Понятие и виды налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:09, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата заключается в раскрытии понятия и сущности налога, исследовании и характеристике его видов посредством изучения нормативно-правовой базы с учетом последних изменений и дополнений, а также научных подходов исследователей, обратившихся к данной проблеме.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
- раскрытие сущности налога; - изучение конструкции налога;
- характеристика основных элементов налога; - сравнительный анализ различных классификаций налога;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Экономическое содержание и сущность налогов……………………………4
1.1 Понятие налога……………………………………………………………….4
1.2 Основные признаки налога…………………………………………………6
2 Конструкция и элементы налога ……………………………………………8
3 Классификационный состав налогов и их характеристика……………….11
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованных источников…………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат логист..docx

— 48.82 Кб (Скачать файл)

Под организациями понимаются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, хозяйственные группы (п.2 ст.13 НК), хозяйственные товарищества. По месту нахождения организации подразделяются на белорусские и иностранные. Белорусские организации имеют статус налоговых резидентов Республики Беларусь и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в Республике Беларусь, от источников, находящихся за пределами Республики Беларусь, по имуществу. Иностранные организации не являются налоговыми резидентами Республики Беларусь. Несут налоговую обязанность за деятельность которая осуществляется в Республике Беларусь, от источников в Республике Беларусь, по имуществу на территории Республики Беларусь. Помимо непосредственно юридических лиц к организациям относятся их структурно обособленные подразделения (филиалы, представительства).

Физические лица – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства (п.6 ст.13 НК).

Налоговыми резидентами  в соответствии с п.1 ст. 17 НК признаются физические лица, которые фактически находятся на территории Республики Беларусь не менее 183 дней в году. В качестве физического лица под налогоплательщиком (п.1 ст.19 НК) выделяют индивидуальных предпринимателей.

Элемент «плательщик налога»  часто соседствует с понятиями  «налоговый агент», «представитель»  и «носитель налога».

В налоговой сфере обязанность  по исчислению и уплате налогов с  целью упрощения налогового администрирования  иногда целесообразно возлагать  не на плательщиков, а на налоговых  агентов. В соответствии с НК, налоговыми агентами признаются организации или  физические лица, которые являются источником выплаты доходов плательщику  и на которых в силу законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и  перечислению в бюджет налоговых  платежей [7, с.75-76].

Плательщик может участвовать  в отношениях, регулируемых налоговым  законодательством, самостоятельно либо через своего представителя. Данное право он может реализовать через  законных и уполномоченных представителей. Законные представители наделяются полномочиями на ведение всех налоговых  дел плательщика на основании  законодательства или учредительных  документов. К ним можно отнести: родителей и опекунов несовершеннолетних детей (ст. 25 Гражданского кодекса Республики Беларусь) [8], руководителя организации и иное должностное лицо, на которых согласно учредительным документам возложены управленческие функции и др.

Уполномоченные представители  наделяются полномочиями на ведение  только тех вопросов налогообложения,  которые плательщик передал им по доверенности.

Налогоплательщик стремится  восполнять свои налоговые потери, включая в цену реализации суммы  налоговых платежей или источники  для их уплаты, а также выставляя  уплаченные налоги к возмещению. Потому бремя уплаты налоговых платежей в итоге несет на себе не столько  плательщик, сколько потребитель  товаров, работ и услуг. Потребитель, или фактический плательщик, может  не иметь законодательной обязанности  уплачивать налоги в бюджет, и в  налоговой сфере его называют носителем налогов [9, с.23].

Объекты налогообложения. В  соответствии с п.1 ст. 28 НК объектами  налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика  возникают налоговые обязательства. Объекты: товары (ст.29 НК), работы и услуги (ст.30 НК), реализация товаров, работ  услуг и имущественных прав. Также  доходы (ст.34 НК), проценты и дивиденды (ст.32 НК). Но для каждого налогового платежа установлен индивидуальный объект обложения (одни и те же обстоятельства могут являться объектом только одного налога).

Налоговая база. В соответствии с п.1 ст.41 НК налоговая база – это стоимостная физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база – количественная характеристика предмета налога. Однако, когда сам объект определен в виде в виде финансового показателя (например, доход или добавленная стоимость), мало сказать, что его характеризует налоговая база. В этом случае уместно признать, что налоговая база может быть равна объекту обложения или его части (за вычетом возможных налоговых изъятий).

Налоговый период. В соответствии с п.1 ст.42 НК налоговый период –  это календарный год или иной период времени, по окончании которого исчисляются сумы налогов, сборов и  пошлин.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу  налогообложения (п.2 ст.41 НК).

Порядок исчисления налогов  – процессуальное действие, в соответствии с которым налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумы налогов на основании  налоговой базы, налоговой ставки, а также налоговых льгот. Сума налога, подлежащая уплате, определяется путем умножения исчисленной  налоговой базы на налоговую ставку.

Порядок уплаты налогов. В  соответствии с п.1 ст.46 НК уплата налогов  производится путем разовой уплаты всей причитающейся сумы или ином порядке, предусмотренном указом президента и т.д.

Сроки уплаты налогов. Срок – установленный налоговым законодательством  период времени, в течение которого налогоплательщик должен исполнить  обязательство по уплате налогов. Срок уплаты налогов может определятся  указанием на событие, которое должно совершить, произойти, или действие, которое должно быть совершено (п.3 ст.45 НК).

Факультативные элементы. К ним относятся налоговые льготы.

В соответствии с п.1 ст.43 НК налоговые льготы – предоставляемые отдельным категориям плательщиков преимущества, включая возможность неуплаты налога, сборов либо пошлин, либо уплаты в меньшем размере.

