Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 00:50, курсовая работа
Целью данной работы является теоретическое исследование налоговой системы. Достижение этой цели возможно после решения таких задач, как раскрытие сущности понятия «налоговая система», рассмотрение принципов построения налоговых систем и основных принципов налогообложения в Республике Беларусь, способов и методов взимания налогов, описание элементов налоговой системы, без которых налогообложение, как таковое, существовать не может. Также следует определить функции налогов, в которых раскрывается их сущность, рассмотреть их классификацию, которая показывает разнообразие налоговых форм. Внимание уделено и рассмотрению общей и упрощенных систем налогообложения в Беларуси.
ВВЕДЕНИЕ
Функционирование государства предполагает большую необходимость существования налогов. С их помощью формируется основная часть государственного бюджета. Налоги – платеж обязательный. Обязательность уплаты является одним из основных свойств налога. Налог присущ всем государствам. Совокупностью налогов, законодательно установленных в государстве, способов и методов их взимания, норм и правил, которым должны следовать участвующие лица в налоговых правоотношениях, является налоговая система.
Объектом исследования данной работы является налоговая система. Предметом исследования – её основные элементы, принципы построения налоговых систем, классификация налогов, т.к. существование налоговой системы невозможно без существования самих налогов.
Целью данной работы является теоретическое исследование налоговой системы. Достижение этой цели возможно после решения таких задач, как раскрытие сущности понятия «налоговая система», рассмотрение принципов построения налоговых систем и основных принципов налогообложения в Республике Беларусь, способов и методов взимания налогов, описание элементов налоговой системы, без которых налогообложение, как таковое, существовать не может. Также следует определить функции налогов, в которых раскрывается их сущность, рассмотреть их классификацию, которая показывает разнообразие налоговых форм. Внимание уделено и рассмотрению общей и упрощенных систем налогообложения в Беларуси.
Для этого используются учебные материалы по дисциплине «Налоги и налогообложение» и некоторые статьи Налогового кодекса Республики Беларусь.
Изучать основы налогообложения необходимо всем тем, кто желает грамотно выполнять свои налоговые обязательства перед государством.
1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
1.1 Сущность налоговой системы
Для того, чтобы раскрыть сущность налоговой системы, целесообразно исследовать взгляды нескольких авторов учебных пособий, каждый из которых дает свое определение понятия «налоговая система». Затем на их основе дать общее определение этого понятия. Это поможет сделать таблица, представленная ниже.
Таблица 1.1 – Взгляды разных авторов на определение понятия «налоговая система»
Автор, источник |
Определение понятия «налоговая система» |
В.А. Скрипниченко [1, с. 8] |
Совокупность налогов, сборов, пошлин, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. |
Н.А. Мельникова [2, с. 73] |
Налоговая система – это взаимно связанная совокупность налогов, сложившаяся в данном государстве под влиянием социально-политических, экономических и финансовых процессов. |
Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко [3, с. 263] |
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. |
Т.Ф. Юткина [4, с. 59] |
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. |
А.М. Ковалёва [5, с. 167] |
Налоговая система – совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов. |
В.Ф. Тарасова, Л.Н. Семыкина, Т.В. Сапрыкина [6, с. 28] |
Налоговая система – это целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями и находящихся в определенной связи между собой. На ее становление, развитие и функционирование оказывают влияние различные факторы, как объективные (экономическая эволюция, социальные явления), так и относительно субъективные. |
Окончание таблицы 1.1
Е.Б. Шувалова, А.Е. Шувалов [7, с. 33] |
Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля. |
Н.Г. Дмитриева, Д.Б. Дмитриев [8, с. 17] |
Налоговая система включает в себя принципы, способы и методы взимания налогов. |
А.В. Толкушкин [9, с. 439] |
Налоговая система — совокупность налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения. |
Е.Н. Петроченко [10, с. 43] |
Налоговая система – совокупность установленных и взимаемых в той или иной стране налогов форм и методов налогообложения, взимания и использования налогов, а также налоговых органов. |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных из источников, представленных в первом столбце таблицы
Таким образом, исследовав мнения вышеперечисленных авторов учебных пособий по поводу раскрытия понятия «налоговая система», можно сделать вывод о том, что налоговая система представляет собой:
1) взаимно связанную
2) совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания, налоговых органов;
3) норм и правил, которым должны следовать лица, участвующие в налоговых правоотношениях;
4) целостное экономическое
На становление, развитие и функционирование налоговой системы оказывают влияние различные факторы, как объективные (экономическая эволюция, социальные явления), так и относительно субъективные.
