Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 14:24, реферат
Существует множество терминов для обозначения мест, в которых осуществляется выгодная, с точки зрения представителей делового мира, финансово-предпринимательская деятельность. В германоязычных странах их, называют налоговыми оазисами, во франкоязычных - налоговым раем, а в англоязычных - общепринятым здесь термином, для определения подобных территорий выступает; такое понятие как "налоговая гавань" (tax haven).
ОФФШОРНЫЕ ЦЕНТРЫ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
1.1. Сущность и
основные черты оффшорных
Существует множество терминов для обозначения мест, в которых осуществляется выгодная, с точки зрения представителей делового мира, финансово-предпринимательская деятельность. В германоязычных странах их, называют налоговыми оазисами, во франкоязычных - налоговым раем, а в англоязычных - общепринятым здесь термином, для определения подобных территорий выступает; такое понятие как "налоговая гавань" (tax haven).
Однако, в последнее время всеобщее распространение получило понятие «прибрежный финансовый центр» (offsahоге financial centre), ставшее синонимом определению "налоговой гавани", или, проще говоря, "оффшорный центр". В названии "прибрежный" по отношению к "налоговому раю" каждый индивидуальный клиент вкладывает свои собственный смысл. С точки зрения интереса любого из них, если существуют более выгодные налоговые предписания и кредитные условия в соседних странах, либо в далеко расположенных территориях, то для них эти места становятся "прибрежными оазисами".
С самого начала необходимо предостеречь от смешения понятий «оффшорный центр» и «свободная экономическая зона». Хотя в формально-логическом смысле можно рассматривать оффшорные центры как разновидность или как частный случай более широкого понятия «свободная экономическая зона», но в то же время между этими дефинициями есть существенное отличие. Оно заключается в том, что свободные экономические зоны ориентированы на привлечение производительного капитала (как иностранного, так в отечественного), образующего доходы внутри зоны, тогда как целью оффшорных центров является привлечение зарубежного финансового капитала, приносящего доходы как владельцам этого капитала, так и устроителям оффшорных центров. Источники же этих доходов находятся за пределами оффшорных центров.
Основная черта оффшорных центров, заключающаяся в низком налогообложении либо в отсутствии налогов, также не раскрывает всей сложности данной проблемы. Существуют страны и территории, которые не взимают никаких налогов с капитала (например, Науру, Вануату, Терке и Кайкос). В то же время, там взимаются небольшие налоги на доходы, поступающие из-за границы. Бывает и такая ситуация, когда высокоразвитые страны с прогрессивным налогообложением облагают низким налогом доходы, поступающие из-за границы, или вводят низкие налоговые ставки для определенных субъектов, каковыми являются, например, холдинги (например, в Голландии). К местам пребывания оффшорных центров причислена и Швейцария, хотя эта страна облагает хозяйствующих субъектов высокими фискальными обязательствами, но репутацию оффшорного центра она приобрела легкостью и доступностью проведения финансовых операций, а также высокой степенью сохранения финансовой тайны.
Характерной чертой оффшорного центра является то, что депонированный в нем капитал не лежит без движения, а предназначается для инвестирования в высоко прибыльных отраслях и с низким налогообложением.
Оффшорные зоны обязаны себя узаконить — и в общем плане и, в особенности, в отношениях с другими державами, получив их согласие на низкое налогообложение. Это важная, но не единственная их черта. К основным следует отнести:
— политическую и экономическую стабильность в стране;
— гарантию строгой финансовой и банковской тайны;
— отсутствие валютных ограничений;
— современные средства связи и хорошо оборудованную сеть коммуникаций;
— удобную правовую систему;
— исполнение индивидуальных потребностей инвесторов.
К другим особым требованиям клиентов оффшорных центров обычно относят: относительно низкие административные расходы, необходимые для текущей деятельности, хорошее языковое обслуживание со стороны переводчиков, услуги профессиональных советников, благоприятные условия взимания налогов, возможность приобретения статуса иностранца, возможность покупки недвижимости, а также низкий уровень цен на товары, необходимые для жизни персонала и членов их семей.
Рассмотрим по порядку перечисленные выше черты. Это, прежде всего, экономическая и политическая стабильность. Она является главным условием, которое должны соблюдать оффшорные центры. Совершенно понятно, что никто и никогда не станет вкладывать капитал в тех странах, в которых может быть проведена национализация собственности, финансов или которым грозит экономический крах. То же самое касается политических перемен, особенно при которых верх берут левоориентированные или радикальные элементы. В равной степени военная дестабилизация или вооруженные конфликты ставят крест на существовании оффшорных центров.
Политический риск имеет
решающее значение при принятии решений
о перемещении имущественных
ценностей за границу. Многие страны,
в которых легко можно
С большей сдержанностью и осмотрительностью клиенты оффшорных центров относятся к диктаторским режимам. Они часто предлагают у себя выгодные условия налогообложения. Но вместе с тем там необходимо считаться с возможностью радикального переворота и национализации.
Следующей по значению и
по важности особенностью оффшорного
центра (после политической и экономической
стабильности) является обязательство
сохранять и гарантировать
Предписания банковского законодательства часто содержат разграничение финансовой деятельности на сферы: международную и внутристрановую. Международная финансовая деятельность, главным сегментом которой выступает банковская деятельность, пользуется обычно статусом экстерриториальности, охраняющим ее от всякого рода неудобств и ограничений. Страны, проводящие такую политику, называются еще и "банковскими оазисами".
