Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 21:52, реферат
Краткое описание
Государственная власть во все времена нуждалась в средствах для своего содержания, но методы привлечения этих средств менялись в зависимости от обстоятельств и уровня развития общества. Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы.
Статья 6. Главными задачами
налоговых органов являются контроль
за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в бюджетную систему Российской
Федерации налогов и сборов, а в случаях,
предусмотренных законодательством Российской
Федерации, - за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в бюджетную систему Российской Федерации
других обязательных платежей, установленных
законодательством Российской Федерации,
а также контроль за производством и оборотом
табачной продукции, валютный контроль,
осуществляемый в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми
в соответствии с ним нормативными правовыми
актами органов валютного регулирования
и настоящим Законом.
Статья 7. Налоговым
органам предоставляется право:
1. В случаях и порядке, которые
предусмотрены законодательством Российской
Федерации, производить в органах государственной
власти и органах местного самоуправления,
организациях, у граждан Российской Федерации,
иностранных граждан и лиц без гражданства
(далее - органы, организации и граждане)
проверки документов, связанных с исчислением
и уплатой обязательных платежей, не являющихся
налогами или сборами, пенями, штрафами,
предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации, в бюджетную
систему Российской Федерации, а также
получать необходимые объяснения, справки
и сведения по вопросам, возникающим при
проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую
тайну, определяемую в установленном
законодательством порядке.
Осуществлять контроль за соблюдением
требований к контрольно-кассовой технике,
порядка и условий ее регистрации и применения,
которые определяются законодательством Российской Федерации о применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов
с использованием платежных карт, за полнотой
учета выручки в организациях и у индивидуальных
предпринимателей, проверять документы,
связанные с применением контрольно-кассовой
техники, получать необходимые объяснения,
справки и сведения по вопросам, возникающим
при проведении проверок, проводить проверки
выдачи кассовых чеков, налагать штрафы
на организации, а также на индивидуальных
предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов
с использованием платежных карт.
Осуществлять контроль за соблюдением
организациями и индивидуальными предпринимателями
обязанности по выдаче по требованию покупателя
(клиента) в случае, предусмотренном федеральным
законом, документа (товарного чека, квитанции
или другого документа, подтверждающего
прием денежных средств за соответствующий
товар (работу, услугу), а также налагать
штрафы на организации и индивидуальных
предпринимателей за отказ в выдаче по
требованию покупателя (клиента) документа
(товарного чека, квитанции или другого
документа, подтверждающего прием денежных
средств за соответствующий товар (работу,
услугу).
Осуществлять контроль за соблюдением
платежными агентами, осуществляющими
деятельность в соответствии с Федеральным
законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О
деятельности по приему платежей физических
лиц, осуществляемой платежными агентами",
банковскими платежными агентами и банковскими
платежными субагентами, осуществляющими
деятельность в соответствии с Федеральным
законом "О национальной платежной
системе", обязанностей по сдаче в кредитную
организацию полученных от плательщиков
при приеме платежей наличных денежных
средств для зачисления в полном объеме
на свой специальный банковский счет (счета),
использованию платежными агентами, поставщиками,
банковскими платежными агентами, банковскими
платежными субагентами специальных банковских
счетов для осуществления расчетов, а
также налагать штрафы на организации
и индивидуальных предпринимателей за
нарушение указанных требований.
3. Осуществлять налоговый
контроль путем проведения налоговых
проверок, а также в других
формах, предусмотренных Налоговым кодексомРоссийской Федерации.
3.1. В целях осуществления
налогового контроля производить
осмотр (обследование) производственных,
складских, торговых и иных помещений
и территорий, используемых организациями
и гражданами для извлечения
дохода либо связанных с содержанием
объектов налогообложения, в порядке,
установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
4. Обследовать с соблюдением
соответствующего законодательства
Российской Федерации при осуществлении
своих полномочий производственные,
складские, торговые и иные помещения
организаций и граждан.
5. Требовать от руководителей
и других должностных лиц проверяемых
организаций, а также от граждан
устранения выявленных нарушенийзаконодательства о налогах и сборах, нарушений,
связанных с исчислением и уплатой других
обязательных платежей в бюджетную систему
Российской Федерации, нарушений законодательства
Российской Федерации, регулирующего
предпринимательскую деятельность, а
также контролировать выполнение указанных
требований.
