Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 22:35, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы Налоговое администрирование Российской Федерации последние 20 лет постоянно изменялась под влиянием как социально-экономических, так и институционально-политических факторов и условий. Происходящие хозяйственные процессы вызывают изменения фактически всех составляющих российской налоговой системы - ставок налогов, их состава, методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и т. д. Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты, ряд из них - отрицательные. Вместе с тем, именно налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
Введение……………………………………………………………………………..……2
Глава I. Теоретические аспекты налогового администрирование в РФ………..……..5
1.1 Эволюция налогового администрирования………………………………..………..5
1.2 Зарубежный опыт налогового администрирование ………………………………12
Глава II. Анализ налогового администрирования на примеры работы Инспекция ФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края ………………………………..15
2.1 Анализ учета налогоплательщиков и планирования налоговых поступлений, осуществляемых работы Инспекция ФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края …………………………………………………………………..15
2.2 Анализ осуществления налогового контроля и регулирования налогов и сборов, администрируемых работы Инспекция ФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края …………………………………………………………………..27
Глава III. Совершенствование механизмов налогового администрирование в РФ…35
3.1 Меры по повышении эффективности налогового администрирование ………...35
3.2 Пути развития налогового администрирование в долгосрочной перспективе….43
Заключения………………………………………………………………………………48
Список использованной литературы…………………………………………………...
а) создание автоматизированной
системы, позволяющей принимать от различных
ведомств и обрабатывать информацию о
финансовых и товарных потоках, объёмах
производства определённых категорий
налогоплательщиков, социально-экономическом
состоянии и налоговом потенциале регионов
России, среднестатистических данных
по отраслям и категориям налогоплательщиков,
а также иную информацию, необходимую
для выполнения возложенных на налоговые
органы функций;
б) создание системы
информационного обмена со странами ближнего
и дальнего зарубежья в рамках действующих
межгосударственных, межправительственных
и межведомственных соглашений;
в) создания автоматизированного
банка данных налоговых органов на основе
информационных ресурсов различных ведомств.
Кроме того, начато внедрение
системы формирования и сдачи
в налоговые органы в
Для реализации этой задачи необходимо:
а) внесение изменений
в действующее законодательство в части
представления отчётности налогоплательщиков
на магнитных носителях;
б) разработка технологии
передачи и приёма отчётности налогоплательщиков
по телекоммуникационным каналам (Интернет,
портал, электронная почта) с применением
средств защиты;
в) разработка комплекса
программных средств, обеспечивающих
технологию электронного представления
деклараций и других документов.
Ведётся подготовка
к внедрению системы формирования и ведения
банка данных объектов недвижимости физических
и юридических лиц с целью его использования
при исчислении налоговых платежей и проведения
налоговых проверок.
Для обеспечения стабильного функционирования
этой системы необходимо:
а) создание технологической среды для
межведомственного информационного взаимодействия
с внешними организациями, осуществляющими
ведение кадастров недвижимого имущества;
б) разработка комплекса программных средств,
обеспечивающих функционирование системы,
создание и ведение банка данных, а также
использование информации при исчислении
налоговых платежей и проведения налоговых
проверок;
в) разработка инструктивно-технологической
документации, обеспечивающей описание
процедур, выполняемых при функционировании
системы.
В рамках выполнения задачи по совершенствованию
организационных структур налоговых органов
начата работа по:
а) реорганизации территориальных налоговых
органов с целью перехода на типовые структуры
и сокращения их числа за счёт укрепления,
включая:
переход инспекций
и управлений ИФНС России на типовые структуры,
построенные по функциональному принципу;
укрепление налоговых структур за счёт создания межрегиональных и межрайонных инспекций
б) создание трёхуровневой системы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков (на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях);
в) перераспределению функций и оптимизации численности персонала по уровням системы, включая:
перераспределение функций по администрированию крупнейших налогоплательщиков между тремя уровнями: федеральным, межрегиональным и региональным;
оптимизацию
численности и перераспределение функций
в связи с созданием межрегиональных и
межрайонных инспекций ФНС России;
внедрение единого
подхода к распределению численности
территориальных налоговых органов по
субъектам РФ с учётом налогового потенциала
региона, оперативного управления численностью,
перераспределение её в зависимости от
приоритетности проводимой работы.
