Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямых налогов в бюджетной системе Российской Федерации.
Объектом исследования является налоговая система РФ.
Предметом - основные тенденции и особенности прямого налогообложения в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы прямого налогообложения
1.1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды
1.2 Прямые личные налоги и их роль в налоговой системе
1.3 Зарубежный опыт формирования доходной базы бюджетов всех уровней за счет прямых налогов
2 Анализ и оценка роли прямых налогов в бюджетной системе России
2.1 Динамика и роль прямых налогов в формировании федерального бюджета
2.2 Динамика и роль прямых налогов в формировании бюджета Краснодарского края
2.3 Налог на прибыль и практика его применения в России
3 Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения в РФ
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Прямые налоги и перспективы их развития.docx

— 69.61 Кб (Скачать файл)

Однако, если еще в 2008 году была видна тенденция увеличения поступления налога на прибыль в федеральный бюджет РФ относительно предыдущих лет, то в 2009 году поступления наоборот стали сокращаться. В 2008 году в налоговых доходах федерального бюджета этот налог занимал первое место (31%), а в 2009 - третье (20%). В 2010 году доля налога на прибыль составила 23% и он стал вторым по величине после налога на доходы физических лиц.

Поступления налога на прибыль организаций  в федеральный бюджет в 2009 году составили 195 млрд. рублей, что в 3,3 раза меньше, чем годом ранее. В 2010 году, поступление налога на прибыль в федеральный бюджет возросло на 30,5%. Как поясняет Федеральная налоговая служба России (ФНС), снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций (ростом количества убыточных организаций и суммы полученного убытка с одновременным снижением количества прибыльных организаций и суммы полученной ими прибыли) и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2%.

Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008 и 2009 годах  оставались практически неизменными. В 2009 году в бюджет поступило 1665 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 0,04% меньше, чем за соответствующий  период предыдущего года. В 2010 году в консолидированный бюджет поступило 1789,6 милрд. рублей, что на 124,6 милрд. или 7,5% больше, чем в соответствующий  период 2009 года.

Налог на прибыль организации и  налог на доходы физических лиц являются одними из ведущих налогов, взимаемых  в Российской Федерации. Общая доля налога на прибыль и налога на доходы физических лиц в консолидированном  бюджете Российской федерации в 2010 году составила 3563,9 милрд. рублей или 46%.

Таким образом, по итогам 2010 года, наблюдается  стабильный рост налоговых поступлений  в консолидированный бюджет Российский Федерации. Среди причин увеличения можно отметить самые важные: рост номинальных доходов населения  в связи с общим повышением цен; увеличение реальных доходов; рост деловой активности российских предприятий, увеличением их прибыли, легализацией выплат, а также ростом добычи нефти  и газа, и среднегодового курса  доллара и евро.

В то же время нельзя не учиывать негативное влияние финансового кризиса, отразившегося  на экономических процессах в стране, который корректирует рост налоговых поступлений.

2.2 Динамика и роль прямых  налогов в формировании бюджета  Краснодарского края

Консолидированный бюджет Краснодарского края является сбалансированным и относительно независимым от внешних источников. Доходы бюджета имеют устойчивую тенденцию роста.

В начале 2010 года был разработан комплекс мер, направленный на увеличение доходной части бюджета края и обеспечение  финансовой стабильности. Реализация указанных мероприятий позволила  получить в 2010 году 16240 млн. рублей дополнительных доходов по сравнению с 2009 годом.

Основная доля доходов консолидированного бюджета формируется за счет поступлений  налога на доходы физических лиц и  налога на прибыль организаций. Налог  на доходы физических лиц составляет 36,1% или 45898,5 млн. рублей, а налог на прибыль организаций 25,6% или 27374,9 млн. рублей от общих налоговых поступлений. Их общая доля в бюджете края составляет 73192,9 млн. рублей или 43,4%. Состав и структура  налоговых доходов консолидированного бюджета Краснодарского края представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный  бюджет Краснодарского края в 2008-2010 гг.

в миллионах рублей

 

Показатели

2008 г.

2009 г.

в % к 2008 году

2010 г.

в % к 2009 году

 

Доходы бюджета-всего

140021,4

152407,3

108,8

168647,3

120,4

 

налоговые поступления-всего

109412,3

111223

101,7

126974,7

114,1

 

НДФЛ

39871,3

41841,7

104,9

45898,5

109,7

 

налог на прибыль организаций

26483,4

22731,3

85,8

27374,9

120,4

 
             

Всего в 2010 году в доходную часть  консолидированного бюджета Краснодарского края поступило 168647,3 млн. рублей. По сравнению  с 2008 годом доходы увеличились на 28625,9 млн. рублей или на 20,4%.

