Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:03, реферат
Цель данной работы – наиболее полно рассмотреть и раскрыть правовые основы и особенности проведения налогового контроля. Данная цель достигается посредством следующих задач:
1) раскрыть понятие и значение налогового контроля;
2) раскрыть формы и виды налогового контроля;
3) раскрыть понятие налоговых проверок и наиболее подробно рассмотреть такие виды налоговых проверок, как камеральные и выездные.
Введение 3
Глава 1 Понятие и значение налогового контроля 4
Глава 2 Формы и виды налогового контроля 8
Глава 3 Понятие и виды налоговых проверок 13
3.1 Камеральные налоговые проверки 13
3.2 Выездные налоговые проверки 16
Заключение 22
Список литературы использованной 24
3.2 Выездные налоговые проверки
Выездные налоговые проверки – наиболее сложная и эффективная форма налогового контроля.
Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, что закреплено в подп. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ. Подпункт 2 той же статьи предусматривает исключение из данного правила: выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки. При этом должностные лица налогового органа вправе убедиться в отсутствии помещений для проведения проверки путем осмотра помещений налогоплательщика, используемых для осуществления предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ). Налогоплательщик же не имеет права препятствовать работе сотрудников налоговых органов, предъявивших ему служебные удостоверения и решение о проведении проверки.
В пункт 2 ст. 89 НК РФ внесено уточнение относительно того, какой именно налоговый орган принимает решение о налоговой проверке и соответственно проверяет налогоплательщика. Теперь установлено, что налогоплательщиков имеет право проверять только инспекция, расположенная по месту нахождения организации. При этом внесено важное уточнение: решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит только налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
О том, что именно хотят проверить налоговые органы, руководители организации узнают из решения о проведении проверки. Этот документ, который проверяющие обязаны предъявить перед началом проверки, оформляется на бланках установленного образца. В статье 89 НК РФ определены все существенные сведения, которые должны содержаться в решении о проведении выездной налоговой проверки:
Предметом выездной налоговой проверки являются первичные документы, которые дают представление о соответствии заявленных сведений фактическим. Необходимо помнить, что налоговые службы могут проверить только те вопросы и за тот период, которые указаны в решении о проведении проверки. Если же они потребуют документы, не относящиеся к проверке, то налогоплательщик вправе им отказать.
Проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. Этот факт законодательно закреплен в п. 3 ст. 89 НК РФ.
Четкое определение предмета проверки защитит налогоплательщика от повторных проверок по аналогичным основаниям.
НК РФ
не наделяет налоговые органы правом
вносить изменения в уже
Следует учитывать, что в НК РФ четко прописана зависимость предмета выездной налоговой проверки от проверяемого объекта. Так, если проверяется налогоплательщик, то в соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ предмет проверки могут составлять все виды налогов (федеральные, региональные, местные). А если проходит самостоятельная проверка филиала (представительства) налогоплательщика, то предметом проверки могут быть только уплачиваемые им региональные и местные налоги (п. 7 ст. 89 НК РФ).
Выездной
налоговой проверкой может быть
охвачен период, не превышающий трех
календарных лет, предшествующих году,
в котором вынесено решение о
проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ). Такой
порядок определения
В пункте 8 ст. 89 НК РФ указано, что датой начала выездной проверки является дата вынесения налоговым органом решения о проведении выездной проверки. Таким образом, проверка начинается еще до того, как налогоплательщик узнал о ней.
Выездная налоговая проверка обычно не может продолжаться более двух месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), но она может быть продлена до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (ст. 89 НК РФ). Необходимо учесть, что не четыре (шесть) месяцев прибавляются к начальным двум месяцам проверки, а весь срок удлиняется до четырех (шести) месяцев т. е. максимальный срок проверки при продлении может составлять четыре (шесть) месяцев, а не шесть (восемь) месяцев.
