МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Финансово-экономический факультет
Кафедра экономики и финансов
Отчет
о прохождение учебной
практике
Студента 3 курса Калдарару
Р.И.
Место прохождения практики:
Межрайонная ИФНС России №1 по Псковской
области
Практика проходила с 30.06.2014
г. по 12.07.2014 г.
Дата сдачи отчета: 23.09.2014
г.
Руководитель практики: Балог
М.М.
Псков 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Очевидно, что любому государству
для выполнения своих функций необходимы
фонды денежных средств. Очевидно также,
что источником этих финансовых ресурсов
могут быть только средства, которые правительство
собирает со своих "подданных" в виде
физических и юридических лиц. Поэтому
налоги выступают важнейшим звеном финансовой
политики государства в современных условиях.
В условиях рыночной экономики
любое государство широко использует
налоговую политику в качестве определенного
регулятора воздействия на негативные
явления рынка. Налоги, как и вся налоговая
система, являются мощным инструментом
управления экономикой в условиях рынка.
Межрайонная инспекция ФНС
РФ № 1 по Псковской области, в которой
проводилась учебная практика, зарегистрирована
31 декабря 2004 года . МРИ ФНС РФ № 1 по Псковской
области, расположена по адресу: Псков,
улица Яна Фабрициуса, 2а.
Период прохождения учебной
практики с 30 июня 2014 года по 12 июля 2014
года. Задачами ознакомительной практики
являются:
1. закрепление теоретических
знаний студентов, полученных в университете
(ПГУ) по вопросам организации работы налоговых
органов, и выработки у практикантов навыков
самостоятельной работы по специальности;
2. знакомство с основами будущей
профессиональной деятельности;
3. изучение структуры, задач
и функций ФНС России;
4. приобретение навыков профессиональной
работы с документами; привитие практикантам
деловых качеств, организационных и коммуникативных
навыков;
5. приобрести конкретные навыки
работы с учётом своей предполагаемой
послевузовской специализации.
Структура работы: работа
состоит из введения, трех разделов, заключения с выводами,
списка литературы, а также приложения
к работе.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖРАЙОННОЙ ИФНС РОССИИ
№1 ПО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
1.1. Цели, задачи, вид
деятельности МИ ФНС
Межрайонная
инспекция Федеральной налоговой службы
№ 1 по Псковской области находится по
адресу г. Псков, ул. Яна Фабрициуса 2-а, основным видом деятельности
является «Государственное управление
общего и социально-экономического характера».
История налоговых органов Псковской
области началась с постановления Совета
Министров СССР от 24 января 1990 года № 76
«О Государственной налоговой службе»,
которым в Министерстве финансов СССР
была создана Государственная налоговая
служба в составе:
- Главной государственной налоговой
инспекции Министерства финансов
СССР;
- Государственных налоговых инспекций
Министерства финансов союзных республик;
- Государственных налоговых инспекций
по автономным республикам, краям,
областям, городам и районам. [10]
В соответствии с данным постановлением
Министерство финансов СССР и Советы Министров
союзных республик должны были обеспечить
до 1 июля 1990 года создание государственных
налоговых инспекций.
Согласно положению об Инспекции Федеральной
налоговой службы по Псковской области
№1 [5], она осуществляет следующие главные
полномочия:
- Осуществляет контроль и надзор за:
- соблюдением законодательства о налогах
и сборах, а также принятых в соответствие с ним нормативных
правовых актов, правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесение
налогов и сборов, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения, в соответствующий
бюджет иных обязательных платежей;
- соблюдением требований к контрольно-кассовой
технике, порядком и условиями ее регистрации
и применения, а также полнотой учета выручки
денежных средств;
- осуществление валютных операций являющихся
резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными
организациями;
- соблюдением требований к контрольно-кассовой
технике, порядком и условиями ее регистрации
и применения, а также полнотой учета выручки
денежных средств;
- за проведением лотерей, в том числе за
целевым использованием выручки от проведения лотерей.
- Осуществляет:
- государственную регистрацию юридических
лиц, физических лиц в качестве индивидуальных
предпринимателей и крестьянских (фермерских)
хозяйств;
пломбирование в организациях,
осуществляющих производство спирта,
контрольных спиртоизмеряющих приборов, а в организациях, производящих алкогольную продукцию,
- приборов учета объемов этой продукции;
- Регистрирует в установленном порядке:
- договоры коммерческой концессии;
- контрольно-кассовую технику, используемую
организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
- Ведет в установленном порядке:
- учет всех налогоплательщиков на подведомственной
территории;
- разделы федеральных информационных ресурсов:
Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ),
Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей
(ЕГРИП) и Единого государственного реестра
налогоплательщиков (ЕГРН);
- оперативно-бухгалтерский (учет по каждому
налогоплательщику и виду платежа) сумм
налогов и сборов, подлежащих к уплате
и фактически поступивших в бюджет, а также
сумм пенни налоговых санкций.
