Понятие «налог». Необходимость налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Государственное регулирование экономики и международных экономических отношений имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя данное регулирование, государство, использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких, как бюджет, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и, конечно же, налоги.
Налоги являются важной ''кровеносной артерией'' финансово-бюджетной системы. Очевидно также то, что они имеют огромное значение в развитии и регулировании международных экономических отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть курсач.docx

— 89.13 Кб (Скачать файл)

Обеспечение экономического роста и стабильности невозможно без реализации эффективной внешнеэкономической  политики, поэтому национальная налоговая  политика должна предусматривать ряд  соответствующих мер.

Вступая в различного рода экономические группировки, государство  берет на себя обязательства по поддержанию  и осуществлению межгосударственной экономической политики, соответствующей целям создания и жизнеспособности образуемых экономических союзов. Подписывая договор о вступлении в интеграционное объединение, государство тем самым принимает условие частичной утраты экономического суверинететаи суверенной экономической политики, но одновременно приобретает право на выработку совместной межгосударственной экономической политики и обязанность по ее обеспечению для достижения совместного экономического роста и благосостояния. [10, стр.266-269]

Добровольность, осознанная необходимость и экономическая готовность к объединению – обязательные принципы экономической интеграции.

Выработка согласованной налоговой политики осложняется внутренним сущностным противоречием, заложенным в категории «налог». Аккумулируя в себе полюсные интересы государства и налогоплательщика при реализации налоговой политики межгосударственного образования, налоги создают дополнительные противоречия, связанные с возможным несовпадением государственных национальных и межгосударственных общих интересов. Оптимальность налоговой политики экономического союза определяется не только выбором эффективных налоговых инструментов, отвечающих целям интеграционного образования, но и соответствием этих целей реальному экономическому базису, а также интересам всех субъектов налоговых отношений. [1, стр.241]

Разнообразие экономических  интересов субъектов налоговых  отношений не позволяет безоговорочно  проецировать национальные налоговые  механизмы на объединенную экономику. Поэтому выработка международного механизма налогообложения интеграционного объединения, создание благоприятного для всех участников налогового климата – задача первостепенной важности, диктуемая согласованной налоговой политикой.

Согласно теории налогообложения, любой налоговый механизм представлен  тремя основными взаимосвязанными блоками:

  • налоговым планирование;
  • налоговым регулированием;
  • налоговым администрированием.

Все эти блоки должны присутствовать и в налоговом механизме экономического союза. Однако роль каждого из них  может быть неодинаковой на разных этапах, что зависит от целей и  задач, решаемых в рамках региональных экономический образований, а также  от развития научной и методической базы.

Совершенствование и реформирование налоговых систем новых независимых  государств – в прошлом советских  республик, их адаптация к новым  видам деятельности и рыночным институтам происходят достаточно активно. Но в  национальных налоговых законодательствах  государств, вступивших на путь экономических  преобразований и реформ, еще крайне редко применяются научно-обоснованные методики налогового планирования и  прогнозирования влияния налогов  на экономические процессы.

Совместное налоговое планирование целесообразно использовать при планировании объема совместного межгосударственного бюджета. Такая форма организации общегосударственных финансов пока реализует только Республика Беларусь и Российская Федерация при составлении союзного бюджета, который формируется не за счет налоговых поступлений, а на основании вкладов участников объединений и определяется объемом финансирования общих проектов и программ.

Налоговое регулирование в современных условиях является стержнем межгосударственного налогового механизма и опосредуется как внутренними, так и межгосударственными законодательными актами. [10, стр.270]

Как свидетельствует опыт международных интеграционных образований, интересы экономического объединения требуют унификации налоговых законодательств его участников. И если определить гармонизацию как основное направление совместной налоговой политики, т.е. ее стратегию, то унификация должна рассматриваться как основной механизм осуществления этой цели, а именно – тактика налоговых преобразований. [10, стр.270]

Главной задачей унификации налоговых систем является координация  налоговой политики всех государств, сближение принципов и методов  налогообложения, установление одинаковых налоговых ставок, т.е. придание налоговым  системам единообразия, а в идеале — создание идентичных налоговых  систем.

