Роль имущественных налогов в налоговой системе РФ. Налог на имущество организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения предприятий, выявление особенностей такого налогообложения в практической деятельности организаций.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить основные направления развития российского законодательства в области имущественного налогообложения;
- раскрыть экономическое содержание и правовые основы налогообложения имущества;
- рассмотреть сущность, понятие налога на имущество организаций;
- изучить налоговые льготы налога на имущество организаций и рассмотреть ставки налога на имущество организаций в субъектах РФ;
- проанализировать действующий механизм исчисления и взимания налогов на имущество организаций;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Формирование эффективной налоговой системы, отвечающей современным требованиям, разумно сочетающей интересы государства и налогоплательщиков является одной из основных целей совершенствования системы налогообложения России.

Существует целый ряд задач, которые необходимо решить, следуя к основной цели – своевременное пополнение бюджетов всех уровней, их сбалансированность по доходам и расходам, сокращение их дефицитов, а также обеспечение за счет собранных средств финансирования федеральных и региональных потребностей в полном объеме.

Актуальность проблем развития современных механизмов налогообложения имущества в России обусловлена необходимостью рационализации и оптимизации пользования землей и созданной на ней инфраструктурой в форме тех или иных объектов имущества (недвижимости), построении налогов на движимое имущество в целях обеспечения не только фискальной составляющей налоговых процессов, но и возможности их регулирующего воздействия на развитие экономики регионов и поселений.

Недостаточная роль имущественных налогов в доходах бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов во многом объясняется отсутствием единых подходов к организации систем учета и оценки объектов имущества, организационно-методической незавершенностью процессов разграничения имущества между органами государственной власти и местного самоуправления, незавершенностью работ по формированию единого кадастра объектов недвижимости, земли, а также отсутствием эффективной системы контроля над правильностью исчисления и уплаты имущественных налогов.

Вместе с тем, как свидетельствует мировая практика, именно эта группа налоговых платежей должна составлять основу обеспечения самостоятельности и устойчивости местных бюджетов и активно участвовать в финансировании полномочий органов местного самоуправления.

Цель курсовой работы - теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения предприятий, выявление особенностей такого налогообложения в практической деятельности организаций.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- изучить основные направления  развития российского законодательства  в области имущественного налогообложения;

- раскрыть экономическое  содержание и правовые основы  налогообложения имущества;

- рассмотреть сущность, понятие  налога на имущество организаций;

- изучить налоговые льготы  налога на имущество организаций  и рассмотреть ставки налога  на имущество организаций в  субъектах РФ;

- проанализировать действующий  механизм исчисления и взимания  налогов на имущество организаций;

Предметом курсовой работы является система финансово-экономических отношений между физическими лицами, хозяйствующими субъектами и государством, возникающие по поводу налогообложения движимого и недвижимого имущества.

Объектом выступает действующая в Российской Федерации система имущественного налогообложения.

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика налога на имущество

В условиях рыночных отношений налоги, как и вся налоговая система, являются одним из важнейших экономических регуляторов. Первоначально налоги взимались в натуральной форме. С развитием товарно-денежных отношений они приобрели преимущественно денежный характер. В российской Федерации налоговая система практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе.

 

    1. Понятие налогов на имущество

С принятием Закона СССР "О государственном предприятии" начинается реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет.

А 14 июня 1990 года введен Закон СССР № 1560-I "О налогах с предприятий, объединений и организаций", который установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт [25, с.176].

Налог на имущество юридических лиц был введен в действие с 1 января 1992 года на основании Закона "О налоге на имущество предприятий" в качестве регионального налога.

В соответствии с данным законом, порядок и сроки уплаты, а также конкретную ставку налога устанавливал законодательный орган власти субъекта Российской Федерации. Согласно данного Закона действовала Инструкция Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", разъясняющая порядок расчета и оплаты имущественного налога.

Уже в конце ХХ века в Российской Федерации стали происходить кардинальные изменения в системе налогообложения предприятий. В 1998 году была принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, а в 2000 году - вторая.

Глава 30 Налогового Кодекса РФ [3], непосредственно регулирующая вопросы имущественного налогообложения организаций, вступила в действие с 1 января 2004 года. В соответствии со статьёй 15 НК РФ, налог на имущество является местным налогом, и такие существенные элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, устанавливаются представительными органами соответствующих муниципальных образований, но в пределах, предусмотренных НК РФ и Законом РФ 22.12.1992 г. №4178-1 "О налогах на имущество физических лиц" [5].

