Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:52, дипломная работа
Целью данной работы является прослеживание механизма взимания единого налога на вменённый доход и эффективность применении данного налога на практике. Осуществление поставленной цели вызвало необходимость решения следующих задач:
изучить теоретические основы и нормативно-правовую базу, регулирующую процесс взимания ЕНВД;
выявить проблемы, встречающиеся в практике применения ЕНВД;
провести необходимый анализ взимания ЕНВД в 1 квартале 2005 г. по сравнению с 1 кварталом 2004 г. ПБОЮЛ Вирко Николая Григорьевича.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Системы налогообложения в Российской Федерации
1.1. Особенности построения налоговой системы в России…………………………...5
1.2. Сущность, функции и классификация налогов…………………………………….8
1.3.Специальные налоговые режимы: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), УСНО, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции………………………………………………………………………………...21
1.4. Характеристика исследуемого предприятия………………………………………30
2. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход
2.1. Понятие, значение и сущность единого налога на вменённый доход…………..32
2.2. Объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставка налога, порядок и сроки уплаты налога…………………………………………………………39
2.3. Налогоплательщики……………………………………………………………...…49
2.4. Налоговая отчётность по единому налогу на вменённый доход, порядок и сроки представления налоговой декларации …………………………………………………52
3. Анализ применения единого налога на вменённый доход на примере ПБОЮЛ Вирко Николая Григорьевича (Парикмахерская ВЕГА)
3.1. Расчёт суммы единого налога на вменённый доход за 1 квартал 2004 г. и за 1 квартал 2005г……………………………………………………………………………..65
3.2. Сравнительный анализ суммы единого налога на вменённый доход 1 квартала 2005 г. по сравнению с 1 кварталом 2004г……………………………………………..70
Заключение……………………………………………………………………………….74
Список используемой литературы……………………………………………………...77
Отнесение института налогообложения в целом либо его отдельных элементов исключительно к экономико-финансовой или к государственно-правовой системе принципиально неверно.
Сущность налогообложения находится на стыке финансово-экономических и государственно-правовых знаний. Налогообложение является частью межотраслевой деятельности. Институт налогообложения хотя и доступен для изучения, как с экономической, так и с государственно-правовой позиции, но в обоих случаях для исследования будет доступна только примерно половина факторов, существующих в реальности. По этой причине при изучении налоговой проблематики необходимо использовать междисциплинарный подход.
Подобный подход в полной мере реализован в формируемой на стыке государственно-правовых и экономико-финансовых правовых наук единой комплексной налоговой науки, получившей название — форосология.
Форосология (греч. форос — налог и логос — учение) — это наука, изучающая историю и современное состояние сущности налогов, налоговых систем и налоговых правоотношений с целью создания оптимальной системы налогообложения в отраслях как товарного производства, так и потребления, а также в иной финансово-коммерческой деятельности с учетом историко-теоретического базиса и современных требований улучшения жизненного уровня народонаселения. Форосология занимается научным исследованием существующих закономерностей и прогнозированием динамики развития налоговых отношений, разрабатывает методологические и нормативно-правовые вопросы в налоговой сфере, формирует и оптимизирует математический расчетный аппарат и механизм автоматизации взимания налогов и сборов.
Налогам присуще следующие функции:
- фискальная;
- регулирующая;
- социальная;
- контрольная.
Основная функция налогов — фискальная — состоит в обеспечении государства и органов местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимыми для решения возложенных на них задач осуществления общественно значимой деятельности.
В настоящее время фискальными отношениями нередко называют всю совокупность бюджетных перераспределительных отношений, представленных органичной совокупностью приходных и расходных бюджетных операций. Фискальная функция налогов касается только одной стороны этих отношений, а именно операций по формированию бюджета безотносительно к дальнейшему расходованию бюджетных средств.
В числе дополнительных (косвенных) функций налогов следует назвать: регулирующую, социальную, контрольную.
Регулирующая функция налогов означает использование государством возможностей налогообложения, в том числе налоговых льгот и преференций для:
Грамотное использование указанной функции позволяет создать сбалансированную систему налоговых режимов для различных субъектов экономической деятельности и повысить эффективность и инвестиционную привлекательность национального рынка товаров и услуг.
Социальная функция налогов направлена на устранение или сглаживание тенденции социального общественного расслоения. Применение налоговых механизмов для решения задач социального характера имеет цель обеспечения стабильных условий существования и развития общества и государства, их защиту от социальных потрясений и революций.
Контрольная функция налогов состоит в использовании государством налоговых механизмов в качестве альтернативного способа оценки результатов экономико-финансовой деятельности.
В качестве классификационных свойств могут быть выбраны практически все элементы или признаки налога: субъекты и объекты налогообложения, принадлежность к бюджетам различных уровней, способы изъятия и уплаты и т.д.
