путем, например ограничения объема перемещаемых из одного субъекта Федерации в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов, является незаконным;

8) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах и  сборах толкуются в пользу  налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении  налоговых споров, основанных на  различном толковании налоговыми  органами и налогоплательщиками  норм законодательства о налогах  и сборах судам необходимо  оценивать определенность соответствующей  нормы.

1.3 Понятие  дотационной системы

Термин «дотация» произошел от латинского слова «dotation» и в переводе на русский язык означает «дар, пожертвование».

Существует несколько определений понятия «дотация».

В первую очередь, дотации представляют собой межбюджетные трансферты, которые предоставляются безвозмездно и безвозвратно. При этом абсолютно не важно, для каких целей и при каких условиях будут использованы предоставленные средства.

Так же дотации – это денежные средства, которые получают предприятия в том случае, если их издержки на производство и продажу выпускаемой продукции больше, чем выручка, которую они получают от реализации данной продукции. Эти денежные средства выделяются из государственного или местных бюджетов.

Третье понятие термина «дотация» наиболее близко и понятно каждому человеку. Итак, дотации представляют собой выплаты работнику. Однако, выплата дотаций в этом случае должна быть оговорена в трудовом договоре или в законодательном акте. К примеру, работники могут получать дотации на проезд к месту работы, на питание, а также выплаты на детей, если те являются несовершеннолетними.

В четвертом случае дотации – это выплаты, которые получают производители продукции при условии малорентабельного производства.

С помощью дотаций покрываются убытки и компенсируются повышенные издержки. Предприятия, которые получают дотацию, вместе с ней получают и возможность избежать банкротства, а также не допустить роста розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги благодаря тому, что, выделенные из бюджетных средств, дотации оплачивают некоторую часть цен на эти товары и услуги.

В случае, если бы производители товаров и услуг не получали дотаций, значительная часть расходов была бы переложена на потребителей, а это значит, что розничные цены были бы гораздо выше. Но дотации выплачиваются из бюджетных средств и тем самым приводят к дефициту бюджета.

В зависимости от экономики страны дотациям отводится разная позиция. К примеру, если в стране осуществляется государственно-административное управление экономикой, то использование дотаций в такой стране достаточно широко распространено. А вот в стране с рыночным типом экономики дотации гораздо менее распространенное явление благодаря жестким требованиям самофинансирования и самоокупаемости.

Дотация – это своеобразная помощью, которую получает производитель, чтобы осуществить сбыт производимой им продукции в запланированном объеме по цене, которая не будет завышенной и заинтересует покупателей на рынке.

Дотации получают предприятия с низкой рентабельностью, однако, имеющие большое значение для национальной экономики. Чаще всего дотируются: сельскохозяйственное производство, социально-культурные учреждения, жилищно-коммунальные хозяйства, фундаментальная наука.

Цель выплат дотаций – это покрытие убытков, компенсация издержек, которые превышают доход. В случае, когда дотации выплачиваются из бюджета страны, и они направлены на предотвращение роста цен, возникает дефицит бюджета. В результате осуществляется дополнительная денежная эмиссия, которая может привести к инфляции.

В стране с «закрытой» экономикой дотации позволяют избежать роста цен, расходы оплачивает государство, а не рядовой потребитель. Выплата дотаций в стране с «открытой» экономикой позволяет поддержать национального производителя, стимулирует внутренний спрос. Увеличивается занятость населения и растет уровень жизни. Импортируемые товары в этом случае имеют обычно более низкую цену. Чтобы покрыть этот разрыв используется механизм дотаций. Кроме этого, при помощи дотаций осуществляется стимулирование производства социально-значимых товаров, работ и услуг по низким ценам, которые доступны всем слоям населения.

Выплаты дотаций предприятиям – вторая по значению и первая по размеру статья расходов бюджета государства. Сохранение государственного регулирования цен является одной из причин существования финансовой помощи.

Дотация представляет собой безвозвратное денежное пособие, которое предоставляется за счет государственно бюджета. Дотации получают предприятия, местные органы власти, отдельные лица для покрытия убытков и компенсации потерь, а также балансирования местных бюджетов и иных целей. Дотации не имеют строго целевого назначения.4

1.4 Дотации  в системе бежбюджетных отношений

Межбюджетные отношения рассматриваются как разновидность бюджетных отношений, складывающихся между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями по поводу распределения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы, последующего перераспределения доходов между бюджетами одного уровня бюджетной системы, а также по поводу организационного обеспечения процессов исполнения бюджетов, осуществления государственного финансового контроля за расходованием бюджетных средств в ходе бюджетного

регулирования1.

Межбюджетные отношения — это совокупность отношений по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий территориальных образований, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса5.