6. В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, приостанавливать
операции по счетам налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов
в банках и налагать арест на имущество
налогоплательщиков, плательщиков сборов
и налоговых агентов.
7. Производить в случаях
и порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, выемку
документов, свидетельствующих о совершении
налоговых правонарушений.
8. Выносить решения о
привлечении организаций и граждан
к ответственности за совершение
налоговых правонарушений в порядке,
установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
9. Взыскивать недоимки
и взыскивать пени а также штрафы
в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
10. Предъявлять в суде и арбитражном
суде иски:
о ликвидации организации любой
организационно-правовой формы по основаниям,
установленным законодательством Российской
Федерации;
о признании недействительной
государственной регистрации юридического
лица или государственной регистрации
физического лица в качестве индивидуального
предпринимателя;
о признании сделок недействительными
и взыскании в доход государства всего
полученного по таким сделкам.
11. Контролировать выполнение
кредитными организациями установленных Налоговым кодексом Российской Федерации обязанностей
в порядке, утверждаемом федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным
по контролю и надзору в области налогов
и сборов, по согласованию с Центральным
банком Российской Федерации. Налоговые
органы вправе получать доступ к информации,
составляющей банковскую тайну в пределах,
необходимых для осуществления такого
контроля.
Статья 7.1. Налоговые органы обобщают
сведения о доходах, расходах, об имуществе
и обязательствах имущественного характера,
представляемые лицами, замещающими государственные
должности Российской Федерации, в налоговые
органы в соответствии с федеральным конституционным
законом, и результаты обобщения до 30 апреля
представляют Президенту Российской Федерации
и в палаты Федерального Собрания Российской
Федерации.
Налоговые органы в соответствии
с нормативными правовыми актами Российской
Федерации о противодействии коррупции
представляют имеющиеся у них сведения
о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера по запросам
руководителей и других должностных лиц
федеральных государственных органов,
перечень которых определяется Президентом
Российской Федерации, и высших должностных
лиц субъектов Российской Федерации (руководителей
высших исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации).
Статья 8. Права налоговых органов, предусмотренные пунктами 1 -
7, 15 статьи 7 Закона, предоставляются должностным
лицам этих органов, а права, предусмотренные пунктами 8 -
13, - только руководителям налоговых
органов и их заместителям.
Статья 9. Вышестоящим налоговым органам
предоставляется право отменять решения
нижестоящих налоговых органов в случае
их несоответствия Конституции Российской
Федерации, федеральным законам и иным
нормативным правовым актам.
Статья 10. В процессе осуществления
контроля за соблюдением законодательства
о налогах и сборах должностные лица налоговых
органов выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и иными
федеральными законами.
Способы обеспечения исполнения
обязанностей по уплате налогов и сборов
На основании пункта 1 статьи
72 НК РФ установлены способы обеспечения
исполнения обязанностей по уплате налогов
и сборов. Прежде всего, это сделано в целях
предотвращения последствий, которые
могут возникнуть в связи с неуплатой
налогов (сборов) налогоплательщиками.
Перечень способов обеспечения
исполнения обязанности по уплате налогов
и сборов, который предусмотрен пунктом
1 статьи 72 НК РФ:
- залог имущества;
- поручительство;
- пеня;
- приостановление операций
по счетам в банке;
- наложение ареста на
имущество налогоплательщика.
Отметим, что, называя в качестве
одного из способов обеспечения уплаты
налога - пени, законодательством подразумевается,
что пени не являются мерой налоговой
ответственности.
Другие способы обеспечения
исполнения налоговой обязанности, кроме
тех, которые указанны в главе 11 НК РФ,
не могут использоваться ни налоговыми
органами, ни налогоплательщиками.
Способы обеспечения исполнения
обязанности по уплате налогов и сборов
состоят в возложении на налогоплательщика
дополнительной обязанности в том случае,
если исполнение налоговой обязанности
выполнено не полностью, в возложении
такой обязанности на третье лицо или
в исполнении налоговой обязанности за
счет стоимости ранее зарезервированного
имущества.
