Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямых налогов в бюджетной системе Российской Федерации.
Объектом исследования является налоговая система РФ.
Предметом - основные тенденции и особенности прямого налогообложения в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы прямого налогообложения
1.1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды
1.2 Прямые личные налоги и их роль в налоговой системе
1.3 Зарубежный опыт формирования доходной базы бюджетов всех уровней за счет прямых налогов
2 Анализ и оценка роли прямых налогов в бюджетной системе России
2.1 Динамика и роль прямых налогов в формировании федерального бюджета
2.2 Динамика и роль прямых налогов в формировании бюджета Краснодарского края
2.3 Налог на прибыль и практика его применения в России
3 Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения в РФ
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Прямые налоги и перспективы их развития.docx

— 69.61 Кб (Скачать файл)

Налоги на доходы корпораций взимаются  также и в бюджеты штатов. Ставка обычно стабильна, хотя встречается  и градуированная шкала штатного налога. Наиболее высок этот налог  в штатах Айова -- 12%, Коннектикут, округе Колумбия (центр Вашингтон) -- 10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи -- от 3 до 5%, Юта -- 5%.

В налоговых доходах штатов прямых налогам отводится также значительная роль, поскольку составляют более 40% налоговых доходов: примерно 30% приходится на подоходный налог с физических лиц и налог с доходов корпораций; налог на добычу полезных ископаемых и отчисления в социальные фонды  приносят около 15% доходов штатов.

Одним из самых значимых налоговых  поступлений в доходы местных  бюджетов является имущественный налог, процентная ставка которого составляет от 1 до 3%.

Активно использует возможности прямого  налогообложения и Германия, когда  с 90-х годов XIX века, когда были введены  гербовые сборы на ценные бумаги, векселя, игральные карты, с 1906 года - налог  с наследства, с 1913 года - налог на имущество и налог на прирост  имущества.

В настоящее время две трети  налоговых поступлений в федеральный  бюджет Германии обеспечивают прямые налоги - подоходный, корпорационный и  промысловый. Эти налоги относятся  к совместным поступлениям, так как  они направляются в бюджеты разных уровней. Совместные налоги являются примером реализации механизма вертикального  финансового выравнивания. Так, в  федеральный бюджет направляются: 42,5% сборов подоходного налога; 50% налога на корпорации и 9% сборов промыслового налога.

В первую очередь доходы государственного бюджета Германии обеспечивает подоходный налог - более трети общей суммы  налоговых поступлений. Минимальная  ставка подоходного налога составляет 15%, максимальная - 45%.

Налогом на доходы, уплачиваемым юридическими лицами, является корпорационный налог. Он взимается с годового дохода юридического лица. Если прибыль корпорации не распределяется, то ставка равна 25%. В общей сумме  налоговых поступлений федерального бюджета корпорационный налог составляет около 4,5%.

Основным налогом земель является налог на имущество, которым облагается суммарная стоимость всех элементов  имущества исходя из его доходности. Недвижимое имущество фирмы включается в суммарный показатель по цене его  реализации на момент оценки, движимое имущество - по остаточной стоимости, ценные бумаги - по курсовой стоимости. Налоговая  ставка на совокупное имущество физического  лица составляет 1%, для промышленных предприятий и компаний - 0,6%.

Главным налогом общин, который  является совместным с федерацией и  землями, является промысловый налог. В муниципальные бюджеты поступает  около 82% общего сбора этого налога. Общинам перечисляется также 15% подоходного  налога. Доля промыслового налога в  консолидированном бюджете всего 5%, но он является важнейшим источником доходов местных органов власти. Налогом облагаются предприятия, общества, физические лица, которые занимаются промысловой, торговой и другими  видами деятельности. Базой начисления промыслового налога являются прибыль  от занятий промыслом (ставка 5%) и  размер промыслового капитала (ставка 0,2% стоимости производственных фондов, подлежащих налогообложению).

Особенностью формирования доходов  бюджета Франции является преобладание косвенных налогов - налогов на потребление. В группе налогов на доходы важное место отводится подоходному  налогу с физических лиц, который  приносит бюджету около 20% налоговых  доходов. Ставка подоходного налога прогрессивная и изменяется от 0 до 56,8% в зависимости от доходов.

Акционерные общества уплачивают налог  на прибыль, общая ставка которого равна 34%. Более низкие ставки применяются  для прибыли от землепользования и от вкладов в ценные бумаги - от 10 до 24%.

Следующая группа государственных  прямых налогов - налоги на собственность, которыми облагаются имущество (здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество), имущественные  права и ценные бумаги. Ставка налога на собственность зависит от стоимости  имущества и изменяется от 0 до 1,5%. Сумма подоходного налога и налога на собственность не может превышать 85% дохода.

