Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 09:29, контрольная работа
Налогообложение предприятий осуществляется в соответствии с принципами и порядком, определенными налоговым законодательством РФ. В этом смысле система налогообложения выступает как фактор внешней среды функционирования фирмы, который через систему правовых норм задает совокупность финансовых обязательств перед государством и правила их выполнения. Вместе с тем специфика налоговых отношений такова, что их действие не ограничивается областью внешних взаимоотношений фирмы.
Введение…………………………………………………………….…....…3
1. Понятие и сущность налога……………………………….….…...........4
2. Функции налогов и их роль………………………………….…........…7
3. Элементы налогов…………………………………….…....................…9
4. Виды налогов и их классификация……………………………….........12
5. Особенности налоговой системы в России………………….…….......18
Заключение…………………………………………………………........….21
Список использованной литературы………………..................….....……22
3. Элементы налогов
В теории налогообложения принято рассматривать налог по его элементам. Элементы налога представляют собой принципы построения и организации взимания налогов.
Двусмысленность, нечеткость, неполнота информации о налоге могут привести, во-первых, к уклонениям от уплаты налогов на законных основаниях, использованию налоговых лазеек, во-вторых, к расширенному толкованию отдельных положений законодательства и злоупотреблениям налоговых органов.
Выделяют:
1) основные (существенные) элементы налога – это элементы, без которых не могут считаться определенными налоговое обязательство и порядок его исчисления: субъект налога (налогоплательщик), объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога;
2) факультативные элементы
Субъект налога (налогоплательщик) – лицо, на котором лежит обязанность уплаты налога за счет собственных средств. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. [10;125]
Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет определенный объект налогообложения.
Выделяют следующие виды объекта налога: права; деятельность субъекта
(действия субъекта); результат деятельности.
В зависимости от прав объекты налогообложения подразделяются на имущественные и неимущественные. К имущественным объектам относятся право пользования землей; право собственности на землю, имущество организаций. К неимущественным объектам относится право занятия определенным видом деятельности – лицензионные сборы.
К деятельности субъекта относится, например, добыча полезных ископаемых. К действиям относятся реализация товара, работ, услуг; вывоз или ввоз товара на таможенную территорию.
К результатам деятельности относятся прибыль; доход; добавленная стоимость.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налогооблагаемая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период представляет собой срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период для разовых налогов не устанавливается. [4;89]
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налогооблагаемой базы. Налоговую ставку называют также нормой налогообложения. Выделяют налоговые ставки: процентные (долевые); твердые (в абсолютной сумме на единицу измерения); комбинированные (состоящие из процентной и твердой – акцизы на отдельные виды табачных изделий). Налоговые ставки по отношению к изменению налоговой базы выделяют следующие: прогрессивные; регрессивные; пропорциональные.
Порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, установленных законодательством.
Порядок и сроки уплаты налога. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога или в ином порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается законодательством применительно к каждому налогу.
Сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу. Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годом, кварталом, месяцем и днем, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
Кроме существенных элементов налога, выделяются факультативные элементы.
Налоговые льготы (англ. tax exemptions) – предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога при наличии объекта налогообложения, а также
иное смягчение налоговой нагрузки для налогоплательщика.
В соответствии со ст. 56 НК РФ, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
4. Виды налогов и их классификация
Классификация налогов (англ. tax classification) – это группировка налогов по видам. Критерии классификации определяются исходя из элементов налога и элементов налогового производства. Группировка налогов обусловлена различными критериями классификации: способ взимания налогов; орган, устанавливающий налог; уровень бюджета, в который зачисляется налог; субъект-налогоплательщик; объект налогообложения; источник налога; метод обложения; характер использования налоговых сумм; порядок введения налога; периодичность уплаты налога; способ обложения.
По способу взимания налоги группируются на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или стоимости имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые налоги и личные прямые налоги. Реальными прямыми налогами облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения. К реальным прямым налогам относятся земельный налог, транспортный налог и др.
Личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность налогоплательщика. К личным прямым налогам относятся налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц.
Косвенные налоги взимаются через цену товара, работ, услуг. Косвенные налоги рассчитываются как доля от цены продукции или ее различных компонентов и включаются в цену или тариф оплачиваемого потребителем товара, работ, услуг. К косвенным налогам относятся: акцизы; налог на добавленную стоимость; таможенные пошлины.
По объектам взимания косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные и косвенные универсальные.
Косвенными индивидуальными налогами облагаются строго определенные группы товаров. К ним относятся акцизы на отдельные виды подакцизных товаров.
Косвенными универсальными налогами облагаются все товары, работы, услуги за некоторыми исключениями. К ним относится, например, налог на добавленную стоимость.
Таким образом, критерием группировки налогов на прямые и косвенные является возможность переложения налогов на потребителей:
– окончательным плательщиком прямых налогов выступает получатель дохода;
– окончательным плательщиком косвенных налогов становится конечный потребитель товара, на которого налог перелагается путем надбавки к цене.
По органу, устанавливающему налоги, выделяют федеральные (общегосударственные), региональные и местные Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ, и являются обязательными к уплате на всей территории Российской Федерации. Законодательством РФ определяются плательщики, объект налогообложения, размеры ставок, методы исчисления налогов, порядок зачисления сумм налогов в бюджеты различных уровней. К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с НК и законами субъектов РФ, а также обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог. [13; 21]
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. К местным налогам и сборам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.
Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать: 1) освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов; 2) особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги группируются на закрепленные и регулирующие.
По субъекту-налогоплательщику налоги группируются:
– на физических лиц (налог на доходы физических лиц; налог на имущество физических лиц);
– юридических лиц (налог на прибыль организаций; налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на имущество организаций и др.);
– смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и юридическими лицами (земельный налог, транспортный налога, госпошлина).
По объекту обложения налоги группируются:
– на налоги на имущество (налог на имущество организаций; транспортный налог и др.);
– рентные (ресурсные) налоги (налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и др.);
– налоги на доходы или прибыль (налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц);
– налоги на действия (обороты по реализации, финансовые операции);
– прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы.
От источника налоги группируются:
– на расходы, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг (земельный налог, налог на добычу полезный ископаемых, транспортный налог и др.);
– финансовый результат (налог на прибыль организаций, налоговые санкции);
– совокупный доход (налог на доходы физических лиц);
– добавленная стоимость (налог на добавленную стоимость).
По методу обложения налоги группируются:
- на равные (целевые налоги, подушное налогообложение);
- пропорциональные (налог на прибыль организаций);
- прогрессивные (налог на имущество физических лиц);
- регрессивные (действовавший до 01.01.2010 г. единый социальный налог). [14;67]
По характеру использования налоговых сумм налоги группируются на общие и целевые.
Общие налоги покрывают различные расходы бюджета: налог на прибыль организаций; налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на имущество организаций и др.
Целевые налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства, например, транспортный налог.
По порядку введения налоги группируются на общеобязательные и факультативные.
Общеобязательные налоги устанавливаются НК РФ и взимаются на всей территории РФ независимо от уровня бюджета, в который они поступают. Субъекты РФ и представительные органы местного самоуправления нормативными актами могут устанавливать конкретные ставки региональных и местных налогов, налоговые льготы в пределах, утвержденных НК РФ. К общеобязательным относятся, все федеральные налоги, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог и др.