Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 13:09, курсовая работа
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе.
Среди них:
«Об основах налоговой системы в Российской Федерации»,
«О налоге на прибыль предприятий и организаций»,
«О налоге на добавленную стоимость» (введён с 01.01.92) и другие.
Введение.
I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики
1.1. Сущность налога
1.2. Функции налогов
II. Налоговая система России
2.1. Основные принципы построения налоговой системы
в экономике России.
2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации
III. Основные налоги собираемые на территории России.
3.1. Подоходный налог с физических лиц
3.2. Налог на прибыль предприятий и организаций
3.3. Добавленная стоимость.
3.4. Акцизы.
IV. Противоречия действующей налоговой системы России
4.1. Основные группы проблем правовой базы налоговой системы
4.2. Противоречия основных налогов, собираемых в Российской Федерации
4.3. Нестабильность налоговой системы России
V. Пути реформирования налоговой системы
Заключение.
Литература.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.
Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения экономического роста, обеспечения цивилизованного уровня жизни российских граждан является создание эффективно работающей налоговой системы. За последние годы в основном определились контуры этой системы, требующие дополнительной отладки и шлифовки в соответствии с объективными экономическими и социальными условиями. Для того чтобы налоги в полной мере соответствовали предъявленным требованиям, необходима выработка долгосрочной концепции развития и совершенствования налоговой системы России, в которой были бы чётко сформулированы цели и задачи её развития, обоснована налоговая политика.
На стадии становления налоговой системы, когда сама налоговая материя эмпирична, подвижна и нестабильна, правовая форма налогообложения не может быть совершенной. Пожалуй, и сегодня нельзя ещё утверждать, что российская налоговая система миновала стадию становления. Идут разговоры о «корректировке» курса реформ, о приоритете социальных аспектов в их проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне, как справедливо отмечают многие экономисты, может быть дана лишь при наличии чётко сформулированных целей социально-экономической политики, проводимой государством на определённом этапе развития общества. Только при «совместимости» налоговой системы с общеэкономическими целями и задачами, которые ставят перед собой и пытаются решить общество и государство, возможна её относительная стабилизация, что в свою очередь является важнейшей предпосылкой для того, чтобы не повторить ошибок в конструировании правовой формы налогообложения, допущенных на ранних стадиях становления налоговой системы. К настоящему моменту всё же возобладало мнение о том, что экономический каркас налоговой системы сформирован и она не должна подвергаться в этом отношении серьёзным изменениям. Тогда на первый план выдвигается задача улучшения её правовой формы, главным образом, за счёт повышения роли законов в регулировании налоговых отношений.
Одним из начальных шагов в формировании концепции является доработка и принятие Налогового кодекса РФ. Принятие Налогового кодекса РФ позволит в определённой мере решить отдельные проблемы, накопившиеся в налоговой системе. Прежде всего, его принятие позволит законодательно закрепить общепринятые налоговые термины и положения, будет способствовать их однозначному толкованию, улучшит взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов. Несмотря на критику, он соответствует основным требованиям, предъявляемым к налоговым кодексам стран с рыночной экономикой. При этом в нём, в основном, сохранена преемственность с уже действующей в стране налоговой системой. Высказываемые критические замечания в её адрес совсем не означают, что она негодна в принципе и её нужно «разрушить до основания». Нет, механизм нужно попросту отладить и заставить работать. Хотя не секрет, были предложения коренным образом изменить её, отказавшись, к примеру, от налога на прибыль, а основной крен сделать в сторону налогов на потребление, на недвижимость и т. д.
Но практика показывает, что наша
действующая, хотя и несовершенная,
налоговая система в принципе
соответствует налоговым
Кодекс предусматривает
Рассматривая вопросы
Однако любая система
Налоговая система является одним
из главных элементов рыночной экономики.
Она выступает главным
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы:
Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Подчеркнем, что пока не будет выработано
авторитетной целостной концепции
реформирования налогообложения и
его правовой формы, результаты любых
изысканий в этой сфере останутся не более
чем точкой зрения отдельных коллективов
и специалистов. В настоящее время на роль
нового, профессионально составленного,
с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового
законодательства претендует Налоговый
кодекс, разработанный Правительством
РФ, однако, как уже говорилось он тоже
не лишён недостатков и сейчас находится
на доработке. Проблем в сфере налогообложения
накопилось слишком много, чтобы их можно
было решить в том порядке, в котором они
решались, отдельными указами и поправками.
Лишь незначительная их часть будет так
или иначе решена в недалеком будущем.
Но большая их часть вновь будет отложена
до лучших времен, по-видимому, до принятия
Налогового кодекса.
А до этого времени наша налоговая система
будет,практически, не способна выполнять
те функции, которые на неё возложены,
что, в свою очередь, будет препятствовать
экономическому развитию страны. Поэтому
так важно, как можно скорее, доработать
и принять Налоговый кодекс.
Приложение 1
Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
Глава 1: «Общие положения».
Статья 2. Понятие налога, другого платежа и налоговой системы
Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.
Приложение 2
Статья 3. Плательщики налогов
Плательщиками налогов являются юридические
лица, другие категории плательщиков
и физические лица, на которых в
соответствии с законодательными актами
возложена обязанность
Плательщики налогов, указанные в настоящей статье, в дальнейшем именуются налогоплательщиками.
Приложение 3
Статья 5. Объекты налогообложения
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определённых товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171
2
Закон РФ «Об основах налоговой системы
в Российской Федерации».
С изменениями и дополнениями на 21 июля
1997 года. Глава 1, статья 3
3 Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
4 Существующий порядок налогообложения физических лиц определяется законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 года «О подоходном налоге с физических лиц».