К налогам на собственность относят  социальный налог на заработную плату, который уплачивают работодатели из фонда заработной платы. Ставка налога прогрессивная и изменяется от 4,5 до 13,6 % в зависимости от размера  фонда заработной платы.

В Великобритании из налогов общегосударственного значения наибольшее распространение  получили прямые налоги - подоходный налог, налог на капитал и налог на наследство, составляющие более 50% всех налоговых поступлений государственного бюджета.

Подоходный налог окончательно утвердился в английской налоговой  практике с 1842 года. Для расчета налога доход делится на части (шедулы) в  зависимости от источников дохода (жалованье, имущество, дивиденды, рента и другие), при этом каждая часть облагается по-своему. Минимальная ставка подоходного  налога, 20%, распространяется на доходы от 0 до 4300 ф.ст., основная ставка, 23% - на доходы от 4301 до 27100 ф.ст. Максимальная ставка налога составляет 40%.

Долгое время подоходный налог  платили физические и юридические  лица, в том числе корпорации. С введением налога на прибыль  корпораций сфера действия подоходного  налога сузилась до личных доходов  граждан, включая занимающихся предпринимательской  деятельностью. Ставка налога на прибыль  корпораций равна 33%.

Налог на капитал (или прирост капитала) взимается при реализации некоторых  видов капитальных активов, которая  приносит прибыль (частные автомобили, жилье, облигации и прочие). Плательщиками  налога являются частные предприниматели, трастовые фонды и др.

Налогом на наследство облагается имущество, полученное по завещанию, а также  завещанные дары, переданные в течение  семи лет после смерти. Ставка налога на наследство равна 40%.

Главную часть доходов федерального бюджета Канады составляет подоходный налог с населения. Налог на доходы с обязательными отчислениями в  фонд страхования занятости и  пенсионный фонд составляет около 60% всех поступлений федерального бюджета. Плательщиками подоходного налога являются физические лица и некорпорированный  бизнес. В налоговую базу включается заработная плата, предпринимательский  доход, дивиденды, проценты на вклады, доходы от собственности. Шкала налога выглядит следующим образом: 17% - на годовой доход в размере до 29590 долл., 26% - на доходы от 29590 до 59180 долл., 29% - на доходы свыше 59180 долларов.

К числу федеральных прямых налогов  относится налог на прирост капитальных  активов. Объектом обложения является доход, полученный от различных операций с имуществом - продажи или обмена земельных участков, строений, ценных бумаг и пр.

Важным источников доходов федерального бюджета являются налоги на доходы юридических лиц, включающие налог  на прибыль корпораций и налог  на капитал крупных корпораций. В  сумме они дают почти 15,5% доходов  федерального бюджета. Налоговая база состоит из прибыли, полученной владельцами  и акционерами. Базовая ставка налога равна 28%. Льготным режимом налогообложения  пользуются две категории компаний: предприятия обрабатывающей промышленности - для них установлена ставка 21% и предприятия малого бизнеса  любой отрасли - 12%.

Налоговая система Японии, как и  бюджетная, является двухуровневой  в связи с унитарным устройством  государства. Основу доходов бюджета  центрального правительства составляют прямые налоги. Наибольшие поступления  в государственный бюджет приносит подоходный налог с юридических  и физических лиц - 65% всех налогов. Подоходный налог с юридических лиц взимается  с чистой прибыли компаний. Ставка налога составляет 33,48% с распределяемой прибыли. Льготами при уплате налога пользуются медицинские учреждения с особым статусом, кооперативы, общественные организации - они вносят суммарный  налог в размере 27%. Особая ставка налога на прибыль - 28%, распространяется на мелкие и средние предприятия.

Для подоходного налога с физических лиц применяются пять ставок, установленных  по прогрессивной шкале - 10, 20, 30, 40 и 50%.

Вторая по значимости в бюджете  центрального правительства группа доходов - налоги на имущество. Плательщиками  налога являются физические и юридические  лица, ставка налога одинакова - 1,4% стоимости  имущества.

Налоги, поступающие в бюджеты  местных органов власти, аналогичны поступающим в бюджет центрального правительства. Из общей суммы доходов более половины приходится на подоходные налоги, на втором месте - имущественные, на третьем - потребительские налоги.

Помимо общенационального подоходного  налога с юридических лиц, перераспределяемого  через центральный бюджет и взимаемого налоговыми управлениями, компании в  Японии платят три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами - предпринимательский, корпоративный муниципальный и  уравнительный. Предпринимательский  налог начисляется на облагаемую налогами прибыль и взимается  по трем ставкам, величина которой незначительно  колеблется в зависимости от префектуры. К примеру, для Токио он установлен в пределах от 6 до 12,6% прибыли в  зависимости от уставного капитала компании и величины прибыли.

