Сравнительная характеристика налоговых систем России и развитых зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система Российской Федерации проходит в настоящее время стадию становления, что существенно затрудняет ее анализ. На практике заметно очевидное несоответствие между высоким качеством нормативно – законодательного обеспечения системы налогообложения на его высшем уровне (НК РФ), более низким уровнем руководящих методических материалов (особенно в части определения налогооблагаемой базы основных налогов) и критически низкой налоговой дисциплиной, которая фактически дезавуирует всю систему в целом. В этой ситуации следует точно определить, что должно являться объектом анализа: реальное положение дел или формальная сторона функционирования налоговой системы.

Содержание

Введение ____________________________________________________ стр. 3
Глава I. Понятие налоговой системы. Организация налоговой системы Российской Федерации
1. Понятие и сущность налога. Понятие налоговой системы _________ стр. 5
2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации ______ стр. 7
3. Виды налогов в РФ _________________________________________ стр. 13
Глава II. Современное европейское налогообложение (на примере Великобритании, Франции, Германии)
1. Налоги Великобритании _____________________________________ стр. 15
2. Налоги Франции ___________________________________________ стр. 18
3 Налоги Германии ___________________________________________ стр. 20
ГЛАВА III Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран
1. Общие принципы реформирования налоговых систем ___________ стр. 23
2. Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран _______________________________________________________ стр. 26
Заключение _________________________________________________ стр. 30
Список литературы ___________________________________________ стр. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Сравнительная характеристика налоговых систем России и развитых зарубежных стран»

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка  3 курса

заочно-сокращенной

формы обучения,

группы 26 Э 111з СОП         Саитова А.А.

 

Научный руководитель

к.экон.наук., доцент                                                                   Лазутина Д.В.

 

 

 

 

 

Тюмень 2014

 

 

 

 

Регистрационный номер                                                                                                      Дата

________________                                                                                                       _______________201_

 

Регистрационный номер (кафедра)                                                                                     Дата

________________                                                                                                         ______________201_

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ____________________________________________________  стр. 3

Глава I. Понятие налоговой системы. Организация налоговой системы Российской Федерации

1. Понятие и сущность налога. Понятие налоговой системы _________  стр. 5

2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации  ______   стр. 7

3. Виды налогов в РФ _________________________________________ стр. 13

Глава II. Современное европейское налогообложение (на примере Великобритании, Франции, Германии)

1. Налоги Великобритании _____________________________________ стр. 15

2. Налоги Франции ___________________________________________ стр. 18

3 Налоги Германии ___________________________________________ стр. 20

ГЛАВА III Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран

1. Общие принципы реформирования  налоговых систем ___________  стр. 23

2. Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран _______________________________________________________ стр. 26

Заключение _________________________________________________  стр. 30

Список литературы ___________________________________________ стр. 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоги представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления.

Согласно ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (далее – НК РФ (часть первая)) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований1.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что необходимо постоянно оценивать уровень удобства налоговых систем различных стран мира при разработке налоговой системы в России. Анализируя преимущества и недостатки налоговых систем развитых стран мира можно создать совершенную налоговую систему в своей стране, ориентированную и на государство, и на людей, в нем проживающих.

Целью написания данной работы является рассмотрение и сравнительная характеристика налоговых систем развитых стран с налоговой системой в РФ.

Задачи работы:

- рассмотреть понятие налога  и налоговой системы;

- охарактеризовать основные виды  налогов;

- описать налоговую систему  Российской Федерации;

- описать налоговые системы  развитых стран;

- привести сравнительную характеристику  налоговых систем развитых стран  и России.

Предметом работы является налоговая система, объектом исследования – сравнение налоговых систем различных стран.

Структура работы представлена введением, четырьмя главами, состоящими из разделов, заключением и списком использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие налоговой системы. Организация налоговой системы Российской Федерации

1. Понятие и  сущность налога. Понятие налоговой  системы

 

С принятием НК РФ (часть первая) и Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (далее – БК РФ) налоги и сборы как правовые категории были отграничены от неналоговых платежей. В частности, БК РФ закрепил в ст. 41 «Виды доходов бюджетов» положение о том, что доходы бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Отнес к налоговым доходам бюджетов доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. Термином «налоговые доходы» охватываются два вида обязательных бюджетных платежей – налоги и сборы.

Налог – индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную часть ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.

Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П, от 11 ноября 1997 г. № 16-П).