Целью унификации налоговых  систем в свете глобализации мировой  экономики является создание единого  рынка со здоровой конкуренцией, без  предоставления преимуществ каким-либо отдельным участникам международного хозяйственного оборота, со всеми характеристиками, присущими развитым рыночным системам, включая справедливое распределение  фискального бремени между государствами  и налогоплательщиками разных стран.

Основными направлениями  унификации являются: унификация налоговых  систем в отношении косвенных  налогов; унификация в отношении  прямых налогов, а также универсальная  унификация налоговых систем.

Унификация косвенного налогообложения. Наиболее ярким примером унификации налоговых систем является пример Европейского Союза, в рамках которого ведется интенсивная работа по гармонизации налогового законодательства. В первую очередь, конечно, необходимо отметить создание Таможенного союза —     единая система налога на добавленную стоимость: единообразная база исчисления налога, к которой многочисленными последующими директивами приняты изменения и дополнения.

Унификация прямого  налогообложения. В первую очередь задачу унификации прямого налогообложения выполняют соглашения об устранении двойного налогообложения, основой которых является Типовая конвенция Организации экономического сотрудничества и развития.

Универсальная унификация налоговых систем. На достижение этой цели направлен проект Основ мирового налогового кодекса, подготовленный Уордом М. Хасси и Дональдом С. Любиком, участниками Международной налоговой программы Гарвардского университета 1993 года. Идея создания ОМНК родилась в связи с потребностями развивающихся стран и стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, в определенной модели законодательства, которая позволит создать эффективную налоговую систему, учитывающую отличия этих стран от экономически развитых капиталистических государств.

Большая работа в настоящее  время ведется также в направлении  всеобщей унификации общих принципов  и условий налогообложения с  целью борьбы с недобросовестной налоговой конкуренцией стран.

В настоящее время прилагаются  огромные усилия экономического, политического  и правового характера, направленные на устранение недобросовестной конкуренции  путем унификации условий налогообложения, пока еще не получившие формального  закрепления.

С точки зрения правомочий налоговую унификацию можно классифицировать как внутреннюю (национальную) и  внешнюю (межгосударственную).

Внутренняя унификация подразумевает универсализацию национальной налоговой системы по основным направления:

  • упрощения методик исчисления налогов;
  • применение идентичного механизма налогообложения для всех налогоплательщиков и объектов налогообложения;
  • приведение к равнозначности налоговых ставок по всем хозяйственным операциям и объектов налогообложения;
  • унификация процедуры исполнения налоговых обязательств.

Внешняя унификация направлена в первую очередь на приведение действующей налоговой системы государства в соответствие с налоговыми системами стран – торговых партнеров и участников экономических союзов. С этой целью необходимо решать следующие задачи:

  • активизировать интеграционные процессы;
  • привлекать иностранных инвесторов;
  • заключать международные договоры об избежание двойного налогообложения без ущерба для национальной экономики;
  • создавать равные условия функционирования для отечественных товаропроизводителей, в том числе и на чужих рынках

Упрощение налогообложения  не исключает возможность использования  в национальной налоговой системе  специфических форм и методик  налогообложения, способных стимулировать  развитие отдельных приоритетных направлений  экономики.

Достижение общего уровня налогообложения, унификация отдельных  инструментов невозможны без организации  действенной системы налогового администрирования в рамках интеграционного объединения. Это предполагает создание органов не только контроля и согласования налоговой политики на меж- и наднациональном уровнях, но и управление налоговыми потоками в рамках объединения.

Основные цели и задачи согласованной налоговой политики и основные формы ее реализации представлены в Приложении 1.

 

Перспективы создания единой налоговой  системы Союзного государства Беларуси и России

Работа по унификации налоговых  законодательств Беларуси и России проводится в соответствии с Программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений  Договора о создании Союзного государства (1999), согласно которой конечной целью унификации налогового законодательства является принятие Налогового кодекса Союзного государства.