Рост налоговых поступлений  отмечен практически по всем бюджетообразующим  налогам, за исключением платежей по налогу на прибыль, по которому поступления  в 2009 году снизились на 14,2% или 3887,2 млн. рублей, что и повлекло общее снижение поступлений в консолидированный  бюджет края в 2009 году.

Стоит также отметить, что наблюдается  и уменьшение удельного веса налога на прибыль в налоговых поступлениях в бюджет за три года. Так в 2010 году поступления составили 16,2% в  общем объеме поступлений, тогда  как в 2009 и 2008 годах - 14,9% и 18,9% соответственно. Динамика налоговых поступлений  по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Динамика удельного веса налоговых поступлений

в миллионах рублей

 

Показатели

2008 г.

Удельный вес (%)

2009 г.

Удельный вес (%)

2010 г.

Удельный вес (%)

 

Доходы бюджета-всего

140021,4

100

152407,3

100

168647,3

100

 

налоговые поступления-всего

109412,3

78,1

111223

78

126974,7

75,3

 

НДФЛ

39871,3

28,5

41841,7

27,5

45898,5

27,2

 

налог на прибыль организаций

26483,4

18,9

22731,3

14,9

27374,9

16,2

 
               

Основными факторами падения поступлений  налога на прибыль в 2008 - 2010 годах  стало вступление новых положений  Налогового кодекса РФ, относящихся  к данному налогу. Сложно предсказать  поведение бизнеса в связи  с последними изменениями, разрешающими отнесение на затраты 10% амортизационной  премии по вновь вводимым объектам основных средств и снятие ограничений  по переносу убытков на будущие периоды. Эти изменения могут существенно  уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций, а соответственно, и доходы региональных бюджетов.

Трудно прогнозировать поступления  налога на прибыль от тех компаний, особенно крупных, головные офисы которых  находятся в других регионах. Зачастую региональные власти вообще не имеют  информации о финансовых планах и  планах развития таких компаний даже на ближайший год.

Существенное снижение поступлений  налога на прибыль возможно за счет применения крупными компаниями внутренних или корпоративных цен, перетекания  средств между головной организацией и дочерними подразделениями, а  также за счет других методов манипулирования  налоговой базой. Четкие правила  определения цен для целей  налогообложения пока отсутствуют.

Значительный рост суммы поступлений  по налогу на доходы физических лиц  связан с постановкой на учет новых  налогоплательщиков данного налога.

Показатель поступления налога на доходы физических лиц в консолидированном  бюджете субъекта РФ в 2008 - 2010 годах  увеличился на 6027,2 млн. рублей, что составляет доли удельного веса в 28,5% в 2008 году и 27,2% в 2010 году. Достижению таких результатов  в определенной степени способствовала деятельность комиссий по легализации  теневой зарплаты и работе с убыточными организациями. В связи, с чем  увеличение фонда оплаты труда вызвало  рост налога на доходы физических лиц.

Давние споры вызывает порядок  зачисления налога на доходы физических лиц в доходы того субъекта, где  они работают. Подсчитано, что 15% населения  страны работает не там, где живет. Многие регионы, прежде всего Московская и  Ленинградская области, давно предлагают перейти на уплату этого налога по месту жительства физических лиц, чтобы  налог поступал в бюджет того региона, где человек получает бюджетные  услуги. При современной технике  учета доходов каждого налогоплательщика  распределение налога по территориям  или по налоговым инспекциям в  соответствии с его ИНН не представляется сложным.

Проведенный анализ поступлений прямых налогов в доходы бюджета Краснодарского края показал, что прямые налоги занимают существенную долю, более 75 % всех налоговых  доходов. При этом основным налоговым  доходным источником бюджета Краснодарского края в 2010 году являются налог на прибыль  организаций, и налог на доходы физических лиц, удельный вес которых в совокупности составляет 43,4 %.

 

2.3 Налог на прибыль и практика  его применения в России

В июле был принят Федеральный закон N 229 ФЗ, который вносит многочисленные поправки в Налоговый кодекс. В  закон включили множество важных изменений главы 25 «Налог на прибыль  организаций» Налогового кодекса. Одни исправляют неточности и решают вопросы, возникшие в последние годы в  правоприменительной практике. Другие устанавливают новые возможности, а также дополнительные обязанности  для налогоплательщиков. Некоторые  из них уже вступили в силу со 2 сентября этого года, а другие организациям необходимо будет учитывать с 1 января 2011 года. Изменения части первой Налогового кодекса касаются вопросов постановки на налоговый учет, предоставления отсрочки, рассрочки по уплате налогов  и сборов, введения электронного документооборота во взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов, увеличения размеров штрафов за налоговые правонарушения и другое. Поправки в часть вторую Налогового кодекса следующие: изменен порядок учета в расходах процентов по долговым обязательствам; первоначальная стоимость имущества, при которой оно признается амортизируемым, возросла вдвое; уточнен срок уплаты НДФЛ; и другие.