Межбюджетными отношениями признаются отношения между органами власти, преимущественно разных уровней, по разграничению на постоянной основе (без ограничения сроком) расходных и доходных полномочий, соответствующих им расходов и в максимально возможной степени доходных источников, а также отношения по межбюджетному регулированию: распределению некоторых налогов по нормативам отчислений между бюджетами разных уровней и перераспределению средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой в разных формах в целях обеспечения доступа граждан на всей территории страны к получению бюджетных услуг1.

Таким образом, специалисты приводят довольно широкие по содержанию определения понятия межбюджетных отношений.

Большинство определений основывается на перечислении видов бюджетных отношений, квалифицируемых как «межбюджетные». Состав разновидностей межбюджетных отношений, анализируемых в рамках настоящей темы, позволяет определить, в чем состоит «качественная» сторона данных бюджетных отношений.

Финансово-правовая наука трактует межбюджетные отношения неоднозначно. Еще более неоднозначно определено содержание отдельных видов межбюджетных отношений, в том числе отношений по распределению дотаций и субсидий между бюджетами.

Особое значение имеет конкретная группа межбюджетных отношений — отношения распределения дотаций как разновидности межбюджетных трансфертов. Такие отношения возникают и развиваются с целью обеспечить стабильную бюджетную (финансовую) деятельность государства и входящих в его состав публично-правовых образований — сформировать финансовую основу реализации задач и функций государства на различных территориальных уровнях.

В последние годы наблюдается активное реформирование бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

Это вызвано стремительным развитием бюджетных отношений, требующих четкого всестороннего правового регулирования, необходимостью усиления контроля за исполнением бюджета, достижения стабилизации уровня финансовых поступлений в публичные бюджетные фонды, активизацией межбюджетных отношений, необходимостью оптимального функционирования бюджетных фондов. Бюджетные отношения получают объективно необходимое нормативное правовое регулирование в силу их прямой связи с публичными финансовыми ресурсами, как следствие — значительно расширилось содержание бюджетного законодательства. Немалое количество нормативных правовых актов принято и принимается как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. В то же время следует констатировать, что бюджетное законодательство в части регулирования межбюджетных отношений все еще недостаточно развито. Так, например, Бюджетный кодекс РФ не содержит целостных нормативных требований, касающихся оснований, целей и условий предоставления дотаций и субсидий. Недостаточно четко определен правовой статус субъектов, предоставляющих бюджетные средства в виде дотаций и субсидий. Пробелы регулирования режимных характеристик дотаций и субсидий как основных разновидностей межбюджетных трансфертов в конечном счете сказываются на действенности межбюджетных отношений и эффективности бюджетного процесса в целом.

Отмеченное объясняет пристальное внимание российских ученых и практиков к проблемам межбюджетных отношений, их желание осмыслить соответствующие бюджетно-правовые концепции с учетом действующего законодательства, финансовой, социально-экономической, политической обстановки в стране.

В целом дотации следует отнести к так называемой первой группе межбюджетных отношений.

Первая группа — межбюджетные отношения, связанные с распределением денежных (бюджетных) средств между бюджетами бюджетной системы в различных формах — имущественные межбюджетные отношения. Формы распределяемых между бюджетами средств охватываются понятием «межбюджетные трансферты».

Согласно ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты — это «средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации». Межбюджетные трансферты выделяются в нескольких формах: дотации; субсидии; субвенции; иные формы межбюджетных трансфертов (по анализу ст. 129, 135, 142 БК РФ).

Соответственно указанным формам межбюджетных трансфертов межбюджетные отношения делятся на следующие подгруппы:

межбюджетные отношения по предоставлению дотаций, межбюджетные отношения по предоставлению субсидий, межбюджетные отношения по предоставлению субвенций, иные межбюджетные отношения.

Объектами указанной группы межбюджетных отношений являются бюджетные средства — межбюджетные трансферты в конкретной форме.6

Наиболее важный способ передачи средств из вышестоящих бюджетов нижестоящим – отчисления в % от налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом.

В случаях, когда на территориях не имеется достаточного налогового потенциала и поэтому не имеется возможности отрегулировать территориальные бюджеты за счет отчислений от налогов, используется метод дотаций, т.е. плановый передачи средств из вышестоящих бюджетов абсолютной сумме. Разновидностью дотаций является субвенция, т.е. целевая передача средств, и субсидия – предоставление средств другому бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов. Дотация (от лат. dotatio — дар, пожертвование) Дотация – это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственными предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности. Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия.

Другими словами, если на товар устанавливается дотация, то это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть – государством. Таким образом, цена потребителя снижается.

В последнее время дотации вытесняются – субвенциями. Субвенция – это фиксированный объем государственных средств, которые выделяются безвозмездно национально- государственным и административно-территориальным образованиям для финансирования целевых расходов из бюджетов.

Информация о работе Основы налоговой и дотационной системы