- Представляет сведения, содержащиеся
в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
- Бесплатно, информирует налогоплательщиков
(в то числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах,
законодательстве, о налогах и сборах,
принятых в соответствии с ним нормативно
правовых актов, порядке исчисления и уплаты
налогов и сборов, правах и обязанностях
налогоплательщиков, полномочиях налоговых
органов и сборов, правах и обязанностях
налогоплательщиков, полномочиях налоговых
и их должностных лиц, а также представляет
формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения.
- Принимает в установленном порядке решения
об изменении сроков уплаты налогов, сборов
и пеней.
- Осуществляет в установленном законодательством
Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне
уплаченных или излишне взысканных сумм
налогов и сборов, пеней и штрафов.
- Взыскивает в установленном порядке недоимки
и пени по налогами сборам, предъявляет в арбитражные суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения
законодательства о налогах и сборах.
- Осуществляет в установленном порядке
проверку деятельности юридических лиц и физических лиц в установленной
сфере деятельности.
- Осуществляет функции получателя средств
федерального бюджета, предусмотренных
на содержание Инспекции и реализацию
возложенных на нее функций.
- Инспекция с целью реализаций полномочий
в установленной сфере деятельности имеет
право:
- запрашивать и получать сведения и материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
- давать юридическим и физическим лицам
разъяснения по вопросам, отнесенным к
установленной сфере деятельности;
- применять предусмотренные законодательством
Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного
и профилактического характера и т.д.
1.2. Организационная
структура МИ ФНС
Система налоговых органов
в РФ построена в соответствии с административным
и национально-территориальным делением,
принятым в РФ (Рисунок 1).
Рис.1 Структура налоговых органов
в Российской Федерации.
Деятельность Федеральной налоговой
службы осуществляется через территориальные
органы и подчиненные ведомства.
Территориальные органы ФНС выступают
в роли исполнительных налоговых органов
в пределах субъектов РФ, а также их районов
и городов. Территориальные органы ФНС
России осуществляют контролирующие функции
на местах и подчиняются вышестоящим элементам.
Налоговые органы Российской
Федерации могут взаимодействовать между
собой в горизонтальном и вертикальном
направлениях. Вертикальные связи обусловлены
иерархической структурой системы налоговых
органов, включающей в себя несколько уровней(федеральный,
региональный и местный). Такое деление
обеспечивает выполнение общей цели системы
налоговых органов посредством реализации
локальных функций и задач.
В рамках вертикального
взаимодействия можно отметить, что, например,
районные и межрайонные инспекции напрямую
работают с налогоплательщиками в то время,
как Центральный аппарат ФНС решает административные
задачи, не связанные с контролем деятельности
налогоплательщиков. Являясь главным
звеном в структуре налоговых органов,
Федеральная налоговая служба России
регламентирует деятельность нижестоящих
служб и ведомств посредством разработки
документов.
Управление
Федеральной налоговой службы по Псковской
области в своей деятельности руководствуется Положением от 25.08.2012 года [].
Объектом являются
- налоги, пошлины, сборы, общественные отношения,
возникающие в сфере оплаты. Субъектом
- участники налоговых правоотношений.
Структура ИФНС России по псковской
области, представленная в приложении
№ 3, состоит из главы Инспекции, двух заместителей
и 18 отделов. Раскроем сущность каждого
из отделов:
- Отдел работы с налогоплательщиками
– приём и регистрация налоговой
и бухгалтерской отчётности установленные законодательством сроки; информирование
налогоплательщиков о состоянии их расчетов с бюджетной системой
Российской Федерации. Разъяснение предприятиям вопросов по уплате
налогов.
- Отдел регистрации и учёта налогоплательщиков
– учёт налогоплательщиков юридических и
физических лиц; формирование и ведение
территориального раздела Единого Государственного
реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ); формирование
и ведение территориального реестра индивидуальных
предпринимателей; формирование и ведение
территориального раздела Единого
государственного реестра налогоплательщиков.
- Отдел урегулирования задолженности
– мониторинг состояния, динамики
и причин образования задолженности по
налогам, сборам и другим обязательным
платежам в бюджетную систему Российской
Федерации. Обращается в суд о
банкротстве предприятия, которое не погашает свою задолженность
по налогам, или в счет задолженности арестовывает имущество.