Статья 73. Залог имущества
Статья 73 НК РФ определяет как
содержание, так и порядок применения
залога имущества в налоговых отношениях.
На основании статьи 73 НК РФ
под правовой сущностью залога имущества
предусматривается исполнение налоговым
органом по обеспеченному залогу за счет
стоимости заложенного имущества.
Следовательно, из сложившихся
отношений при залоге имущества вытекает
право налогового органа потребовать
реализации предмета залога, вследствие
чего необходима передача ему вырученных
денежных средств в сумме, которая не превышает
сумму налоговой обязанности. Залогом
имущества обеспечивается не только уплата
налога, но и соответствующая пеня.
Пунктом 1 статьи 73 НК РФ предусмотрено
основание использования такого способа
обеспечения исполнения налоговой обязанности,
как залог имущества. Он может применяться
в случае изменения сроков исполнения
обязанностей по уплате налогов (сборов).
Пунктом 5 статьи 61 НК РФ также предусмотрены
изменения сроков уплаты налога и сбора.
В соответствии с пунктом 2 статьи
339 ГК РФ (Приложение №2) договором залога
имущества является обязательное условие
заключения в письменной форме. Договор
об ипотеке должен быть зарегистрирован.
Несоблюдение требований к оформлению
договора о залоге влечет его недействительность
(пункт 7 статьи 73 НК РФ, пункт 4 статьи 339
ГК РФ (Приложение №2)). Договор о залоге
не может считаться заключенным, если
в нем отсутствуют сведения, индивидуально
определяющие заложенное имущество.
Сторонами договора выступают
залогодержатель и залогодатель.
Залогодержатель - это налоговые органы (статья
30 НК РФ), а залогодатель
- налогоплательщик, плательщик сбора,
иное обязанное лицо, а также любое третье
лицо (например, другая коммерческая организация).
Если залогодателем выступает третье
лицо, не участвующее в основном правоотношении,
его обязательства перед залогодержателем
не могут превышать сумму, вырученную
от реализации заложенного имущества.
Предмет залога (имущество),
определяется в соответствии с гражданским
законодательством. Для практического
применения правил статьи 73 НК РФ необходимо
формировать государственный реестр договоров
залога с участием налоговых органов.
Кроме того, в целях соблюдения
публичных интересов следовало бы предусмотреть
обязанность налоговых органов вести
соответствующий реестр заключенных договоров
залога, а также их обязанность при заключении
такого договора запрашивать и получать
необходимую информацию из других источников.
Предметом залога по договору
между налоговым органом и залогодателем
не может быть предмет залога по другому
договору.
НК РФ накладывает ограничение
по распоряжению имуществом находящимся
в залоге: совершение каких-либо сделок
в отношении заложенного имущества, может
осуществляться только по согласованию
с залогодержателем (налоговым органом).
Пунктом 5 и 6 статьи 73 НК РФ определены
особенности порядка использования заложенного
имущества. Заложенное имущество
может:
оставаться у залогодателя;
передаваться за счет средств
залогодателя налоговому органу.
Налоговый кодекс допускает
совершение каких-либо сделок в отношении
данного имущества, но все они осуществляются
только по согласованию с залогодержателем
(налоговым органом).
статья 74. Поручительство
В соответствии со статьей 72
НК РФ поручительство является одним из
способов обеспечения исполнения обязанности
по уплате налогов и сборов.
Сущность налогового поручительства
заключается в том, что поручитель обязывается
перед налоговым органом исполнить в полном
объеме обязанность налогоплательщика
по уплате налогов, если последний не уплатит
в установленный срок причитающиеся суммы
налога и соответствующих пеней. Указание
в законе на ответственность поручителя
за уплату налога и пени говорит об ограничении
ответственности поручителя в налоговых
отношениях только этими суммами.
Применение налогового поручительства
позволяет государству гарантированно
получить причитающиеся налоги и пени
не только с налогоплательщика, но и с
другого лица - поручителя. Появляется
вероятность своевременной и полной уплаты
платежей. При неисполнении налогоплательщиком
налоговой обязанности по уплате налога,
обеспеченных поручительством, как поручитель,
так и налогоплательщик несут солидарную
ответственность.