Подписанное Соглашение между  Правительством Республики Беларусь и  Правительством Российской Федерации  о создании унифицированного законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства поставил на качественно  новый уровень проводимую работу по унификации налоговых законодательств  двух союзных государств, закрепил основные подходы и направления  по унификации налоговых законодательств, определил сроки и органы сторон, ответственных за ее проведение.

Основные принципы построения Налогового кодекса Союзного государства. При разработке Налогового кодекса Союзного государства предполагается исходить из необходимости создания оптимальных правовых условий в области налогообложения на территории Союзного государства, а также основополагающих элементов унифицированного налогового законодательства - единых принципов и правил налогообложения, единых терминов и понятий, единого перечня основных налогов, единых прав и обязанностей налогоплательщиков на территории Союзного государства.

В целях обеспечения условий  по завершению унификации и гармонизации налогового законодательства Беларуси и России проект Налогового кодекса  Союзного государства по основным параметрам не должен принципиально отличаться от других действующих и разрабатываемых  документов аналогичного характера. Принимая во внимание действующий Налоговый  кодекс Российской Федерации, проекты  разрабатываемого Налогового кодекса  Республики Беларусь и модельного Налогового кодекса для государств-участников Содружества Независимых Государств структурно проект Налогового кодекса  Союзного государства будет состоять из двух частей - первой (общей) и второй (специальной). При этом отношения, составляющие предмет регулирования проекта Кодекса, будут обязательными для исполнения на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, обеспечивая тем самым формирование законодательной основы налогообложения и проведения единой налоговой политики.

Первая часть проекта  Налогового кодекса Союзного государства  содержит в себе основные правовые и понятийные нормы налогового законодательства, которые с введением ее в действие будут действовать на территории Союзного государства. Этой частью определяется закрытый перечень тех налогов и  сборов, которые будут установлены  к взиманию на территории Беларуси и России и которые не должны изменяться национальными налоговыми законодательствами двух государств. При закреплении  в проекте Налогового кодекса  Союзного государства понятий и  терминов как обязательных атрибутов  любой отрасли права, в том  числе и налоговой, необходимо добиться их однозначной трактовки, предельной ясности в понимании и употреблении.

В первой части проекта  Кодекса будут ясно и однозначно закреплены отношения, которые предполагается регулировать этим документом. Поскольку  сфера действия Налогового кодекса  Союзного государства будет распространяться на два сопредельных государства, то в нем необходимо будет четко  установить распределение полномочий в сфере налоговых правоотношений Союзного государства, Республики Беларусь и Российской Федерации.

Проектом Налогового кодекса  Союзного государства будет установлен круг институтов из числа государственных  органов Республики Беларусь и Российской Федерации, уполномоченных совершать  правовые действия в сфере налоговых  отношений. К ним будут относиться не только органы, контролирующие порядок  и полноту уплаты налогов и  сборов, но и иные институты, необходимые  для  полноценного функционирования налоговой системы.

Своеобразным центром, без  которого не может функционировать  ни одна налоговая система, является законодательное определение прав и обязанностей плательщиков налогов  и сборов. Права и обязанности  плательщиков будут обеспечиваться правами и обязанностями налоговых  органов.

Первая часть Налогового кодекса будет определять и такие  специфические вопросы, как механизм налогового контроля, процедуру исполнения налоговых обязательства, систему  налогового учета и отчетности, процедуру  налоговых проверок, обжалование  действий (бездействий) налоговых органов  и их должностных лиц.

Особым и потому весьма важным вопросом проекта Налогового кодекса Союзного государства будет  являться закрепление положения  об установлении ответственности за нарушение плательщиками законодательства Союзного государства о налогах  и сборах. Его сложность заключается  в сложившихся в Беларуси и  России различиях в подходах к  определению видов правонарушений в сфере налогового права, в установлении порядка и мер ответственности  за их совершение, а также в круге  государственных органов, уполномоченных на осуществление действий по наложению  и применению санкций за противоправные действия плательщиков в сфере налогового законодательства.

Информация о работе Понятие «налог». Необходимость налогов