Содержание производства по делу о налоговом правонарушении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:43, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы - исследование актуальных проблем связанных с нарушением налогового законодательства и привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства и разработка предложений по совершенствованию налогового администрирования.
Задачи контрольной работы:
Рассмотреть понятие налоговое правонарушение и его виды
Изучить характеристику мер ответственности за совершение налогового правонарушения
Рассмотреть порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие налогового правонарушения, его состав……………………….5
Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение………………………………………………………………...8
Порядок привлечения к ответственности за налоговые правонарушения…………………………………………………………14
3.1. Общие условия привлечения к ответственности………………….14
3.2. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения……………………………………………15
3.3. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения……………………………….16
3.4. Налоговые санкции…………………………………………………..17
Содержание производства по делу о налоговом правонарушении……21
4.1Возбуждение дела о налоговом правонарушени…………………….22
4.2 Обеспечение исполнения решения…………………………………23
4.3 Порядок взыскания налоговых санкций………………………….25
4.4 Обжалование решений налогового органа, принимаемых по результатам рассмотрения дел о налоговых правонарушениях……….25
Заключение………………………………………………………………..30
Список используемой литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

НАЛОГООБЛ КОН.docx

— 62.58 Кб (Скачать файл)

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Субъектом ответственности может  стать организация либо физическое лицо не младше 16 лет (ст. 107 НК РФ).

Поскольку налоговые правонарушения, совершенные умышленно, представляют собой большую общественную опасность, именно за них в НК РФ установлены  увеличенные размеры взысканий. Например, в силу 122 НК РФ неуплата или  неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы или  неправильного исчисления сумм налога по итогам налогового периода, выявленная при выездной налоговой проверке, влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. При  этом за те же действия, совершенные умышленно, штраф взыскивается в размере 40% от неуплаченной суммы налога.

Если есть даже одно смягчающее обстоятельство, то штраф уменьшается  не меньше, чем в два раза по сравнению  с установленным размером. А если же присутствует отягчающее обстоятельство, размер штрафа увеличивается на 100%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Содержание производства по делу о налоговом правонарушении

 

Производство по делам  о нарушениях законодательства о  налогах и сборах регламентируется ст.ст.101.1, 101, 101.2. – 101.4. НК РФ, определяющими  порядок, последовательность, содержание и итог конкретных процессуальных действий. Другими словами, указанные правовые нормы определяют круг процессуальных лиц, их права и обязанности; последовательность, стадии и сроки производства; виды доказательств и условия их использования; содержание и порядок оформления процессуальных документов; виды, размеры  и порядок применения мер процессуального  обеспечения; порядок возмещения процессуальных расходов.

Говоря о производстве по делам о налоговых правонарушениях, нельзя не коснуться вопроса о  его стадиях.

Стадия - совокупность процессуальных последовательно определенных, взаимосвязанных  и взаимообусловленных, сменяющих  друг друга действий, объединенных частной целью производства. Каждая стадия последовательно сменяется  другой и имеет свойственные только ей задачи, решение которых оформляется  специальным процессуальным документом, после чего начинается следующая  стадия.

На существование таких  стадий также обратил внимание КС РФ, указав, что привлечение к  налоговой ответственности (производство по делам о налоговых правонарушениях) включает в себя ряд последовательных этапов и представляет собой стадийный  процесс возникновения, изменения  и прекращения соответствующих  правоотношений, субъектами которых  являются, с одной стороны, государство  в лице властных органов, наделённых правомочием выявлять и доказывать совершение лицом правонарушения, налагать налоговые штрафы и осуществлять их взыскание, а с другой – лицо (физическое либо юридическое), совершившее правонарушение и обязанное претерпевать лишения в виде мер налоговой ответственности.

Действующее налоговое законодательство даёт основание различать следующие  стадии налогового производства:

а) возбуждение производства;

б) рассмотрение дела по факту  выявленного налогового правонарушения;

в) пересмотр вынесенного  решения;

г) исполнение решения о  применении к лицу, признанному виновным в совершении налогового правонарушения, определённых мер ответственности.

 

4.1 Возбуждение дела о налоговом правонарушении

 

НК РФ каким–либо специальным образом отдельно не выделяет стадию начала (возбуждения) производства по делу о налоговом правонарушении. Однако представляется, что любая процедура привлечения лица к предусмотренной законом ответственности в любом случае имеет определённую «отправную точку», прохождение которой влечёт за собой изменение статуса лиц, принимающих участие в производстве такого рода, и подчинение всех субъектов дела о правонарушении жестко определённой схеме действий.

Такое понятие как «возбуждение дела о налоговом правонарушении»  в НК РФ отсутствует. В то же время  сложившаяся судебная и арбитражная  практика свидетельствует об активном использовании судами такого термина.

Возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении производится налоговым органом  с момента обнаружения налогового правонарушения в рамках налоговых  проверок или иных мероприятий налогового контроля. Следовательно, документом, фиксирующим факт правонарушения и обстоятельства его совершения, является соответствующий акт, оформление которого в окончательном виде означает инициирование уполномоченным государственным органом процедуры привлечения соответствующего лица к налоговой ответственности.

Можно сказать, что акт  налоговой проверки является аналогом протокола об административном правонарушении. С подобным сравнением вполне можно  согласиться, однако надо иметь ввиду, что по выявленным налоговым органом  нарушениям, за которые налогоплательщики — физические лица или должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции (п.15 ст.101 НК РФ).

Как следует из смысла ст 101, 101.4. НК РФ поводом для возбуждения производства по делам о налоговых правонарушениях в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) служит обнаружение налоговыми органами в ходе осуществления мероприятий налогового контроля достаточных данных, свидетельствующих о неисполнении названными лицами требований законодательства о налогах и сборах.

 

4.2 Обеспечение исполнения решения

 

В соответствии с п.10 ст.101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа после вынесения  решения о привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения вправе принять  обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные  основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Для этого руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе отменить обеспечительные меры и до указанного выше срока.

Обеспечительными мерами являются:

- запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества  налогоплательщика (недвижимого  имущества, в том числе не  участвующего в производстве  продукции (работ, услуг), транспортных  средств, ценных бумаг, предметов  дизайна служебных помещений,  готовой продукции, сырья и  материалов, иной продукции) без  согласия налогового органа;

- приостановление операций  по счетам в банке.

При предоставлении налогоплательщиком на сумму, подлежащую уплате в бюджетную  систему РФ на основании решения  о привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения, банковской гарантии банка с инвестиционным рейтингом рейтингового агентства, включенного в перечень, утверждаемый Министерством финансов РФ, налоговый  орган не вправе отказать налогоплательщику  в замене обеспечительных мер.

Копия решения о принятии обеспечительных мер и копия  решения об отмене обеспечительных  мер вручаются лицу, в отношении  которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим  о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.

4.3 Порядок взыскания налоговых санкций

 

После вынесения решения  о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности  за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган  обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности  за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной  НК РФ. Налоговый орган обращается в суд с иском в случае отказа налогоплательщика добровольно  уплатить сумму санкции либо пропуска налогоплательщиком срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налоговой санкции. Предложение  уплатить добровольно сумму налоговой  санкции может быть сделано обязанному лицу как непосредственно в решении  о привлечении (об отказе в привлечении) этого лица к ответственности, так  и путем направления этому  лицу требования об уплате налога (сбора), пени и штрафов. Надо заметить, что  предложение налоговым органом  налогоплательщику добровольно  уплатить сумму налоговой санкции  до обращения с иском в суд  является его обязанностью (п.1 ст.104 НК РФ), несоблюдение которой влечет возвращение искового заявления.

Исковое заявление о взыскании  налоговой санкции с организации  или индивидуального предпринимателя  подается в арбитражный суд, а  с физического лица, не являющегося  индивидуальным предпринимателем, - в  суд общей юрисдикции. К исковому заявлению прилагаются решение  налогового органа и другие материалы  дела, полученные в процессе налогового контроля.

В необходимых случаях  одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой  санкции с лица, привлекаемого  к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый  орган может направить в суд  ходатайство об обеспечении иска.

Дела о взыскании налоговых  санкций по иску налоговых органов  к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются  арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством  РФ, к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями - судами общей юрисдикции в соответствии с российским гражданским процессуальным законодательством.

Необходимо учитывать, что  иски о взыскании налоговых санкций  в ряде случаев могут быть предъявлены  налоговыми органами, не принимавшими соответствующих решений о привлечении  налогоплательщиков к ответственности. Такая ситуация может иметь место, в частности, в случае предъявления иска о взыскании с организации-налогоплательщика  налоговой санкции за нарушение  срока постановки на учет в налоговом  органе по месту нахождения обособленного  подразделения данной организации  либо принадлежащего ей недвижимого  имущества, транспортных средств. В  данном случае истцом будет выступать  налоговый орган, на территории которого расположена сама организация, в  то время как решение о привлечении  ответчика к налоговой ответственности  принимал налоговый орган по месту  нахождения обособленного подразделения (недвижимого имущества, транспортных средств) организации-налогоплательщика.

 

4.4 Обжалование решений налогового органа, принимаемых по результатам рассмотрения дел о налоговых правонарушениях

 

Порядок обжалования актов  налоговых органов регулируется, в первую очередь, ст.ст. 101.2., 139 - 141 НК РФ.

Следует сразу отметить некоторые  особенности обжалования решений  и действий (бездействия) налоговых  органов и их должностных лиц.

НК РФ установил для  налогоплательщиков два вида документов, которыми может быть выражено несогласие с актами, действиями (бездействием) налоговых органов и их должностных  лиц - это апелляционная жалоба (ст.ст. 101, 101.2, 101.3., 139, 140 НК РФ) и жалоба на акт  налогового органа, действия или бездействие  его должностного лица (ст.ст. 138, 139, 140, 141 НК РФ).

Согласно ст.ст.101, 101.2., 139 НК РФ апелляционная жалоба может  быть подана только на два вида решений  налогового органа:

- на решение о привлечении  налогоплательщика к налоговой  ответственности за совершение  налогового правонарушения;

- на решение об отказе  в привлечении налогоплательщика  к налоговой ответственности.

На другие виды актов и  на действия (бездействие) должностных  лиц налоговых органов подается жалоба.

Апелляционная жалоба должна быть подана в письменном виде до момента  вступления в силу решения о привлечении  к ответственности или решения  об отказе в привлечении к ответственности (абз. третий п.2 ст.139 НК РФ), то есть в  течение десяти рабочих дней со дня  вручения его соответствующему лицу (п.9 ст.101 НК РФ).

По итогам рассмотрения апелляционной  жалобы на решение налогового органа вышестоящий налоговый орган  вправе:

- оставить решение налогового  органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;

- отменить или изменить  решение налогового органа полностью  либо в части и принять по  делу новое решение;

- отменить решение налогового  органа и прекратить производство  по делу.

В п.3 ст.140 НК РФ установлено, что решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение  одного месяца со дня ее получения. Вышеуказанный срок может быть продлен  руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на пятнадцать дней.

Презумпция невиновности.

Принцип презумпции (предположения  о) невиновности, является одним из основополагающих принципов правосудия. Сущность этого принципа заключается  в том, что все граждане предполагаются добропорядочными и могут быть признаны государством виновными в совершении преступления только при наличии  установленных законом условий  и в результате применения строго определенной процедуры. Следование принципу презумпции невиновности призвано служить  гарантией от необоснованного осуждения  лица. Согласно этому принципу обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении конкретного преступления не будет доказана в предусмотренном  действующим Уголовно-процессуальным кодексом порядке и установлена  вступившим в законную силу приговором суда.

Информация о работе Содержание производства по делу о налоговом правонарушении