Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:23, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических основ нарушений законодательства о налогах и сборах, а также проведение анализа арбитражной и судебной практики по вопросам налоговых правонарушений.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
1) рассмотреть классификацию и виды нарушений законодательства о налогах и сборах;
2) изучить особенности нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
3) раскрыть отличия налоговых правонарушений, налоговых проступков и налоговых преступлений;
4) рассмотреть ответственность за нарушение налогового законодательства;
Введение…………………………………………………………………...
3
Глава 1.
Теоретические основы нарушений налогового законодательства в РФ……………………………………….
5
1.1.
Классификация и виды нарушений законодательства о налогах и сборах……………………………………………….
5
1.2.
Элементы состава нарушений налогового законодательства……………………………………………..
12
1.3.
Налоговые правонарушения, налоговые проступки и налоговые преступления…………………………………….
20
1.4.
Налоговая, административная и уголовная ответственность за нарушения налогового законодательства………………………………………………
36
Глава 2.
Совершенствование механизма привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства в РФ………………………………………
44
2.1.
Обзор и анализ арбитражной и судебной практики в РФ по вопросам нарушения законодательства о налогах и сборах…………………………………………………………
44
2.2.
Проблемы ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах в РФ………………………………………………………………
53
2.3.
Механизм привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства в РФ и пути его совершенствования….………………………………………..
59
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….
Таблица 2
Статьи НК РФ и КоАП РФ, дублирующие друг друга.
НК РФ |
КоАП РФ |
Статьи 116 "Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе" и 117 "Уклонение от постановки на учет в налоговом органе" Налогового кодекса РФ |
Статья 15.3 "Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе" |
Статьей 118 "Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке" |
Статья 15.4 "Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации" |
Статья 119 "Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества) ", Статья 119.1 "Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) " |
Статья 15.5 "Нарушение сроков представления налоговой декларации" |
Статью 126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" |
Статья 15.6 "Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" |
Статья 120 "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения" |
Статья 15.11 "Грубое
нарушение правил ведения бухгалтерского
учета и представления |
Источник: таблица составлена автором.
Встает вопрос о целесообразности дублирования данных норм налоговой и административной ответственности, о правовом соответствии одновременного применения двух видов юридической ответственности при совершении одного правонарушения.
Процедуры привлечения к административной и к налоговой ответственности значительно различаются. В Налоговом кодексе РФ данная процедура практически сводится к вынесению решения руководителем (его заместителем) по результатам налоговой проверки. Налоговым кодексом, в отличие от КоАП РФ, не предусмотрены такие понятия, как "возбуждение дела", "участник производства", "доказательства" и "доказывания", не определены процессуальные права и обязанности участников производства.
На несовпадение налоговой и
административной ответственности
дополнительно указывает пункт 4
статьи 108 Налогового кодекса РФ, из
которого следует, что привлечение
организации к ответственности
за совершение налогового правонарушения
не освобождает ее должностных лиц
при наличии соответствующих
оснований от административной ответственности.
В соответствии с Кодексом РФ об
административных правонарушениях
должностное лицо подлежит административной
ответственности в случае совершения
им административного
В примечании статьи 2.4 КоАП РФ определено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. В статье 15.3 КоАП РФ в целях исключения двойного привлечения индивидуальных предпринимателей одновременно к налоговой и к административной ответственности как должностных лиц предусмотрено, что в отношении индивидуальных предпринимателей исключается применение административной ответственности, закрепленной в статьях 15.4 - 15.9, 15.11 КоАП РФ (то есть по составам правонарушений в области налогов и сборов). Таким образом, индивидуальные предприниматели за нарушение законодательства о налогах и сборах несут только налоговую ответственность и не привлекаются к административной ответственности как должностные лица.
Пункт 4 ст. 110 НК РФ определяет вину организации
в зависимости от вины ее должностных
лиц либо ее представителей, действие
(бездействие) которых обусловили совершение
налогового правонарушения. Формы вины
должностных лиц
Статья 2.1 КоАП РФ содержит определение вины юридического лица - юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелись возможности для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, Налоговый кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях содержат различные подходы к определению вины юридических лиц в совершении налогового и административного правонарушения.
Существует несколько подходов к вопросу правовой природы налоговой ответственности:
1) налоговая ответственность - это
административная
2) налоговая ответственность - это
разновидность
3) налоговая ответственность - это
новый, самостоятельный вид
4) налоговая ответственность - это
научная категория (
Административная
- основанием является
- состоит в применении к
- к административной
- урегулирована нормами административного права [4,с.16].
Из нормативной конструкции административной ответственности следует ряд признаков, которые находят свое отражение применительно к налоговой ответственности:
1) налоговое правонарушение
является разновидностью
- посягает на установленный государством порядок управления (ст. 1.2 и ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ; п. 1 ст. 2 и ст. 106 НК РФ);
- не имеет общественной опасности преступления (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ; ст. 106 и п. 3 ст. 108 НК РФ);
- обусловливает привлечение физического лица к ответственности с 16-летнего возраста (ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ; п. 2 ст. 107 НК РФ);
- налоговая ответственность в отношении физических лиц наступает постольку, поскольку в их деянии не содержится признаков состава соответствующего преступления (п.3 ст.108 НК РФ);
2) субъектами налоговых
3) налоговые санкции применяются
за деяния, совершение которых
не обусловлено наличием
Отграничение уголовной
Уголовная ответственность часто применяется за те налоговые правонарушения, за которые виновные лица привлекаются к административной ответственности.
Отличительным признаком преступления, влекущего за собой уголовную ответственность, является повышенная общественная опасность деяния и наступление тяжких последствий.
В то же время по вопросу о том, какие составы преступлений являются "налоговыми", единства мнений ученых до настоящего времени не достигнуто.
Согласно наиболее распространенной точке зрения к собственно налоговым преступлениям относятся лишь те деяния, которые непосредственно посягают на отношения, возникающие в связи с уплатой налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды (ст. 198-199.2 УК РФ) [2].
Таким образом, основными проблемами ответственности в налоговом законодательстве являются:
1) дублирование норм налоговой
и административной
2) научно не урегулированный вопрос о правовой природе налоговой ответственности;
3) различные мнения ученых о
том, какие преступления
2.3. Механизм привлечения
к ответственности за
В соответствии со статьей 10 НК РФ порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14,15 НК РФ.
Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:
-
устанавливает, совершало ли
- устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
- устанавливает, имеются ли
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, согласно пункту 7 статьи 101 НК РФ, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
- о привлечении к
- об отказе в привлечении
к ответственности за
В пункте 8 статьи 101 НК РФ установлены требования к решениям, принимаемым по результатам налоговых проверок.
Так, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должно содержать:
-
изложение обстоятельств
- доводы, приводимые лицом, в
отношении которого
- само решение о привлечении
налогоплательщика к налоговой
ответственности за конкретные
налоговые правонарушения с
В
решении о привлечении к
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
В решении о привлечении к
ответственности за совершение налогового
правонарушения либо в решении об
отказе в привлечении к
Решение о привлечении к