Понятие «налог». Необходимость налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Государственное регулирование экономики и международных экономических отношений имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя данное регулирование, государство, использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких, как бюджет, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и, конечно же, налоги.
Налоги являются важной ''кровеносной артерией'' финансово-бюджетной системы. Очевидно также то, что они имеют огромное значение в развитии и регулировании международных экономических отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть курсач.docx

— 89.13 Кб (Скачать файл)

Во второй (специальной) части  будут отражены принципы и основные подходы налогообложения в отношении  каждого из налогов и сборов, которые  будут регулироваться единым налоговым  законодательством на территории Беларуси и России. 

Принципиально важно отметить, что действующая система налогов  Беларуси и России не будет отвергнута и заменена на нечто совершенно новое. Основные налоги как выполняли, так  и далее будут выполнять свои функции на территории Союзного государства. Они апробированы мировой практикой  при разных экономических режимах, к ним адаптировались налогоплательщики  и налоговые органы. Поэтому в  проекте Налогового кодекса Союзного государства должно быть предложено эволюционное преобразование действующих в настоящее время в Республике Беларусь и Российской Федерации основных налогов в единый налоговый механизм путем устранения имеющихся недостатков и ликвидации различных несоответствий в  организации применения указанных налогов.

К налогам и сборам, подлежащим унификации в рамках Союзного государства  будут отнесены следующие общеприменимые налоги:

    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизы;
    • таможенные пошлины;
    • налог на прибыль (доходы) организаций;
    • налог на доходы физических лиц (подоходный налог).

В отношении каждого налога будут установлены все необходимые  элементы налогообложения, в том  числе субъекты и объекты налогообложения, ставки, порядок и сроки уплаты, налоговые скидки и вычеты.

 

О МЕЖДУНАРОДНЫХ СОГЛАШЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 

Решением Межгоссовета ЕврАзЭС  от 25 января 2008 г. № 2 «О формировании правовой базы таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества»  принято Соглашение о принципах  взимания косвенных налогов при  экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (далее - Соглашение). В Республике Беларусь Соглашение ратифицировано Законом  Республики Беларусь от 9 июля 2008 г. № 391-З  «О ратификации Соглашения о принципах  взимания косвенных налогов при  экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе».

Соглашение определяет порядок  взимания косвенных налогов при  экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг по принципу страны назначения в условиях предполагаемой отмены таможенного контроля и таможенного  оформления в торговле между Республикой  Беларусь, Российской Федерацией и  Республикой Казахстан в 2010 году. Конкретный механизм реализации Соглашения будет определен международными Протоколами. [9]

заключение

 

Налоги как один из важнейших  экономических инструментов государственного регулирования экономики могут  быть либо предпосылкой, либо преградой  на пути к благополучию страны. Они  не только являются основной формой доходов  государства, но и используются государственной  властью в качестве одного из важнейших  регуляторов в экономике, политике, социальной сфере.

Во все времена налоговые  инструменты активно применялись  для обеспечения эффективного использования  природных ресурсов, регулирования  экономических и других процессов  в жизни общества.

Но каким бы многоликим ни был налоговый мир на протяжении столетий, суть его, несмотря на многовековую модификацию видов, и форм взимания налогов, сохранилась. И сегодня налоги - это обязательные платежи, уплачиваемые субъектами экономической деятельности и гражданами из своего дохода в бюджет государства для удовлетворения общественных потребностей по ставкам, установленным в законодательном порядке.

В теории налогообложения  выделяется, как правило, несколько  функций налогов: распределительная, фискальная, стимулирующая и контрольная.

Общеизвестно, что главной  отличительной особенностью системного налогообложения развитых стран  является его тесная взаимосвязь  со структурой экономики, реально складывающимися  экономическими пропорциями, а также  ориентация на цели экономического развития. Такой подход лежит в основе выработки  экономической политики, в том  числе и в области налогообложения.

Поэтому при разработке налоговой  политики необходимо ясно сознавать  ее целевую направленность. Либо мы ставим во главу угла кратковременное  увеличение притока денег в казну  посредством усиления налогового давления, либо ориентируемся на налогообложение, стимулирующее экономический рост и инвестиции.

Фискальная направленность налогообложения, как показывает опыт развитых государств, сопровождается противоречивыми последствиями. С  одной стороны, рост налоговых поступлений  в доходах  бюджета создает  реальные возможности для государственного воздействия на воспроизводственные  процессы. Правительство получает денежные средства для ускорения процессов  разгосударствления и приватизации, стимулирования роста объемов производства и его реструктурирования и т.д.