С 1 января 2007 г. введено ограничение на количество проводимых проверок. В отношении одного налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) налоговые органы не вправе проводить более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
Также налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, запрещается. Исключение составляют случаи, когда проверка проводится: в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика; вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.13
По окончании выездной налоговой
проверки проверяющими составляется справка,
в которой указываются предмет
проверки и сроки ее проведения.
Главное назначение справки - зафиксировать
дату окончания проверки. НК РФ не содержит
нормы, обязывающей налоговый орган
представить справку
Согласно ст. ст. 100, 101 и 101.1 НК РФ результаты выездной налоговой проверки оформляются актом, который выносится не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной налоговой проверке. Акт выездной налоговой проверки должен содержать: а) систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых; б) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений; в) ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Акт выездной налоговой проверки состоит
из трех частей: вводной, описательной
и итоговой. Вводная часть представляет
собой общие сведения о проводимой
проверке и проверяемом
Нарушение требований к содержанию акта налоговой проверки не влечет безусловного признания судом решения о привлечении к налоговой ответственности, принятого на основании такого акта недействительным. В данном случае суды оценивают характер допущенных нарушений и их влияние на законность, и обоснованность решения налогового органа.14
Акт налоговой проверки вручается
налогоплательщику под расписку
или передается иным способом. В
случае направления акта по почте
заказным письмом датой его вручения
считается шестой день, начиная с
даты отправки. В случае несогласия
с фактами, изложенными в акте
проверки, а также с выводами и
предложениями проверяющих
По истечении двухнедельного срока,
предоставленного налогоплательщику
на подготовку возражений, руководитель
(заместитель руководителя) налогового
органа в срок не более 14 дней рассматривает
акт налоговой проверки, а также
документы и материалы, представленные
налогоплательщиком. Если акт налоговой
проверки по каким-либо причинам не составлялся,
то считается, что проверка проведена
и налоговых правонарушений не обнаружено,
поэтому при отсутствии акта выездной
налоговой проверки решение о
привлечении налогоплательщика
к налоговой ответственности
следует рассматривать как
Таким образом, в ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудники налоговых органов имеют обширные процессуальные права, в частности: изымать документы, свидетельствующие о факте налогового правонарушения; вызывать и допрашивать свидетелей; привлекать специалистов и переводчиков; привлекать понятых; назначать экспертизу. По окончании выездной налоговой проверки контрольный орган составляет справку о проведенных процессуальных мероприятиях, в которой отражаются предмет проверки и сроки ее проведения.
Не позднее двух месяцев после
составления данной справки должностное
лицо налогового органа обязано оформить
результаты выездной налоговой проверки
в виде акта, в котором фиксируются
выявленные налоговые правонарушения
либо отсутствие таких фактов. Акт
подписывается должностным
Заключение
Таким образом, рассмотрев налоговый контроль, его виды, его формы и особенности проведения, можно сделать выводы. Налоговый контроль является самостоятельным правовым институтом налогового права – подотрасли финансового права.
В ходе написания курсовой работы выяснилось, что налоговый контроль представляет собой деятельность налоговых органов по контролю за правильностью и своевременностью уплаты законно установленных в Российской Федерации налогов и сборов, осуществляемую в пределах своей компетенции.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.
Объектами налогового контроля являются
движение денежных средств в процессе
аккумулирования публичных
Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, органы внутренних дел и таможенные органы.
Цель налогового контроля может
быть определена как обеспечение
законности и эффективности
Форма налогового контроля - способ конкретного
выражения и организации
Налоговый контроль классифицируется
по различным основаниям на несколько
групп. По времени проведения налоговый
контроль подразделяется на предварительный,
текущий и последующий. В зависимости
от субъектов выделяют контроль: а)
налоговых органов; б) таможенных органов;
в) органов государственных
Налоговые проверки являются самым
важным элементом системы налогового
контроля. Именно с их помощью осуществляется
непосредственный контроль за полнотой
и правильностью исчисления налогов
и сборов, который может быть реализован
только путём сопоставления
Камеральная проверка - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.