Законодательство таких
государств гарантирует не только сохранение
тайны банковских счетов, но также
неразглашение паспортных данных владельцев
этих счетов. Выдача какой-либо информации
расценивается здесь как
Банковская тайна уходит
своими корнями в вековые традиции
распространенного в
Особенностями финансовых операций
международного масштаба, проводимых
в Швейцарии, является то, что они
связаны с санкциями уголовного
преследования, направленными против
любого сотрудника, разгласившего информацию,
полученную от клиентов. Начало такой
охраны датируется 30-ми годами XX века,
когда беженцы из Германии переводили
свои вклады в Швейцарию, чтобы уберечь
их от нацистов. Правила сбережения
банковской тайны привели к тому,
что все германские вклады безотносительно
к тому, кто был их владельцем
(фашисты или представители
В особых, строго индивидуальных ситуациях клиент может отказаться от права сохранения тайны, касающейся его вкладов и банковских операций. Вместе с тем банк не может обращаться к клиенту или предпринимать какие-либо действия, которые могли бы склонить к ограничению или отказу от его права на банковскую тайну.
Швейцарский закон о банках
требует, чтобы те безоговорочно
предоставляли
Особое положение Швейцарии по сравнению с другими развитыми странами состоит, в частности, как раз в том, что налоговые службы здесь не имеют непосредственного доступа к банковским счетам клиентов. Если налоговой инспекции необходима информация о банковских счетах налогоплательщика, ей приходится обращаться непосредственно к нему, а не к руководству банка.
Высокая степень секретности операций, проводимых швейцарскими банками, не означает, однако, что от них получают меньше информации, чем за границей. Ряд операций, связанных с отмыванием грязных денег, послужили причиной предъявления более строгих требований, касающихся личности клиентов и надзора над банковскими операциями. Банки получили право выдавать правоохранительным органам информацию о клиенте, если у их руководства сложилось убеждение, что он связан с уголовным элементом.
Значительная часть капитала, поступающего из-за границы, приходит из других оффшорных центров. Подсчеты подтверждают, что около 40% всех банковских сделок в этой стране связано с ними. В целях соблюдения максимальной осторожности и конфиденциальности при проведении банковских операций введен специальный порядок открытия счетов на псевдоним или номер, выбранные клиентом. Такая система способствует укреплению доверия к банковским счетам, но не делает эти счета совершенно анонимными. Владелец счета всегда остается известным банку. В последние десятилетия Швейцария ослабила требования, предъявляемые к тайне банковских вкладов. Созданы важные прецеденты с выдачей информации о вкладах экс-диктаторов - гаитянского Дювалье и филиппинского Маркоса. В последнем из названных случаев по настоянию правительства США и Филиппин швейцарские банки передали информацию о денежных вкладах диктаторов правительственным органам.
В международной практике наиболее конфиденциальными считаются такие системы банковских счетов, при которых банкир не знает своего клиента. Таковым является применяемый в Японии счет с печатью «натсу-ин», при пользовании которым идентификация вкладчика производится с помощью его личной печати. Его аналогом в Австрии существует система счетов под названием "Ueberbringer Sparbucher", при которой используются специальные документы для выдачи вклада на предъявителя.
В целом же охрана тайны
банковских счетов в различных странах
обеспечивается по-разному. В государствах
Совета Европы, за исключением Австрии
и Люксембурга нарушение
На Багамских островах
и Барбадосе нарушение
На Каймановых островах нарушение тайны банковских вкладов грозит тюремным заключением до 2 лет и денежным штрафом, наказание за такой проступок может быть увеличено, если виновник является банковским служащим, адвокатом, правительственным служащим или торговым посредником.
В Гонконге охрана банковской тайны отличается строгостью: ее нарушители могут подвергаться штрафу до 100 тысяч долларов или тюремному заключению до 2 лет. Вместе с тем на практике налоговые службы при необходимости получают от банков всю необходимую для них информацию.
В Лихтенштейне законодательство об охране банковской тайны во многом аналогично швейцарскому, только круг лиц, несущих юридическую ответственность за ее сохранение, более широкий, чем в Швейцарии.
В Монтсеррате подобное законодательство также основано на швейцарском опыте. Передача кому-либо сведений о банковских клиентах, кроме правоохранительных органов в оговоренных законом случаях, запрещено. Однако в отличие от Швейцарии, здесь не предусмотрены конкретные санкции за нарушение законодательства о банковской тайне.
Строгими мерами по охране
тайны банковских вкладов отличается
законодательство Панамы. Ее разглашение
наказывается лишением свободы до 6
лет, штрафом до 1 тысячи долларов, либо
тем и другим вместе. Кроме случаев,
предусмотренных Уголовным
Далее к характерным чертам оффшорных центров относится отсутствие ограничений на обмен валюты и операции с валютой. Почти повсеместно здесь не осуществляется, контроль за переводом валютных средств при условии, что источник их получения находится за пределами оффшорного центра. Если же и остаются какие-либо ограничения по этой части, клиенты настаивают главным образом на том, чтобы был обеспечен свободный перевод денежных средств и чтобы эти средства не задерживались на счетах других банков, кроме оффшорных. Конечно, такое стремление клиентов тоже сопряжено с риском, потому что полной безопасности вкладов не существует нигде. Но совместить одновременно неуплату налогов и полное отсутствие риска потери вклада принципиально невозможно.
Информация о работе Оффшорные центры и система международного налогообложения