С другой стороны, рост налогового бремени имеет отрицательные  последствия, которые проявляются  непосредственно, воздействуя на экономические  мотивы и стимулы, и опосредованно, изменяя общие, макроэкономические условия воспроизводства.

Необходимо отметить, что  изменение микро- и макроэкономической ситуации может быть предопределено использованием конкретного вида налогообложения.

Практика также свидетельствует, что попытка правительств за счет высокого налогообложения решить проблему наполнения бюджета даже в условиях развитого рынка приносит успех  в ограниченном промежутке времени. Действительно, вначале рост ставок сопровождается увеличением налоговых  поступлений в бюджет (тем более  в условиях роста инфляции). Но в  дальнейшем большой налоговый пресс  обусловливает спад деловой активности, свертывание производства, усиление инфляционных тенденций, снижение совокупного  спроса и, как следствие, сокращение налоговых поступлений в бюджет, ухудшение финансового положения  страны.

 Налоговое регулирование, проводимое в соответствии с согласованной налоговой политикой, имеет обширный спектр действия, распространяясь не только на унификацию конкретных видов налогов и базовых элементов налоговой системы. Немаловажную роль в налоговой унификации играют стандарты бухгалтерского учета и отчетности, создание скоординированной системы налогового контроля, определения общих подходов в сфере международного налогообложения и т.д.

Таким образом, налоговая  система Беларуси за последние пятнадцать лет существенно изменилась, так  как были предприняты реальные шаги, направленные на ее реформирование. Но следует отметить, что по своим  основным характеристикам она значительно  отличается от применяемой в экономически развитых странах, и имеет ряд  недостатков.

список использованных источников

  1. Теория финансов: учеб.-метод. компл. / М. К. Воробьев, И. А. Осипов. - Минск: Изд-во МИУ, 2007. - 336с.
  2. Заяц Н.Е. Теория налогов: Учеб. Мн.: БГЭУ, 2002. 220с.
  3. Налоги: Учебник для экон. спец. вузов / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.И. Василевская и др.; Под общ. ред. Н.Е. Заяц. Мн.: БГЭУ, 2000. 367с.
  4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь 2-е изд., исправ. М.: ИНФОРА-М, 1999. [3, с.179]. 479 с. 3. Бичик С.В. Основы экономической теории. Мн.: "Вышейшая школа", 2004. 236 с.
  5. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2000 года // 4. Рег. номер 2/1009.Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004.
  6. Закон Республики Беларусь "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" от 20 декабря 1991 года // 123. Рег. номер 2/1058. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004.
  7. Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика. Мн.: Белпринт, 1999. 544 с.
  8. Бичик С.В. Основы экономической теории. Мн.: "Вышейшая школа", 2004. 236 с.
  9. http://www.minfin.gov.by
  10. Теория финансов / Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко, Т. В. Сорокина и др.; Под ред. проф.  Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 351с.
  11. Киреева Е., Киселева С. Налоговая политика. Выбор форм и приоритетов // Финансы, учет, аудит.- 2006.- N 2.- С.17-20

приложение 1

Согласованная налоговая политика

 

ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ

 
                 
                 

Налоговое планирование

 

Налоговое регулирование

 

Налоговое администрирование

 
                 

Поиск вариантов налогового режима

Налоговая унификация

 

Образование органов налогового администрирования (управления налогами)

 
                 

Анализ и оценка налогового потенциала

Установление единых ставок, налогов

 

Унификация правовых норм и действий (модельный кодекс по налогам)

 
                 
   

Установление единого перечня  налогов

 

Унификация бухгалтерской и налоговой  отчетности

 
                 
   

Установление единых принципов исчисления налогов

 

Устранение двойного налогообложения (устранение налоговой дискриминации и избежание налогового уклонения)

 
           
     

Установление единых подходов к налоговым  льготам

       
               
     

Разграничение налоговой юрисдикции в налогообложении иностранных  доходов и капиталов

       

 

Приложение. Источник: [10]

1 Тургенев Н.И. Опыт теории налогов// У истоков финансового права. М.: Статут, 1998. С. 127

2 Горлов И.Я. Теория финансов. СПБ.,1845.С.13.

3 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 40 т. 2-е изд. М.: Полит. Литература, 1962. Т.21. С.171

 


Информация о работе Понятие «налог». Необходимость налогов