Ведётся также совершенствования системы
оперативного информирования налогоплательщиков
об изменениях в законодательстве о налогах
и сборах, деятельности и инициативах
ФНС России через печатные и электронные
средства массовой информации.
С этой целью предполагается:
а) создать на одном из центральных телеканалов учебно-информационную программу по пробелам налогообложения, оснастить собственную телестудию ФНС России;
б) разработать сценарии рекламных и информационных
роликов ФНС России;
в) создать в каждом федеральном округе
массовую газету или журнал по вопросам
налогообложения;
г) разработать оригинал-макеты и издавать массовым тиражом полиграфическую продукцию агитационного характера (плакаты, буклеты, листовки и т.п.);
д) проводить социологические
опросы среди налогоплательщиков по оценки
деятельности налоговых органов России;
е) создать центр истории и развития налоговых
органов России.
Важная роль в программе
также отведена развитию системы досудебного
разбирательства в налоговых органах
спорных вопросов с налогоплательщиками
с целью сокращения числа их обращения
в судебные инстанции. Для этого необходимо:
а) разработать механизм досудебного разбирательства спорных вопросов в налоговых органах;
б) внести изменения в существующий технологический процесс разбора жалоб и решения спорных вопросов.
Все вышеперечисленные задачи, сформулированные в программе, могут быть решены только при условии создания и внедрения единой информационной, программно-технической и телекоммуникационной системы налоговых органов (с учётом обеспечения её безопасности), эффективного использования и совершенствования материально-технической базы налоговых органов, а также реализация социального блока программы, предусматривающего, прежде всего, обеспечение социальных гарантий государственным служащим налоговых органов в рамках закона о государственной службе.
3.2 Пути развития
налогового администрирование
Мировая практика свидетельствует о том, что повышение эффективности государственного регулирования экономики требует значительного увеличения объема бюджетных средств. В то же время налоговая система не должна подавлять экономический рост и инвестиционную активность, выталкивая хозяйственную деятельность в "теневой" сектор, который стал одним из основных внутренних факторов подрыва экономической безопасности
В этих условиях особо актуальным стало совершенствование налогового процесса посредством создания рациональной сбалансированной налоговой системы, соответствующей складывающейся структуре экономики и способствующей повышению эффективности производства, финансовому оздоровлению экономики страны, устранению диспропорций, возникших в ходе структурной перестройки промышленности, ускорению научно-технического прогресса, созданию взаимовыгодных условий деятельности в различных секторах экономики, сдерживанию роста цен и инфляции. Структура налоговой системы должна быть нацелена на отслеживание и учет всех "невидимых" в настоящее время финансовых потоков. Изменения в налоговой системе, взаимоувязанные с бюджетной реформой, должны обеспечить улучшение ситуации со сбором налогов, которое может быть достигнуто в результате двух взаимосвязанных действий: продолжения реформирования налоговой системы и борьбы с уклонением от уплаты налогов в рамках действующей системы.
При этом особое внимание должно быть обращено на упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов, выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков и сокращение налоговых льгот, перенос налоговой нагрузки на те виды доходов, которые не оказывают негативного воздействия на легализацию прибыли, личных доходов, а также на проведение комплекса мероприятий, стимулирующих отказ предпринимателей от теневой экономической деятельности.
Одновременно с укреплением налоговой базы федерального бюджета как главного стабилизирующего фактора экономики страны должно проходить укрепление налоговой базы субъектов Федерации, органов местного самоуправления в рамках предоставления субъектам Федерации самостоятельных налоговых источников, соответствующих объему их конституционных функций, и постепенного сокращения объемов федеральных трансфертов, а также ликвидации практики использования зачетных схем при исполнении бюджетов.5 Для реализации в налоговой системе принципов федерализма следует поэтапно осуществлять переход от практики "расщепления" отдельных видов налогов между бюджетами разных уровней (что крайне негативно влияет на межбюджетные отношения, подрывает налоговую дисциплину и серьезно осложняет работу налоговых органов) к порядку закрепления за бюджетами каждого уровня (начиная с федерального) собственных источников налоговых доходов с правом самостоятельно определять ставки налогов (в пределах, установленных законодательством). Это позволит заменить систему отчислений из регулирующих налогов на налоговую систему, четко разграниченную по уровням власти.
