Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 23:37, курсовая работа
Цель курсовой работы - теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения предприятий, выявление особенностей такого налогообложения в практической деятельности организаций.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить основные направления развития российского законодательства в области имущественного налогообложения;
- раскрыть экономическое содержание и правовые основы налогообложения имущества;
- рассмотреть сущность, понятие налога на имущество организаций;
- изучить налоговые льготы налога на имущество организаций и рассмотреть ставки налога на имущество организаций в субъектах РФ;
- проанализировать действующий механизм исчисления и взимания налогов на имущество организаций;
В целом налог на имущество организаций имеет ряд особенностей:
- объектом налогообложения являются основные средства;
- налоговая база формируется как остаточная (балансовая) стоимость имущества, то есть по данным бухгалтерского учета.
- предусмотрен порядок исчисления налоговой базы и зачисления налога в бюджет по месту фактического нахождения недвижимого имущества и по месту учета на балансе движимого имущества;
- установлен порядок исчисления налоговой базы по единому объекту, находящемуся в разных субъектах Российской Федерации;
- установлено минимальное количество льгот;
- установлены особенности
налогообложения имущества
- установлен порядок
Плательщиками налога являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК.
Объектом обложения для российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.
Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства объектом признается находящееся на российской территории недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности и полученное по концессионному соглашению.
Не признаются объектом налогообложения: земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы); имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в России [3].
определения
Налоговая
база – это стоимостная, физическая
или иная характеристика
Данное понятие является одним из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным.
Налоговая база и порядок ее определения по федеральным налогам, региональным налогам и местным налогам устанавливаются НК РФ части Ⅰ.
Конкретно нормами главы 30 НК РФ установлены правила определения налоговой базы по налогу на имущество организаций.
В соответствии НК РФ части Ⅱ, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Если же для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Налоговой базой считается среднегодовая стоимость имущества, определяемая налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого объекта за налоговый период как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
Так, среднегодовая стоимость имущества определяется:
СГИ = (ОС01.01+ОС01.02+ОС01.03+…+ОС0
Где, ОС01.01… ОС01.12 – остаточная стоимость имущества на 1-ое чмсло каждого месяца налогового период;
ОС31.12 – остаточная стоимость имущества на последнее число налогового периода.
Сумма налога определяется умножением налоговой базы на налоговую ставку. А сумма налога, подлежащая уплате, определяется разностью между суммой налога и суммы авансовых платежей.
Расчет авансовых платежей производится по следующим формулам:
АП = 1/4 * ССИ * Ст,
Где, ССИ – среднегодовая стоимость имущества; Ст – ставка налога.
Среднегодовая стоимость имущества за I квартал:
ССИI = (ОС01.01 + ОС01.02 + ОС01.03 + ОС01.04) / 4
Среднегодовая стоимость имущества за полугодие:
ССИII = (ОС01.01 + ОС01.02 + ОС01.03 + ОС01.04 + ОС01.05 + ОС01.06 + ОС01.07) / 7
Среднегодовая стоимость имущества за 9 месяцев:
ССИIII = (ОС01.01 + … + ОС01.07 + ОС01.08 + ОС01.09 + ОС01.10) / 10
При определении налоговой базы российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, то есть равна разнице между первоначальной стоимостью основного средства и суммой начисленной амортизации [16, c. 215].
Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, то их стоимость для целей налогообложения определяется как разница между первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации [13, с. 126].
Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.
Налоговый и отчетный периоды налога
Налоговая ставка — величина налога в расчете на единицу налогообложения, то есть доля от стоимости объекта налогообложения, которую подлежит уплатить в виде налога, или величина налога, приходящаяся на единицу денежного дохода земельной площади, веса, количества товара или на другую единицу, в которой измеряется величина объекта налогообложения. Если налог взимается с доходов в денежной форме, то налоговая ставка устанавливается в виде процента с облагаемого налогом дохода. Налоговые ставки могут устанавливаться и в виде денежной суммы, приходящейся на один объект или на показатель, характеризующий этот объект, например налог на транспортное средство с кубического сантиметра объема двигательной установки [21, с. 84].
Налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента.
Допускается установление дифференцированных (различных) налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В большинстве субъектов РФ установлены максимальные налоговые ставки.
Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ устанавливается два вида налоговых льгот по налогу на имущество организаций:
- налоговые льготы, предоставляемые на федеральном уровне в виде полного освобождения от уплаты налога;
- налоговые льготы, устанавливаемые субъектами РФ, которые в основном предусматриваются в законодательных актах о введении налога в действие на территории соответствующего субъекта РФ.
Федеральные льготы по уплате налога на имущество организаций установлены статьей 381 Налогового кодекса РФ. Дополнительные налоговые льготы по налогу на имущество организаций могут быть предусмотрены в региональном законодательстве.
Согласно ст. 381 Налогового кодекса РФ, от уплаты налога освобождаются:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
2) религиозные организации
- в отношении имущества, используемого
ими для осуществления
3) общероссийские общественные организации инвалидов:
4) организации основным
видом деятельности которых
5) организации:
• в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения;
• в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;
• в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;
• в отношении железнодорожных путей и федеральных автодорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и иных сооружений по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504;
• в отношении космических объектов;
• в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного для использования на территории ОЭЗ для ведения деятельности в рамках заключенного соглашения (в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества);
• в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
• признаваемые управляющими компаниями инновационного центра "Сколково";
• получившие статус участников проекта "Сколково" по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов;
6) имущество:
• специализированных протезно-ортопедических предприятий;
• коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
• государственных научных центров.
С января 2012 г. налог на имущество не уплачивается в течение 3-х лет со дня постановки на учет вводимых после указанной даты объектов, имеющих:
- высокую энергоэффективность (по перечню, который установит Правительство РФ);
- высокий класс энергетической
эффективности, если в отношении
этих объектов
Кроме того, с 2012 г. установлена льгота по налогу на имущество для судостроительных организаций. Они не уплачивают налог в отношении имущества, используемого для строительства и ремонта судов - льгота применяется в течение 10 лет со дня регистрации налогоплательщика в качестве резидента ОЭЗ [3].
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (ст. 383 НК РФ).
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 ст. 382 НК РФ.
В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных статьями 384, 385 и 385.2 НК РФ.