Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 22:22, реферат
Современная российская налоговая система начала складываться на рубеже 1991-1992 гг., в период политического противостояния, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране - все эти факторы непосредственно повлияли на ее становление.
В зависимости от метода взимания
налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги устанавливаются
Косвенные налоги взимаются в процессе
движения доходов или оборота
товаров, работ и услуг. Эти налоги
включаются в виде надбавки в цену
товара, а также тарифа на работы
или услуги и оплачиваются потребителем-покупателем.
Владелец (производитель или продавец)
товара, работы или услуги при их
реализации получает с потребителя
одновременно с ценой и налоговые
суммы, которые затем перечисляет
государству. Поэтому косвенные
налоги нередко называют налогами на
потребление. Таким образом, указанные
налоги в основном предназначаются
для перенесения реального
В мировой практике выделяют четыре базисных модели системы налогов в зависимости от ролей прямых и косвенных налогов. Так, англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. В США, например, подоходный налог с населения формирует 44% доходов бюджета. Платежи населения превышают налоги с предприятий.
Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных. К примеру, в Германии доля поступлений на социальное страхование составляет 45% доходов бюджета, от косвенных налогов -22%, а от прямых налогов - всего 17%. Аналогичны показатели и других стран, ориентированных на эту модель, - Нидерландов, Франции, Австрии, Бельгии См: Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики.-М.: Манускрипт, 1999..
Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. Косвенные налоги наиболее чутко реагируют на изменение цен, лучше защищают бюджет от инфляции, поэтому они и составляют основу системы налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги более просты, чем налоги прямые. Они не требуют развитого аппарата налоговых служб и изощренной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше. Кроме того, доходы населения в этих странах ниже, чем в преуспевающих странах, что также определяет незначительный уровень прямых налогов. Доли косвенных налогов в доходах бюджетов Чили, Боливии и Перу составляют соответственно 46,42 и 49%.
Смешанная модель, сочетающая черты
других моделей, применяется во многих
странах. Государства выбирают ее для
того, чтобы диверсифицировать
В последние годы во всех странах мира все большее распространение получают косвенные налоги, поскольку изъятие денежных средств у потребителя происходит добровольно и в соответствии с уровнем его потребностей. НДС, налог с продаж, акцизы, и другие косвенные налоги в странах ЕС достигают 50-60%, а в США, Канаде, Японии - 20-30%, поскольку там существует негативное отношение к уравнительным принципам в хозяйственном механизме. Курс переходной экономики: Учебник/ Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Финстатинформ, 1997. С. 367.
Очевидно, что в России используется смешанная модель системы налогов. Анализ консолидированного бюджета Российской Федерации, например, за 1999 год показывает, что доля прямых налогов составляет 42% (в том числе с физических лиц -14%), косвенных налогов - также 42% (в том числе НДС - 30%, акцизы -12%).
Налоговую систему России по обеспечению
доходной части государственного бюджета
с момента ее образования и
на протяжении всего периода формирования
принято считать системой, построенной
на преобладании косвенного налогообложения
Рашин А.Г. Прямые и косвенные
налоги как элемент налоговой
системы // Государство и право.- 2003.-
№3 с. 92-95. Однако необходимо отметить,
что уровень собираемости прямых
налогов значимо превышает
Исключительные особенности
По принадлежности к звеньям
бюджетной системы налоги подразделяются
на регулирующие и закрепленные. На
основании бюджетного законодательства
РФ при утверждении
В отличие от них закрепленные налоги,
на постоянной основе закреплены за бюджетами
соответствующего уровня и не могут
зачисляться в бюджеты другого
уровня. Ярким примером закрепленных
налогов являются местные налоги,
которые зачисляются
По объекту обложения налоги также подразделяются на несколько видов. Среди прямых налогов выделяют реальные (имущественные), ресурсные (рентные), личные, вмененные и взимаемые с фонда оплаты труда.
Реальными налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним, в частности, относятся земельный налог, налог на имущество, налог на недвижимость и другие.
С реальными налогами тесно связаны ресурсные платежи, взимание которых определяется разработкой, использованием и добычей природных ресурсов. К этой группе налогов следует отнести налог на добычу полезных ископаемых, акцизы по подакцизным видам минерального сырья, земельный налог и некоторые другие.
В отличие же от реальных налогов
личные налоги учитывают финансовое
положение налогоплательщика и
его платежеспособность. Они взимаются
с доходов физических и юридических
лиц способом «у источника» или «по
декларации». Примером личного обложения
могут служить налог на прибыль,
налог на доходы физических лиц. Отличительной
особенностью налогов, включенных в
группу вмененных, является то, что
здесь объектом обложения выступает
доход, определяемый государством, который
не зависит от фактических финансовых
показателей деятельности и определяется
потенциальными возможностями
В частности, единый налог на вмененный доход взимается с потенциально возможного валового дохода плательщика данного налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемого с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых органов, а также оценки независимых организаций. При этом базовая доходность представляет собой условную доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единица площади, численность работающих, и другие), характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условияхсм: Самохвалов А., Куникеев Б. Налоги в России // Свободная мысль.- 2002. -№ 9. -с. 9-20.
Одновременно при исчислении единого
налога на вмененный доход используются
повышающие (понижающие) коэффициенты
базовой доходности - коэффициенты,
показывающие степень влияния того
или иного фактора (место деятельности,
вид деятельности) на результат предпринимательской
деятельности, осуществляемой на основе
свидетельства об уплате единого
налога. Следует отметить, что единый
налог на вмененный доход пока
еще «не нашел себя» в
Следующая группа налогов - это налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, которые трудно отнести к изложенным выше классификационным группам. В данном случае объектом обложения выступают расходы налогоплательщика, связанные с выплатой зарплаты и других видов вознаграждения работникам. В России к этой группе налогов относится ЕСН.
По способу обложения налоги
российской налоговой системы
В зависимости от применяемых ставок налогообложения налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и кратные минимальному размеру оплаты труда.
В отличие от налоговых систем других
стран в России редко используется
прогрессивное налогообложение. Прогрессивные
ставки применяются в отношении
лишь отдельных налогов, не играющих
существенной фискальной или регулирующей
роли. До 2001г. в налоговой системе
России обложение доходов физических
лиц строилось на основе прогрессивных
ставок, при этом диапазон прогрессии
в отдельные годы достигал от 12 до
45%. Начиная с первого года нового
тысячелетия в России установлена
практически единая ставка обложения
в размере 13%, и только лишь для
отдельных видов доходов