Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 04:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка налоговой политики РФ на современном этапе и перспективы развития.
Предметом исследования является налоговая система РФ, а объектом исследования является направления налоговой политики РФ. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- исследовать теоретические основы формирования налоговой политики;
- оценить современные направления налоговой политики;
- определить перспективы развития налоговой политики РФ
- проанализировать роль налоговых поступлений в доходах консолидированного бюджета РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Понятие и формы налоговой политики 5
1.2 Субъекты налоговой политики, принципы формирования, цели и методы и налоговый механизм 9
2 СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ 14
2.1 Современная налоговая система 14
2.2 Итоги реализации налоговой политики 18
2.3 Недостатки современной налоговой политики 22
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ 24
3.1 Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала 24
2.2 Совершенствование системы налогообложения 25
4 РОЛЬ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
Для налогового механизма нашей страны характерны функции, представленные на рис.1.3.
Рис. 1.3 Основные функции налогового механизма
Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.
В конце первой главы можно сказать, что налоговая политика выступает в единстве целей, мер и результатов. В действительности, это единство весьма относительно. поскольку имеет исключительно сложную причинно-следственную структуру, ибо то. что на одном этапе представляется целью, на следующем - может становиться средством. Например, снижение ставки налога и общего налогового бремени, являясь промежуточной целью реформы, может служить, в свою очередь, толчком (средством) для развития производства, что можно рассматривать как цель более высокого порядка.
Государство применяет прямые и косвенные методы государственного регулирования экономикой. Прямые методы - это властно-распорядительные отношения; косвенные методы - это создание степени экономической заинтересованности в экономических действиях. Косвенные методы подходят для рыночной экономики, ибо являются более эффективными, чем прямые методы.
Налоговая система России является одной из самых «молодых» в мировой практике. В 1991г. началось формирование самостоятельной налоговой системы РФ. В частности, были приняты законы о налоге на добавленную стоимость, о налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с физических лиц. Обобщающим законодательным актом явился принятый 27 декабря 1991 г. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».11
Существенными недостатками созданной налоговой системы являлись: многочисленность нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, и связанное с этим частое несоответствие законов и подзаконных актов; нестабильность налогового законодательства: многочисленность налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней.
Значительным шагом совершенствования налоговых отношений середины 1990-х годов в РФ явилась кодификация налогового законодательства, состоящая в разработке и принятии Налогового кодекса Российской Федерации.
Современный период развития налоговых отношений в России характеризуется совершенствованием законодательства о налогах и сборах, поиском оптимальной модели налоговой системы с учетом федерального устройства государства, реорганизацией органов налогового управления.
Современная налоговая система РФ представляет собой законодательно принятую в государстве совокупность налогов и сборов, изымаемых Федеральной налоговой службой с субъектов налога (налогоплательщиков).
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства.
ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Рассмотрев соотношение компетенции федеральных органов исполнительной власти, приходим к выводу, что в целом реализация правительственной налоговой политики закреплена за Минфином России. Однако опыт применения налогового законодательства в России формируется в налоговых органах.
В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
1. Федеральные налоги и сборы (обязательны к уплате на всей территории РФ):
- НДС, акцизы, налог на прибыль организаций;
- налог на доходы физических лиц;
- государственная пошлина;
- водный налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- федеральные лицензионные сборы.
Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.
Большинство федеральных налогов являются регулирующими. Между федеральным и региональными бюджетами распределяются: НДС, налог на прибыль организаций, акцизы, НДФЛ, платежи за пользование природными ресурсами.
2. Региональные налоги и сборы (устанавливаются законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях субъектов):
- налог на имущество
организаций (регулирующий налог, частично
зачисляемый в местные бюджеты)
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес.
Поступления от налогов субъектов либо зачисляются в бюджет субъекта, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами.
3. Местные налоги и сборы (устанавливаются актами представительных органов местного самоуправления):
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- местные лицензионные сборы.
Местные налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов являются их регрессивность и множественность. Перечень местных налогов и сборов устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. 12
Кроме этих налогов предусмотрены специальные налоговые режимы:
- единый налог при применении
упрощенной системы
- единый налог на вмененный доход;
- единый сельскохозяйственный налог.
Особенностью установления налогов (сборов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является прохождение двух этапов:
- ппервичное (базовое) установление налогов (сборов) и вторичное (производное) установление налогов (сборов). Первичное установление региональных и местных налогов осуществляется на федеральном уровне. Оно подразумевает перечисление федеральным законом исчерпывающего перечня налогов и сборов субъектов РФ и муниципальных образований, а также описание основных элементов налогообложения;
- вторичное установление
региональных и местных
Такая система установления налогов дает возможность четко организовать процедуру обеспечения доходной части бюджета в зависимости от его уровня и реализовать социально-экономический потенциал региона.