Деление налогов на прямые и косвенные установилось в практике налогообложения еще в XVI в. По сути, эта классификация основана на различии понятий «субъект налогообложения (налогоплательщик)» и «носитель налога». Субъект налогообложения, или налогоплательщик, — это лицо, на которое возложена формальная обязанность по уплате налога. Носитель налога — лицо, фактически уплачивающее сумму налога.
Для прямых налогов субъектом налогообложения и носителем налога является одно и то же лицо; для косвенных налогов субъект налогообложения и носитель налога — разные лица.
По субъектам налогообложения, т.е. лицам, обязанным уплачивать данный конкретный налог, различают: налоги с юридических лиц; налоги с физических лиц; смежные налоги.
К налогам с юридических или физических лиц относят налоги взимаемые исключительно с какой-либо одной из эти категорий налогоплательщиков и не распространяющиеся на другую категорию. Налоги, взимаемые как с тех, так и с других, называются смежными.
Классификация налогов по объектам налогообложения предполагает выделение групп налогов, имеющих сходное экономическое содержание, хотя проявляться это содержание может по-разному в зависимости от субъектов налогообложения. Классификация по данному признаку исходит не столько из формальных характеристик объектов налогообложения, сколько из предназначения и сферы действия соответствующих налогов.
С точки зрения регулирования социально-экономических процессов можно выделить следующие основные группы налогов:
По отношению к уровням государственной власти налоги и сборы характеризуются:
- компетенцией каждого уровня в сфере установления и введения в действие тех или иных налогов и сборов;
- полнотой прав в части использования на данном уровне поступлений от соответствующих налогов и сборов;
- ограничениями на целевое использование налоговых поступлений от тех или иных налогов и сборов.
Компетенция уровней государственной власти в части установления и введения в действие конкретных налогов и сборов на контролируемой ими территории определяет принадлежность соответствующих налогов к уровням системы налогообложения.
Трехуровневая система государственного устройства Российской Федерации предопределяет ее трехуровневую систему налогообложения. Все налоги и сборы подразделяются на:
федеральные — общегосударственные налоги и сборы, устанавливаемые федеральным законодательством и действующие на всей территории страны;
региональные — налоги и сборы субъектов РФ, действующие на территории данного субъекта РФ;
местные — налоги и сборы муниципальных образований (районов и городов), действующие на территории данного муниципального образования.
Аналогичные трехуровневые системы налогообложения имеют практически все федеративные государства (США, ФРГ, Великобритания, Канада и др.).
По отношению к бюджетам разных уровней налоги и сборы подразделяются на два вида:
- закрепленные (собственные) — налоги и сборы, либо поступающие целиком и полностью в один из бюджетов, либо распределяемые между бюджетами разных уровней в фиксированной пропорции, определяемой налоговым законодательством;
- регулирующие — налоги и сборы, распределяемые между бюджетами разных уровней в пропорции, которая определяется бюджетным законодательством и может изменяться при утверждении федерального и региональных бюджетов на текущий финансовый год.
Помимо распределения между бюджетами налоги и сборы могут различаться и по своей целевой направленности. С этой точки зрения разграничивают абстрактные (общие) и целевые (специальные) налоги и сборы.
Абстрактные, или общие, налоги и сборы предназначены для формирования доходов бюджетов в целом безотносительно к направлениям расходования бюджетных средств.
Целевые, или специальные, налоги и сборы вводятся для финансирования конкретных направлений государственных расходов, и поступления от них могут использоваться только в строгом соответствии с их целевым назначением. Для учета поступления и расходования целевых платежей, как правило, создаются специальные бюджетные или внебюджетные фонды.
Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренные ст. 13 – 15 НК РФ.
К специальным налоговым режимам относятся:
1.Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) – глава 26.1НК РФ.
В рамках системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату единого сельскохозяйственного налога переводятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие её первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведённой ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию её первичной переработки, произведённую ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70% (п.1 ст. 346.2 НК РФ).
Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога организациями предусматривает замену уплаты (п.3 ст.346.1 НК РФ):
Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты (п.3 ст.346.1 НК РФ):
Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.
Иные налоги и сборы
уплачиваются организациями и индивидуальным
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Налоговым периодом (ст.346.7 НК РФ) признаётся календарный год. Отчётным периодом – полугодие.
Налоговой базой
(ст. 346.6 НК РФ) признается денежное
выражение доходов,
Налоговая ставка (ст. 346.8 НК РФ) – 6%.
Порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога. Зачисление сумм единого сельскохозяйственного налога (ст. 346.9 НК РФ). Данный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налогоплательщики по итогам отчётного периода исчисляют сумму авансового платежа, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.
Уплаченные авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу засчитываются в счёт уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода.
Единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период.
Суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством РФ.