Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:23, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических основ нарушений законодательства о налогах и сборах, а также проведение анализа арбитражной и судебной практики по вопросам налоговых правонарушений.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
1) рассмотреть классификацию и виды нарушений законодательства о налогах и сборах;
2) изучить особенности нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
3) раскрыть отличия налоговых правонарушений, налоговых проступков и налоговых преступлений;
4) рассмотреть ответственность за нарушение налогового законодательства;
Введение…………………………………………………………………...
3
Глава 1.
Теоретические основы нарушений налогового законодательства в РФ……………………………………….
5
1.1.
Классификация и виды нарушений законодательства о налогах и сборах……………………………………………….
5
1.2.
Элементы состава нарушений налогового законодательства……………………………………………..
12
1.3.
Налоговые правонарушения, налоговые проступки и налоговые преступления…………………………………….
20
1.4.
Налоговая, административная и уголовная ответственность за нарушения налогового законодательства………………………………………………
36
Глава 2.
Совершенствование механизма привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства в РФ………………………………………
44
2.1.
Обзор и анализ арбитражной и судебной практики в РФ по вопросам нарушения законодательства о налогах и сборах…………………………………………………………
44
2.2.
Проблемы ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах в РФ………………………………………………………………
53
2.3.
Механизм привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства в РФ и пути его совершенствования….………………………………………..
59
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….
В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган, при отправке апелляционной жалобы по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.
Вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган.
По ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.
Решение о привлечении к
Также в случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
Налоговым законодательством предусмотрен механизм обеспечительных мер, направленных на исполнение решения руководителя налогового органа, принимаемого по результатам проверки.
В соответствии с пунктом 10 статьи 101 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Для принятия обеспечительных мер
руководитель (заместитель руководителя)
налогового органа выносит решение,
вступающее в силу со дня его вынесения
и действующее до дня исполнения
решения о привлечении к
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение об отмене обеспечительных мер или решение о замене обеспечительных мер. Решение об отмене (замене) обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
В соответствии со статьей 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.
Обращение
соответствующего решения к исполнению
возлагается на налоговый орган,
вынесший это решение. В случае рассмотрения
жалобы вышестоящим налоговым органом
в апелляционном порядке
Исходя из вышеизложенного, механизм привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства, предусмотренного НК РФ, выглядит следующим образом (рис.9).
1)по результатам о привлечении к
налоговой проверки решение ответственности
к ответственности
2) полностью уплата налога * в случае согласия
в части
процедура обжалования возражение * в случае несогласия
в вышестоящий налоговый
орган
3)
Рис.9. Механизм привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства, предусмотренных НК РФ
Источник: схема составлена автором.
При выявлении административного нарушения составляется протокол. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в течении 15 дней с момента получения протокола.
По окончании рассмотрения
дела выносится постановление о
наложении штрафа или о прекращении
дела. Постановление не может быть
вынесено позднее двух месяцев после
совершения административного
Постановление о наложении штрафа вступает в силу по истечении 10 дней с момента его вынесения. В течение этого времени можно обжаловать его вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд. Подача жалобы приостанавливает течение десятидневного срока. Если постановление не обжаловано и вступило в силу, то дается еще 30 дней на добровольную уплату штрафа, в противном случае штраф будет взыскан через судебных приставов [12].
Исходя из вышесказанного, механизм привлечения к ответственности можно представить следующим образом (рис.10).
1)по результатам протокол об административном
проверки правонарушении
2) рассмотрение дела в течении 15 дней
3)после рассмотрения постановление о наложении штрафа
дела
4) полностью уплата налога *в случае согласия
в части
процедура обжалования жалоба *в случае несогласия
в вышестоящий
налоговый орган
5) в случае несогласия с аппеляционная процедура
Рис.10. Механизм привлечения к ответственности за совершение нарушения налогового законодательства, предусмотренного КоАП РФ
Источник: схема составлена автором.
С 01.01.10 в Налоговом кодексе РФ однозначно определено, что основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (ст. 108 НК РФ).
Обнаружив задолженность по налогам и сборам, налоговая инспекция направляет лицу требование об уплате.
Согласно новой редакции ст. 69 НК РФ, теперь налоговые органы в требовании об уплате налога и (или) сбора обязаны предупреждать, что в случае неуплаты налога и (или) сбора, а также пеней и штрафов в установленный срок в полном объеме, они направляют материалы в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела (если размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения, содержащего признаки преступления).
Если в течение двух
месяцев со дня истечения срока
исполнения требования об уплате налога,
направленного
В силу п. 3 ст. 108 Налогового
кодекса РФ налоговая ответственность
за деяние, совершенное физическим
лицом, наступает, если это деяние не
содержит признаков состава
Позитивным изменением для налогоплательщика
является тот факт, что лицо, впервые совершившее
«налоговое» преступление, освобождается
от уголовной ответственности, если оно
полностью возместило ущерб, причиненный
уклонением от уплаты налогов – то есть
уплатило налог, а также пени и штрафы,
размеры которых определяются налоговым
законодательством РФ.
Заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ, при отсутствии следующих обстоятельств:
• подозревамый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства в РФ;
• его личность не установлена;
• им нарушена ранее избранная мера пресечения;
• он скрылся от органов предварительного расследования или суда [7,c.22].
Из вышесказанного представить механизм привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства, предусмотренного УК РФ можно следующим образом (рис.11).
1)по результатам
проверки требование об уплате налога
2) полностью уплата налога *в случае согласия
в части
3) *если через 2 месяца со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога он все же не уплатит в полном объеме, то в течении 10 дней
материалы о возбуждении уголовного дела возбуждения дела
согласие в возбуждении
Решение о приостановлении
исполнения решения о
к налоговой ответственности
4) в случае согласия в возбуждении уголовного дела:
Рис.11. Механизм привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства, предусмотренного УК РФ
Источник: схема составлена автором.
Исходя из анализа механизмов привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства можно сделать вывод, что имеются некоторые нерешенные вопросы, тем самым можно предложить пути решения этих проблем.
Процедура привлечения к налоговой ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ представляет собой механизм, который позволяет налоговым органам более оперативно по сравнению с порядком, установленным ст. 101 НК РФ, возбуждать и рассматривать дела о налоговых правонарушениях, совершенных в налоговой сфере.