Налог на имущество является прямым. Он вносится в бюджет в обязательном и первоочередном порядке и, в случае организаций, относится на финансовые результаты деятельности организации. То есть, как верно отмечает Н.В. Миляков, данный налог, несмотря на то, что он принадлежит к категории прямых и потому зависит от результатов хозяйственной деятельности плательщика, уплачивается даже в том случае, когда финансовый результат деятельности за отчетный период принимает форму убытка [15, с.56].

Очевидно, что в системе имущественного налогообложения налог на имущество организаций занимает центральное место. Его доля в общей сумме поступлений от имущественных налогов составляет более 95%, хотя удельный вес в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации невысок - около 5% и не имеет существенного значения, в отличие, например, от налога на имущество корпораций за рубежом [15, с.62].

В рамках бюджетных правоотношений налог на имущество организаций относится к собственному доходу регионов, которым в силу ст.47 Бюджетного кодекса РФ, называется доход, зачисляемый в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах.

Субъектом, уполномоченным установить и ввести региональный налог, может быть только законодательный (представительный) орган государственной власти региона, образованный в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" [4].

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ по определению элементов обложения региональным налогом всегда ограничены соответствующим федеральным законом об этом же налоге.

В соответствии с нормами налогового законодательства, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ при установлении регионального налога вправе определить: налоговую ставку в пределах, закрепленных НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Юридическая форма установления регионального налога, согласно п.4 ст.1, абз.1 п.3 ст.12 НК РФ и п. п. "д" п.2 ст.5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", региональный налог имеет только одну форму юридического установления - форму закона субъекта РФ об этом налоге.

Закрепление Конституцией Российской Федерации [2] права частной собственности как одного из гарантированных государством прав гражданина неизбежно привлекло внимание налогового права к отношениям владения имуществом гражданами. И ныне все физические лица должны уплачивать установленный законом налог на имущество.

По общему правилу, основные элементы налогообложения (налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база) устанавливаются на федеральном уровне - в НК РФ или ином федеральном законе.

А на местах определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Также могут быть установлены налоговые льготы в дополнение к уже установленным НК РФ, основания и порядок их применения.

Таким образом, законодатель РФ не только установил единообразный подход к вопросам расчета и уплаты налога на имущество, но и существенно изменил собственно процесс такого вида налогообложения.

Дальнейшая концепция имущественных налогов предусматривает постепенный переход к налогообложению недвижимости, то есть земли и имущественных объектов, прочно связанных с землей и относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ [1].

 

    1. Объекты налогообложения и налоговая база

Понятие налогооблагаемого имущества содержится в ст.374 НК РФ - "Объект налогообложения".

Так, объектом налога на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Для иностранных же организаций налогооблагаемым имуществом является движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее этим организациям на праве собственности [6, с.22].

Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Для целей гражданского законодательства "имущество" - объект гражданских прав.

В соответствии со ст.128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Таким образом, для целей налогообложения к имуществу относятся любые вещи, в том числе деньги (валюта РФ и иностранная валюта) и ценные бумаги, но не имущественные права.

В качестве объекта налогообложения для российской организации законодатель определил только имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Следовательно, никакое иное имущество не может рассматриваться в качестве объекта налогообложения. Если конкретное имущество не относится к объектам основных средств по правилам бухгалтерского учета, оно не может быть признанным объектом налогообложения.

Исходя из изложенного, для российских организаций объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность).

Это имущество должно учитываться на балансе в качестве объектов основных средств по правилам бухгалтерского учета. Говоря иначе, налогом должно облагаться имущество, учитываемое на счете 01 "Основные средства", а также материальные ценности, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение) с целью получения дохода. Такое имущество учитывается на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности" [14, с.56].

То есть, из числа объектов налогообложения, по сравнению с ранее установленными правилами, исключены, в частности, следующие виды имущества:

нематериальные активы (счет 04);

запасы и затраты (счета 10 "Материалы", 41 "Товары", 43 "Готовая продукция", счет 45 "Товары отгруженные");

затраты на приобретение основных средств и строительно-монтажные работы (счет 08 "Вложения во внеоборотные активы");

расходы будущих периодов (счет 97).

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, является движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, которое учитывается по правилам российского бухучета.

Для иностранных компаний, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства, объектом налогообложения признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее этим фирмам на праве собственности (п.3 ст.374 НК РФ).

Не признаются объектами налогообложения:

- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

- имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Информация о работе Роль имущественных налогов в налоговой системе РФ. Налог на имущество организаций