Налог устанавливается государством в форме закона.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий (ст. 8 НК РФ).

Сущность сбора. Уплата сборов подразумевает индивидуально-возмездные отношения плательщика с государством. Сбор уплачивается в связи с публично-правовой услугой, но не за саму услугу. Уплатив сбор, последний вправе требовать от государства совершения в свою пользу юридически значимых действий, обжаловать отказ от их совершения, в том числе и в судебном порядке.

При уплате сборов большое значение имеет свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.

Налог именуется платежом, а сбор – взносом. Сбор может быть внесен различными способами.

Экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в стране, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предоставления государственных услуг.  

 

2. Характеристика  налоговой системы Российской  Федерации

 

Современная налоговая система России централизована. В данном случае следует различать централизацию в зависимости от государственного устройства страны: налоговые системы унитарных государств абсолютно централизованы, а в федеративных - централизация относительна. В РФ федеральный законодатель устанавливает в НК РФ общие принципы налогообложения и формирования налоговой системы, в том числе исчерпывающий перечень налогов и сборов. НК РФ установил трехзвенную структуру налоговой системы, которая отражает федеративное устройство России. При этом перечень налогов и сборов всех уровней, содержащийся в НК РФ, является исчерпывающим2.

В соответствии со ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина. К региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

Трехуровневая налоговая система РФ достаточно динамична и претерпела за последние годы ряд существенных изменений. Во-первых, ликвидированы практически все низкодоходные и трудно администрируемые налоги. Во-вторых, обеспечена преемственность сохранения системы из основных видов налогов, признанных общемировой практикой налогообложения (НДС, акцизов, налога на имущество, НДФЛ, налога на прибыль). В-третьих, снижена налоговая нагрузка на производителей. В-четвертых, существенно повышена эффективность налогового администрирования.

Необходимо отметить, что снижение ставок ключевых налогов не привело к сокращению бюджетных доходов благодаря тому, что одновременно было повышено налогообложение нефтегазового сектора. Реформирование экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых в этом секторе позволило увеличить изъятие природной ренты, образующейся в результате роста мировых цен на энергоносители.

В своем Послании Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. Президент России В. Путин обозначил вектор и расставил приоритеты развития нашей страны на ближайшую перспективу. По оценке Президента, для настоящего и для будущего России за первые 12 лет нового века сделано немало. Огромный по важности этап восстановления и укрепления страны пройден. Сейчас наша задача - создать богатую и благополучную Россию3.

Что касается реформирования налоговой системы РФ, то принципиальные изменения связаны с реформированием ЕСН. С 1 января 2010 года ЕСН отменен и вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". После 2000 года федеральный законодатель вновь вернул систему страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Безусловно, такие изменения существенно увеличивают нагрузку на предпринимательство. Это связано с более высокими тарифами, вводимыми новым Законом, отсутствием условия об учете в объекте обложения страховыми взносами выплат, относимых к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, отказом законодателя от применения регрессивной шкалы. Реформа ЕСН уже получила ряд негативных заключений как со стороны юристов, так и со стороны экономистов.

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов разработаны Минфином России и одобрены Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 года. Принятие данного документа должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации, поскольку участники налоговых отношений могут определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период. Рассмотрим наиболее значимые из них.

Учитывая, что налог на добавленную стоимость является одним из важнейших источников доходов федерального бюджета, в плановом периоде предполагается продолжить работу по его совершенствованию, в частности в направлении упрощения администрирования данного налога. Прежде всего, такая работа касается оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС.

В целях совершенствования процедуры возмещения НДС предполагается внести изменения в НК РФ, направленные на сокращение сроков возмещения НДС при осуществлении отдельных операций, которые облагаются налогом по нулевой ставке. В частности, целесообразно установить особый порядок возмещения НДС, при котором решение о возмещении будет приниматься налоговыми органами до прекращения камеральной проверки налоговой декларации и документов, на основании которых налог предъявлен к возмещению.

Предполагается также структурировать порядок оформления счетов-фактур, например, рассмотреть вопрос о внесении изменений в налоговое законодательство в отношении незначительных нарушений правил заполнения счета-фактуры. Такие изменения должны четко установить исчерпывающий перечень показателей счета-фактуры, в случае незаполнения или неверного заполнения которых данный документ может быть признан несоответствующим обязательным требованиям. Кроме того, планируется разрешить вопрос о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов).

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых систем России и развитых зарубежных стран