Налоговые льготы устанавливаются  в следующих видах:

1)освобождение от налогов,  сборов и пошлин

2)понижение размера налоговой  ставки

3)возмещение суммы уплачиваемого  налога, сбора, пошлины

4)в виде дополнительных  по отношению к учитываемым  при определении налоговой базы  для всех плательщиков выплат  скидок, уменьшающих налоговую базу.

Законодатель предоставил  право устанавливать Президенту Республики Беларусь дополнительные льготы отдельным категориям налогоплательщиков временно или постоянно.

Льготы, как правило, не носят  индивидуальный характер. В исключительных случаях по решению Президента Республики Беларусь они могут быть установлены  индивидуально [6, с.197].

 

 

 

 

 

 

 

3 Классификационный состав налогов и их характеристика

 

На сегодняшний день налоги очень разнообразны по видам и  образуют довольно разветвленную совокупность. Налоги можно классифицировать следующим образом:

1. по объекту обложения  и взаимоотношению налогоплательщика  с государством:

- прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком (подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость и др.). Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ. В свою очередь прямые налоги делятся на личные и реальные.

Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли), отражая при этом фактическую платежеспособность плательщика налога. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и др.

Реальными налогами облагаются не действительные доходы, а предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг) и др.) [7, с.33-34].

- косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца. Субъектом налога выступает продавец товара (услуги), который выступает посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги). Такими налогами являются акцизы, налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги взимаются в процессе расходования материальных благ. В данном случае объектом налогообложения являются такие действия, порождающие налоговое обязательство как, реализация товаров (услуг, работ), их передача и другие.

В свою очередь  косвенные налоги в зависимости  от объекта обложения подразделяются на:

-  косвенные  индивидуальные, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы);

-   косвенные универсальные, которыми облагаются все (за исключением тех, на которые распространяются налоговые льготы) товары, работы, услуги (налог на добавленную стоимость).

2. В зависимости  от плательщика:

- налоги, взимаемые с физических лиц (подоходный налог с физических лиц и др.);

- налоги, взимаемые с  организаций (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности и др.);

- смешанные налоги, которые уплачивают как организации, так и физические лица (земельный налог, налог на недвижимость и др.).

3. По степени закрепленности за конкретным бюджетом:

закрепленные - налоги, которые на длительный период полностью закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, суммы налога на добавленную стоимость и акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию, государственная пошлина и другие платежи в соответствии с законом о республиканском бюджете полностью поступают в республиканский бюджет; подоходный налог с физических лиц полностью зачисляется в бюджеты областей и г. Минска.

- регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной законом о республиканском бюджете. Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью их сбалансированности. Распределение сумм этих налогов происходит в форме процентных отчислений общегосударственных налогов в местные бюджеты областей и города Минска. Размер процентных отчислений ежегодно устанавливается в законе о бюджете. Примером таких налогов являются налог на добавленную стоимость (за исключением взимания налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через границу Республики Беларусь), экологический налог (в части установленных платежей) [10, с. 56-57].

4. В зависимости  от характера использования налога:

- общие налоги вводятся для формирования бюджета в целом (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др.)

-  целевые налоги вводятся для покрытия конкретных расходов.

5. По степени регулярности:

- регулярные налоги взимаются   с установленной периодичностью  в течение всего времени владения  имуществом или занятия определенным  видом деятельности, приносящим  доход (налог на недвижимость).

- разовый налог – его  уплата связывается с совершением  определенных действий.

6. в зависимости  от органа, который вводит налог:

- республиканские  - налоги, сборы (пошлины), установленные  Налоговым кодексом либо Президентом  Республики Беларусь и обязательные  к уплате на всей территории  Республики Беларусь. К республиканским налогам, сборам (пошлинам) в соответствии со ст. 8 НК относятся:

1) налог на  добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на  прибыль;

4) налог на  доходы иностранных организаций,  не осуществляющих деятельность  в Республике Беларусь через  постоянное представительство;

5) подоходный  налог с физических лиц;

6) налог на  недвижимость;

7) земельный налог;

8) экологический  налог;

9) налог за  добычу (изъятие) природных ресурсов;

10) сбор при  ввозе на территорию Республики  Беларусь озоноразрушающих веществ;

11) сбор за  проезд автомобильных транспортных  средств иностранных государств  по автомобильным дорогам общего  пользования Республики Беларусь;

12) сбор за  выдачу разрешений на проезд  автомобильных транспортных средств  Республики Беларусь по территориям  иностранных государств;

13) оффшорный  сбор;

14) гербовый сбор;

15) консульский  сбор;

16) государственная  пошлина;

17) патентные  пошлины;

18) таможенные  пошлины и таможенные сборы.

Установление, введение и прекращение действия республиканских  налогов, сборов (пошлин) осуществляются принятием закона о внесении изменений  и (или) дополнений в Налоговый кодекс, а по вопросам изменения плательщиков и отдельных элементов обложения  применительно к таможенным платежам – в Таможенный кодекс Республики Беларусь [11] или Закон Республики Беларусь «О Таможенном тарифе» (ст. 40) [12] либо Президентом Республики Беларусь.

- местные налоги  устанавливаются решениями местных  Советов депутатов в соответствии с Налоговым кодексом и действуют на территории соответствующих административно-территориальных единиц. К местным налогам и сборам относятся (ст. 9 НК):

1) налог за владение собаками;

2) курортный сбор;

3) сбор с заготовителей.

Установление, введение, изменение  и прекращение действия местных  налогов и сборов осуществляются в соответствии с Налоговым Кодексом принятием нормативного правового  акта (решения):

Информация о работе Понятие и виды налогов