Оценивая состояния системы налогообложения Российской Федерации в целом можно сказать, что ее реформирование продолжается в следующих основных направлениях: упрощение налоговой системы и достижение ее стабильности: установления цивилизованных отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами: сокращение налогового бремени. Постепенно выравнивается тяжесть налогообложения для разных категорий налогоплательщиков, сокращаются необоснованные индивидуальные или отраслевые льготы, привлекаются к шпате налогов предприятия, работающие с неучтенными денежными оборотами. Одновременно дополнительного анализа требуют возможности снижения налоговой нагрузки на реальных производителей; дальнейшего упрощения и прозрачности налоговой системы: объединения налогов и других обязательных платежей одного уровня, имеющих одинаковую налоговую базу: утверждения исчерпывающего перечня налогов и сборов, исключающего введение субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями дополнительных налоговых платежей: определения верхних пределов ставок региональных и местных налогов: реформирования межбюджетных отношений и решения проблемы наполняемости бюджетов муниципальных образований.
За 2012 г. в правила исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) был внесен ряд изменений в целях поддержки физических лиц.
В частности, был расширен перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, за счет включения в указанный перечень:
- сумм оплаты работодателями
лечения и медицинского
- доходов, полученных
- единовременных
- имущества (жилое помещение
и (или) земельный участок из
С 2013 года уточнен порядок восстановления в доходах суммы "амортизационной премии", учтенной в расходах организации при осуществлении инвестиций. Речь идет о единовременном, до начисления амортизации, учете расходов на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств, а также расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств (так называемой "амортизационной премии"), в случае реализации основных средств, в отношении которых такие капитальные вложения были осуществлены, ранее чем по истечении пяти лет с момента введения их в эксплуатацию.
С учетом внесенных изменений, начиная с 2013 года суммы "амортизационной премии" подлежат восстановлению только в том случае, если основные средства реализованы лицу, являющемуся взаимозависимым по отношению к налогоплательщику.
При этом расходы в виде указанных капитальных вложений учитываются при определении остаточной стоимости основных средств, включаемой в состав расходов при их реализации. В связи с этим налоговые последствия при таком восстановлении будут возникать только в случае реализации основных средств с убытком.
В целях создания стимулов для обновления основных фондов и снижения нагрузки на налогоплательщиков внесены изменения в перечень объектов налогообложения налогом на имущество организаций, предусматривающие исключение из объекта налогообложения движимого имущества (машины, оборудование), принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.
Таким образом, начиная с 2013 года при осуществлении модернизации производства снизятся затраты налогоплательщиков, связанные с инвестициями в новое оборудование. В перспективе, по мере вывода из эксплуатации оборудования, принятого на учет в качестве объектов основных средств до 1 января 2013 года, налогом на имущество организаций будет облагаться только недвижимое имущество, что является шагом к введению налога на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций.
В 2012 году была продолжена работа по совершенствованию налогообложения финансовых инструментов, а также деятельности инвесторов и профессиональных участников рынка ценных бумаг.
С 1 января 2013 года вступила в действие патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, которая в виде главы 26.5 "Патентная система налогообложения" Кодекса выделена в самостоятельный специальный налоговый режим.
Патентная система налогообложения применяется по 47 видам деятельности, перечисленным в Кодексе. Кроме того, субъекты Российской Федерации смогли ввести указанный специальный налоговый режим по дополнительному перечню видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам населению.
Были установлены минимальные и максимальные размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, являющегося базой для исчисления налога, которые субъекты Российской Федерации вправе увеличивать от трех до десяти раз в зависимости от вида и места осуществления предпринимательской деятельности.
Индивидуальным предпринимателям, применяющим патентную систему налогообложения, разрешено использовать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать 15 человек.
При этом 100% поступлений от патентной системы налогообложения направляется в местные бюджеты.
С 2013 года переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности стал добровольным. Данный специальный налоговый режим по мере расширения сферы применения патентной системы налогообложения будет отменен с 2018 года.
Также были внесены изменения в положения Кодекса, регулирующие применение упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в целях упрощения перехода на них организаций и индивидуальных предпринимателей, совершенствования порядка исчисления и уплаты налогов.
В целях совершенствования налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) добычи горючего природного газа из нетрадиционных источников сырья и создания эффективного механизма налогообложения НДПИ горючего природного газа, добываемого из месторождений угля (метан угольных пластов) с 1 января 2013 года метан угольных пластов признан видом добытого полезного ископаемого в целях главы 26 Кодекса и включен в перечень полезных ископаемых, не являющихся объектом налогообложения НДПИ.
Ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов увеличены в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 30%, на слабоалкогольную продукцию - на 42%.