- Отдел ввода и обработки данных
– ввод и обработка данных, поступающих от налогоплательщиков
и сторонних организаций, а также платёжные
документы из внешних источников (банк,
казначейство).
- Отдел учёта, отчётности и анализа
– ведение оперативно-бухгалтерского
учёта и поступления налоговых платежей
и других доходов в бюджетную систему Российской
Федерации; подготовка аналитической информации о поступлении
налогов и сборов и задолженности по ним
в бюджетную систему Российской Федерации.
- Отделы выездных проверок – контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью
их исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогоплательщиками
в соответствующие бюджеты; проведение выездных проверок
на предприятия.
- Отделы камеральных проверок
– контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью
их исчисления, полнотой и своевременностью
внесения налогоплательщиками в соответствующие бюджеты налогоплательщиками;
камеральный контроль отчётности, представляемой
налогоплательщиками, проводят комплекс
мер по выявлению ошибок в уплате налогов.
- Отдел общего и хозяйственного
обеспечения – обеспечение документооборота, ведение архива
инспекции, учёт наличия имущества, контроль за работой обслуживающего персонала; контроль за состоянием пожарной безопасности, контроль
за работой оборудования.
- Отдел финансового обеспечения
– ведение бухгалтерского учёта;
учёт средств инспекции, документальное
оформление и отражение на счетах бухгалтерского
учёта операций, связанных с движением
этих средств, учёт заработной платы, составление
балансов.
- Юридический отдел – оказание правовой помощи отделам
инспекции, защита государственных
интересов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
- Отдел оперативного контроля
– контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства
о государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта, спиртосодержащей,
алкогольной и табачной продукции;
контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства
о применении контрольно-кассовой техники.
- Отдел безопасности и кадрового
обеспечения – подбор и расстановка кадров в инспекции; формирование
и ведение личных дел, ведение трудовых книжек, личных
карточек; составление штатного расписания, проведение аттестации гражданских служащих.
- Отдел информационных технологий
– внедрение, сопровождение автоматизированных информационных
и телекоммуникационных систем инспекции,
администрирование сетевых ресурсов и
телекоммуникационного оборудования,
обеспечение работоспособности программно-аппаратной части.
- Отдел налогового аудита – рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых
агентов, плательщиков споров), с дачей
заключения по результатам рассмотрения.
- Главной задачей отдела оперативного
контроля являются организация и осуществление контроля за:
- законностью оборота наличных денежных
средств на территории инспекции;
- полнотой и своевременностью
сбора налога на вмененный
доход и налога на игорный
бизнес;
- соблюдением законодательства
о государственном регулировании
оборота этилового спирта, спиртосодержащей,
алкогольной, слабоалкогольной и табачной
продукции в части проведения мероприятий
оперативного контроля в пределах компетенции
инспекции.
Все отделы, в соответствии
с утвержденной организационной
структурой разделены на блоки и за каждым
блоком закреплено по заместителю руководителя
инспекции, которые осуществляют курирование
приданных им отделов.
1.3.Законодательная
и нормативно-правовая база функционирования
МИ ФНС
В статье 57 Конституции Российской
Федерации говорится о том, что каждый
обязан платить законно установленные
налоги и сборы. Законы, устанавливающие
новые налоги и сборы или ухудшающие положение
налогоплательщиков, обратной силы не
имеют. Статья 72 Конституции определяет,
что в совместном ведении Российской Федерации
и субъектов РФ находится установление
общих принципов налогообложения и сборов
в РФ. Система налогов, взимаемых в федеральный
бюджет, и общие принципы налогообложения
и сборов в РФ устанавливаются федеральными
законами, что находит отражение в 75 статье
Конституции РФ. [1]
Федеральная налоговая служба
и её территориальные органы в установленной
сфере деятельности являются правопреемниками
Министерства РФ по налогам и сборам, а
также Федеральной службы России по финансовому
оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям,
связанным с представлением интересов
РФ в процедурах банкротства.
Налоговая инспекция в своей
деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, Налоговым и Бюджетным
кодексами Российской Федерации, федеральными
законами и иными законодательными актами,
указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, а также законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской
Федерации и представительных органов
местного самоуправления, принимаемыми
в пределах их полномочий, правовыми актами
ФНС и Управления, а также Типовым положением
об инспекции Федеральной налоговой службы
Российской Федерации по районам, районам
в городах, городам без районного деления
и межрайонного уровня с установленной
предельной численностью работников свыше
100 единиц.
В настоящее время правовое
регулирование деятельности налоговых
органов Российской Федерации непосредственно
осуществляется: