Современные модели налогового федерализма в РФ и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Принципиально важным направлением современного развития Российской Федерации как государства федеративного типа, предполагающего децентрализацию финансово-экономических отношений и высокую самостоятельность территориальных образований, является формирование адекватной модели налогового федерализма, отвечающей общегосударственным, региональным и местным интересам.

Содержание

Введение.........3
1. Теоретические аспекты налогового федерализма в финансовой науке. 6
1.1. Сущность налогового федерализма.............6
Принципы налогового федерализма Российской Федерации............ 11
2. Анализ реализации моделей налогового федерализма…………….…...18
2.1. Зарубежный опыт налогового федерализма……………………….....18
2.2 Перспективы совершенствования налогового федерализма в РФ......24
Заключение…………………………………………………………………..30
Список использованных источников и литературы………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (Стецюк - НО-091).docx

— 85.24 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки РФ

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный  университет»

Институт мировой экономики  и финансов

Кафедра Теории финансов, кредита  и налогообложения

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Теория и история налогообложения»

На тему: «Современные модели налогового федерализма в РФ и за рубежом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Ст-т гр. Но-091, Стецюк Я. Н.

Проверил: к.э.н., доцент, Васильева М. В.

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2011

Содержание

 

Введение3

1. Теоретические аспекты налогового федерализма в финансовой науке. 6

1.1. Сущность налогового федерализма6

    1. Принципы налогового федерализма Российской Федерации 11

2. Анализ реализации моделей налогового федерализма…………….…...18

2.1. Зарубежный опыт налогового федерализма……………………….....18

2.2 Перспективы совершенствования налогового федерализма в РФ......24

Заключение…………………………………………………………………..30

Список использованных источников и литературы………………………32

 

 

 

Введение

 

Принципиально важным направлением современного развития Российской Федерации  как государства федеративного  типа, предполагающего децентрализацию  финансово-экономических отношений  и высокую самостоятельность  территориальных образований, является формирование адекватной модели налогового федерализма, отвечающей общегосударственным, региональным и местным интересам. К сожалению, процесс реформирования межбюджетных отношений в РФ в  последние годы был ориентирован в основном на совершенствование  фондовых методов регулирования  бюджетов территорий. Неслучайно в  федеральном бюджете за последнее  время количество фондов финансовой поддержки регионов возросло до пяти. Одной из причин этого является экономически необоснованная, нерациональная концентрация налоговых платежей в федеральном  бюджете. Так, за последние годы почти 60 % всех налоговых поступлений зачисляются  в федеральный бюджет. Более 80 % налоговых  доходов региональных и местных  бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Зависимость  этих бюджетов от ежегодно устанавливаемых  нормативов расщепления федеральных  налогов уменьшает стимулы к проведению структурных реформ, привлечению инвестиций, развитию налогового потенциала территорий и повышению собираемости налогов. Установленные федеральным законодательством крайне ограниченные налоговые полномочия органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления позволяют перекладывать политическую и финансовую ответственность за сбалансирование территориальных бюджетов и состояние социальной сферы на федеральный центр. Перечень и налогооблагаемая база региональных и местных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов соответствующих бюджетов, при этом полномочия по регулированию данных налогов на региональном и местном уровне весьма ограничены.

Проблема совершенствования  механизма налогового федерализма  в РФ сопряжена, с одной стороны, с неполнотой и несовершенством  теоретической концепции федерализма, с другой — наличием практических проблем организационного построения федеративных отношений. Современная  теория развития федерализма пока не представляет собой комплексной  системы знаний, поскольку не установлено  достаточного единства подходов разных авторов к пониманию экономико-правового  содержания, структуры, моделей, принципов  и механизма функционирования федерализма. Исследования разных аспектов федеративных отношений дают существенно различающиеся  выводы и результаты. Нередко эти  исследования не учитывают их глубинной  связи с сущностью и особенностями  федерализма.

Нынешний этап налоговой  реформы отличается высокой динамичностью: приняты кардинальные поправки в  отдельные виды налогов, активно  реализуется общая концепция  развития налоговой системы, направленная на снижение налоговой нагрузки и  обеспечения рациональной и справедливой системы налогообложения. происходящие в России коренные социально-экономические преобразования требуют всестороннего исследования проблем построения налоговой системы с учетом особенностей федеративного типа государственного устройства РФ и выработки приоритетных направлений повышения налоговой самообеспеченности регионов. Актуальность и значимость указанных проблем развития налогового федерализма для современного этапа развития Российской Федерации предопределили выбор темы курсовой работы, ее цели и задачи.

 Цель курсовой работы заключается в исследование теоретических основ налогового федерализма в Российской Федерации; в изучении основ функционирования российской модели налогового федерализма, предполагающей формирование эффективно действующей в условиях укрепления федеративных отношений трехуровневой системы налогов, направленной на повышение налогового потенциала территорий; анализ становления и развития налогового федерализма в Российской Федерации.

В результате проведенной  работы определился ряд задач, необходимых  для решения поставленной цели:

  • исследование теории налогового федерализма и его значение в формировании многоуровневой системы налогов;
  • изучение зарубежного опыта функционирования налоговых систем государств федерального типа;
  • изучение основных принципов российского фискального федерализма, и его проблем.

 Объектом исследования являются теоретические основы налогового федерализма РФ и других зарубежных государств.

Предметом исследования выступают особенности налогового федерализма Российской Федерации и зарубежных стран.

 В ходе написания  данной курсовой работы были  использованы законодательно-нормативные  акты, монографическая литература  и периодические издания, применялся  исторический, монографический и  аналитический методы исследования.

Данная работа включает в  себя введение, два вопроса, связанных  с теоретическими аспектами налогового федерализма, также анализ реализации моделей налогового федерализма в РФ и за рубежом, заключение.

 

1. Теоретические аспекты налогового федерализма в финансовой науке.

    1. Сущность налогового федерализма

 

Налоговый федерализм – законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.1

Федерализм предполагает существование эффективной исполнительской  дисциплины по предметам ведения  федерального центра. Вместе с тем  федерализм немыслим без широкой  самостоятельности и ответственности  субъектов Федерации в реализации их прав и полномочий.

Самостоятельность власти (и  муниципальной, и региональной, и  федеральной) предполагает не только право  соответствующих органов принимать  решения по вопросам своей компетентности, но и обязанность решать эти вопросы. Неотъемлемой частью самостоятельности  является ответственность за результаты своей деятельности.

в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. При этом к налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.2

Согласно ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под  налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.3

Современная трехуровневая  налоговая система Российской Федерации  достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд  существенных изменений. Все они  были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей  рыночным отношениям и предоставляющей  возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных  налогов, регулирующих налогов и  неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но все  же ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность  и совершенствование налогового права.

Четкое распределение  налогов по уровням государственного управления является одним из основных принципов организации налоговой  системы в условиях рыночной экономики.

Оставаясь одним из немногих экономических рычагов в руках  государства, налоговая система  должна решать взаимно противоречивые и потому трудные задачи:4

  • обеспечивать достаточные поступления в бюджеты всех уровней для финансирования государственных расходов и социальных программ;
  • стимулировать рост объемов производств;
  • решительно воздействовать на процесс структурной перестройки всей производственной сферы, четко выделяя приоритеты;
  • оказывать помощь тем, чьи возможности адаптации к новым условиям минимальны (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи).

Налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования  новых экономических отношений. Рациональная налоговая система  должна обеспечивать сбалансированность общегосударственных, региональных, местных  и частных интересов, содействовать  развитию производства, предпринимательства  и активизации инвестиционной деятельности. Налоги и сборы как обязательные эквиваленты платежей физических и  юридических лиц, собираемых с целью  обеспечения расширенного воспроизводства, призваны сглаживать остроту кризисных  явлений в экономике государства  и создавать стимулы повышения  эффективности производства.

Налогово-бюджетные взаимоотношения  между федеральным, региональными  и местными органами власти и управления являются одним из ключевых факторов экономического развития РФ.

 По мере того, как  происходит процесс децентрализации  финансово-экономических отношений  в обществе, от решения проблем  оптимального соотношения федерального  бюджета, региональных и местных  бюджетов во многом зависит  сохранение целостности страны, стабильности и  
управляемости социально-экономической сферы.

по мере уменьшения степени централизации организации государственной власти можно выделить государства: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Особенностью федерализма, по сравнению с унитаризмом, является то, что наряду с горизонтальным разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви – федерализм предполагает вертикальное разделение властных полномочий между федеральным, субъектов федерации и местными уровнями власти. Важнейшей составной частью понятия «федерализм» вообще является «налоговый» федерализм.

Несмотря на  многочисленные толкования, понятие налогового федерализма  пока не сформировано  и не имеет  достаточно емкого терминологического определения. налоговый федерализм следует рассматривать в узком и широком смысле этого слова.

 В узком смысле под данным термином можно понимать разграничение и распределение налоговых источников доходов по определенной формуле между уровнями бюджетной системы страны.

 В широком смысле  налоговый федерализм можно характеризовать  как сложную и многомерную  совокупность отношений в налоговой  сфере между Федерацией, субъектами  Федерации и местными органами  самоуправления, обусловленные необходимостью  эффективной реализации на самостоятельной  основе закрепленного Конституцией, федеративным договором и иными  законодательными актами круга  полномочий и ответственности в общегосударственных, общенациональных интересах.5

от организации налогового федерализма во многом зависит регулирование налоговых доходов между центром и регионами и формирование доходной части бюджета любого уровня.

Проблема налогового федерализма, занимая ключевое положение в  вопросах построения налоговой системы, относится к числу наименее разработанных  в теоретическом плане. проблема становления реального налогового федерализма ставится актуальной по мере укрепления реальных федеративных основ государственности в России.

Представленные на рисунке 1 способы сочетания принципов единства и децентрализации межбюджетных отношений обычно используются на этапе перехода от централизованной системы управления государством к экономическим методам регулирования экономики.

 Основной задачей налогового федерализма является обеспечение единства Российского федеративного государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти и управления, достигаемого за счет рационального, оптимального перераспределения изымаемой в виде налогов части ВВП между звеньями бюджетной системы.

Информация о работе Современные модели налогового федерализма в РФ и за рубежом