Необходимо искать возможности и для повышения доходов бюджетной системы. При этом надо понимать, что рост доходов должен быть обеспечен, прежде всего, за счет улучшения администрирования уже существующих налогов. В то же время по отдельным направлениям возможна оптимизация налогообложения в целях стимулирования и расширения предпринимательской деятельности в первую очередь инновационной направленности.
Налоговая политика государства в долгосрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики: мотивирование производства новых товаров, работ (услуг) и стимулирование спроса на них.
В частности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций следует учитывать расходы налогоплательщиков на приобретение прав пользования программами для ЭВМ и базами данных по сублицензионным договорам, а также единовременные платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Актуальными остаются вопросы совершенствования налогового администрирования. Необходимо проинвентаризировать и оценить эффективность влияния на социальные и экономические процессы уже принятых налоговых и таможенных стимулирующих механизмов.
Нельзя допускать, чтобы их реализация была связана со сложными процедурами, которые в большей степени носят перестраховочный характер и значительно осложняют экономическую жизнь организаций и повседневную жизнь граждан.
Надежность налогового контроля не должна ухудшать условий деятельности добросовестных налогоплательщиков
Стимулирование экономики. Снижение налоговых поступлений (например, вследствие сокращения объемов производства из-за чрезмерного повышения налоговой нагрузки на налогоплательщиков) имеет серьезные негативные последствия для функционирования государства, заключающиеся в том числе в сокращении затрат на оборону страны, решение социальных, природоохранных и ряда других задач.
Таким образом можно сделать вывод о том что, существует макроэкономическая закономерность, подтвержденная научными исследованиями и налоговой статистикой. Чем выше уровень налоговых изъятий, тем выше темпы экономического роста. И наоборот. Эта закономерность четко прослеживается в экономике России за последние 10 лет. При разработке налоговой политики нужно ясно сознавать ее целевую направленность. Или решается задача сиюминутного притока денег в бюджет посредством увеличения налогового давления, тогда замедляются темпы экономического роста. Или мы ориентируемся на систему налогообложения, стимулирующую привлечение инвестиций и рост экономики. Следует иметь в виду еще одно обстоятельство. Более высокому уровню налоговой нагрузки должна соответствовать большая социальная направленность государственной политики
Сегодняшняя налоговая стратегия направлена на стимулирование экономического роста, создание в России благоприятного инвестиционного климата. Именно для достижения этих целей либерализуется налог на прибыль, введена "плоская" шкала налога на доходы физических лиц, введен социальный налог со ставками заметно ниже ставок отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
Заключения
За последние годы в сфере реформирования налогового законодательства достигнуты определенные позитивные результаты. В первую очередь это уменьшение ставок по основным налогам, а значит, и определенное снижение налогового бремени налогоплательщиков. Налоговое администрирование упростилась благодаря отмене "оборотных" налогов, налога с продаж, налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.
К результатам налогового реформирования, которые заслуживают положительной оценки, можно отнести и введение специальных налоговых режимов - упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Эти действия тоже направлены на снижение налогового бремени налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения и администрирования. В итоге с 1 января 2010 г. в Российской Федерации действует 14 налогов и сборов (в том числе 8 федеральных, 3 региональных, 2 местных) и 4 специальных налоговых режима.
Тем не менее, приходится констатировать, что российская налогового администрирование по-прежнему несовершенна. Присущие ей недостатки все еще предоставляют недобросовестным налогоплательщикам значительные возможности уклоняться от уплаты налогов, стимулируют развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности.
Нельзя еще сказать, что в полной мере стимулируются инвестиционная, инновационная и предпринимательская активность, расширение производства. Ведь налоговые механизмы, задействованные для достижения этих целей, используются недостаточно и имеют в основном фискальную направленность.
Отдельного внимания заслуживают нормативная база и сами процедуры налогообложения. Их сложность и неоднозначность, а также нестабильность влекут за собой большие затраты не только на ведение бухгалтерского и налогового учета, но и на содержание налоговых органов. Перманентная налоговая реформа приводит к тому, что налогоплательщику становится все сложнее планировать свою экономическую и финансовую деятельность, оптимизировать налоговые платежи, сочетать интересы бизнеса с интересами и законными требованиями государства.
Информация о работе Совершенствование механизмов налогового администрирование в РФ