Согласно статье 5 Федерального закона N 212 ФЗ2 организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов [7,18]. В течение расчетного периода они должны уплачивать страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. При этом компании вправе отнести их на расходы при определении налогооблагаемой прибыли в момент начисления. Однако до вступления в силу Закона N 229 ФЗ не было ясно, куда включать страховые взносы. Были разные мнения и позиции по этому вопросу. Некоторые считали, что их нужно учитывать по статье 263 «Расходы на обязательное и добровольное имущественное страховние» Налогового кодекса как расходы по страхованию, другие -- по статье 255 «Расходы на оплату труда» как страховые взносы по договорам страхования. А специалисты финансового ведомства разъясняли, что страховые взносы следует включать в прочие расходы по подпункту 49 пункта 1 статьи 264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией» Кодекса как прочие. Теперь же этот вопрос разрешен. Согласно внесенным изменениям их следует относить на прочие расходы по подпункту 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

Следующая поправка касается статьи 254 «Материальные расходы» Налогового кодекса. Теперь организации вправе учесть в расходах по налогу на прибыль  также материалы и иное имущество, используемые в производстве или  реализуемые на сторону, полученные в результате проведения модернизации, реконструкции, технического перевооружения и частичной ликвидации объектов основных средств, по рыночной стоимости. Конечно, при этом их стоимость в  момент оприходования должна быть учтена в составе внереализационных  доходов.

С 1 января 2010 года в статью 254 Налогового кодекса были внесены  изменения, согласно которым стоимость  материально-производственных запасов  в виде излишков при списании в  производство определяется как сумма  дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 20 статьи 250 «Внереализационные доходы»  Налогового кодекса. Очень много  вопросов возникает у налогоплательщиков при применении этой статьи, когда  материалы и иное имущество оприходовались в 2009 году, а списывались в 2010 году. Какую сумму затрат в этом случае можно учесть в расходах при определении  базы по налогу на прибыль? Так, если выявленное и оприходованное до 1 января 2010 года имущество было использовано в 2010 году в собственном производстве, то в  расходах можно учесть лишь налог  с суммы дохода, по которой оно  было оприходовано. Если же компании решили реализовать такое имущество, то в расходы его можно списать  в той сумме, в которой оно  было оприходовано. В том случае если излишки имущества были выявлены в 2010 году и в том же году организация приняла решение продать их, то она вправе уменьшить полученный доход на рыночную стоимость данного имущества. Законом N 229 ФЗ также внесены поправки в пункт 1 статьи 256 «Амортизируемое имущество» Налогового кодекса. Согласно новой редакции данной нормы с 2011 года в налоговом учете амортизироваться будут основные средства стоимостью более 40 000 рублей.

Имущество стоимостью 40 000 рублей и меньше будет списываться в  расходы единовременно. При этом в ПБУ 6/01 никакие уточнения пока не вносились.

Изменения коснулись статьи 272 «Порядок признания расходов при  методе начисления» Налогового кодекса. Они направлены на отмену включения  в состав внереализационных доходов  и расходов на последнее число  месяца курсовых разниц, которые образовались в результате получения или перечисления авансов в иностранной валюте. Эти поправки вступили в силу со 2 сентября 2010 года и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Со следующего года убытки, которые плательщики понесли  в периоде налогообложения доходов  по ставке 0 процентов, не будут подлежать  переносу на будущее.

С 2011 года увеличен предел доходов, который предоставляет право  организациям уплачивать только квартальные  авансовые платежи по налогу на прибыль, -- с 3 миллионов до 10 миллионов рублей. Кроме того, до одного дня сокращены сроки для перечисления налога в бюджет налоговым агентом [8,32].

На практике может возникнуть такая ситуация, что организация  одновременно обнаружила неучтенные доходы и расходы, относящиеся к прошлым  налоговым (отчетным) периодам, в текущем  периоде. Учитывать такие доходы и расходы для целей налога на прибыль с точки зрения Минфина  России необходимо в следующем порядке. Компания должна уточнять базу по налогу на прибыль и сумму налога в  разрезе каждой обнаруженной ошибки (искажения). Организация не вправе провести перерасчет налоговой базы в текущем налоговом периоде, если в отношении выявленных ею ошибок установлен период их совершения и они не привели к переплате налога. Если же в результате допущенных ошибок (искажений) были занижены налоговая база и сумма налога, то их следует отразить в периоде, к которому они относятся, но если этот период известен.

Информация о работе Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения в РФ