Корпоративный муниципальный налог  представляет собой совокупность двух налогов: префектурного и городского или городского и районного. Налоговые  ставки могут различаться в зависимости  от места, но предельная ставка для  префектурного (для Токио - городского налога - 6%, районного - 4,7%) рассчитывается от суммы общенационального налога. Уравнительный налог представляет собой подлежащую уплате фиксированную  сумму, величина которой (от 50000 иен  до 3750 тыс. иен) определяется по специальной  таблице, зависит от размера капитала юридического лица и числа работающих, и распределяется между городом  и префектурой в соотношении 4:1.

Подоходный префектурный налог  с физических лиц взимается по трем ставкам: 5, 10 и 15%. Действуют также  местные подоходные налоги.

В целом подоходные налоги, поступающие  в местные бюджеты, составляют около 35% от налоговых поступлений юридических  и физических лиц в консолидированный  бюджет. Аналогично имущественные налоги составляют около 40%. Таким образом, проведенный анализ зарубежного  опыта построения эффективной налоговой  системы показал, что основой рациональной налоговой системы, обеспечивающей потребности государства и интересы налогоплательщиков является экономически обоснованное сочетание прямого и косвенного налогообложения. В большинстве стран сложилась вполне сопоставимая структура налоговых поступлений, которая остается достаточно устойчивой на протяжении десятилетий. В одних странах, к примеру, во Франции, Италии, Ирландии, Греции и Испании, предпочтение отдается косвенным налогам. В других государствах, например, в Голландии, Дании, Люксембурге и Австрии, преобладают прямые налоги. Примерное равное соотношение прямых и косвенных налогов можно встретить в Финляндии и Германии. В США акцент в системе налогообложения делается на взимание налогов с граждан. Аналогичная ситуация наблюдается и в Канаде, Австралии. Противоположная ситуация сложилась в Японии, где бремя налогов сосредоточено на корпорациях. В Дании и Швеции преобладает обложение доходов граждан

Исходя из зарубежной практики, можно  констатировать, что однозначного копирования  опыта какой-то отдельной страны быть не может, так как на создание любой системы, в том числе  и налоговой, влияет огромное количество факторов. Поэтому можно говорить только об адаптации опыта зарубежных стран в условиях российской действительности.

Рассмотрев теоретические основы налога на прибыль и налога на доходы физических лиц, их сущность и значение в формировании доходной базы бюджетов всех уровней зарубежных государств, целесообразно раскрыть и проанализировать состав поступления налоговых доходов  от этих налогов в бюджеты федерального и регионального уровней.

2 Анализ и оценка роли прямых  налогов в бюджетной системе  России

прямой налог прибыль  бюджет

2.1 Динамика и роль прямых  налогов в формировании федерального  бюджета

Как уже ранее было изложено, налог  на прибыль организаций - это федеральный  налог, ставка которого установлена  в размере 20%, однако в федеральный  бюджет поступает лишь 2%,а остальные 18% поступают в бюджеты субъектов  РФ. Но роль налога на прибыль в формировании доходной части бюджета (как федерального так и субъектов РФ) в России достаточно существенна, объемы поступления средств от этого налога очень велики. В таблице 2 представлена укрупненная структура поступлений налога на прибыль и налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2008-2010 года.

Таблица 2 - Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный  бюджет Российской Федерации в 2008-2010 гг.

в миллиардах рублей

 

Показатели

2008 г.

2009 г.

в % к 2008 году

2010 г.

в % к 2009 году

 

Всего поступило  в консолидированный бюджет Российской Федерации

в том числе:

7 948,9

6 288,3

96,8

7 695,8

122,4

 

- в федеральный бюджет

3 571,9

2 502,6

89,8

3 207,2

128,2

 

- в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

из них:

4 377,0

3 785,7

102,5

4 488,6

118,6

 

Налог на прибыль организаций

2 513,0

1 264,4

70,6

1 774,4

140,3

 

- в федеральный бюджет

761,1

195,4

33,5

255,0

130,5

 

- в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

1 751,9

1 069,0

86,7

1 519,4

142,1

 

Налог на доходы физических лиц

           

- в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

1 665,6

1 665,0

107,4

1 789,6

107,5

 
             

 

В последние несколько лет, до 2009 года, структура налоговых поступлений  в консолидированный бюджет РФ изменялась в пользу налога на прибыль. Темпы  роста поступлений от налога на прибыль  в 2008 году составили 16%, причем в федеральный  бюджет поступило 18,7%, а в консолидированный  бюджет субъектов РФ - 14,4% налога. Важнейшим  фактором роста поступлений от налога на прибыль, безусловно, являлось улучшение  результатов финансово-хозяйственной  деятельности организаций, выразившееся в росте сальдированного финансового  результата и в снижении количества убыточных предприятий.

Информация о работе Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения в РФ