1.2 Принципы построения налоговых систем. Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь
Принципы налогообложения были сформулированы еще А. Смитом в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). К ним относятся принципы всеобщности, справедливости, определенности и удобности.
Принципы построения конкретной налоговой системы служат основой для принятия налогового закона в стране. Они включают три группы принципов, а именно:
1) организационные: единство налоговой политики, единство системы налогов, разграничение полномочий;
2) юридические: законность, ясность налогового законодательства и толкование его в пользу налогоплательщика, приоритет норм налогового законодательства, приоритет международных норм;
3) экономические: всеобщность налогообложения,
экономическая обоснованность
Налоговая система любого государства основывается на группе принципов. Принципы налогообложения, сформулированные в XVIII–XIX вв., не утратили своего значения и в XX–XХI вв., которые определяются следующим образом:
1) Принцип справедливости налогообложения раскрывается в вертикальном аспекте (налоги взимаются в соответствии с финансовыми возможностями плательщиков, т. е. с увеличением доходов повышается и ставка налогообложения) и горизонтальном (устанавливается единая ставка налога для лиц с одинаковым уровнем дохода).
2) Принцип эффективности налоговой системы характеризуется наличием инструментов, стимулирующих экономический рост, хозяйственную деятельность экономических субъектов рынка.
3) Принцип нейтральности определяется как равновеликость налоговых изъятий независимо от сферы приложения капитала и видов деятельности.
4) Принцип простоты налоговой системы заключается в легкости и доступности техники подсчета налогов и закрепляется соответствующими нормативными актами.
Основными принципами современной налоговой системы являются:
1) обязательность уплаты налогов, сборов и пошлин;
2) равенство и справедливость по отношению ко всем налогоплательщикам;
3) определенность и однозначность налогового законодательства;
4) однократность налогообложения доходов;
5) соразмерность налогов с величиной получаемых налогоплательщи
6) простота начисления налогов и удобство их уплаты;
7) стабильность налогов;
8) гибкость налоговой системы, адаптируемость к меняющейся экономической ситуации;
9) сочетание фискальных целей регулирования развития отраслей национальной экономики. [2, с. 75]
На основе вышеперечисленных принципов налоговая система может стать мощным стимулом экономики.
Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, согласно Налоговому кодексу РБ:
1) Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.
2) Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.
3) Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.
4) Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.
5) Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством. [12]
Таким образом, принципы налогообложения в Беларуси говорят об обязательности уплаты налогов, сборов и пошлин, о невозможности возложения обязанности на плательщика уплачивать налоги, которые не установлены законодательно либо не определены Конституцией Республики Беларусь, о всеобщности и равенстве между всеми налогоплательщиками, о недопущении установления таких налогов, которые нарушают соразмерность налогов с величиной получаемых налогоплательщиком доходов, о допущении установления особых таможенных пошлин.
1.3 Способы взимания налогов
Наряду с принципами налоговая система включает в себя также способы и методы взимания налогов.
В налогообложении действуют три способа взимания налогов, касающихся учета и оценки объекта налога: кадастровый, декларационный и административный у источника образования объекта.
Кадастровый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержания перечень типичных сведений (оценка, средняя доходность) об объекте обложения (земли, дома), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, земельный кадастр, на основании которого в зарубежных странах определяется поземельный налог, содержит описания типичных участков земли, группируемых в зависимости от качества, местоположения и использования. Для каждой группы установлена средняя доходность на единицу площади за ряд лет. Остальные земельные участки (нетипичные) приравниваются к той или иной категории, которой соответствует ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры утверждаются государственными органами.
В дореволюционной России кадастры широко использовались для переписи лиц при обложении подушным налогом.
Декларационный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления налога.
Административный способ основан на исчислении и изъятии налога у источника образования объекта обложения. Обычно это задача бухгалтерии предприятия или другого органа, который выплачивает налог. Таким путем взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. Бухгалтерия удерживает его до выплаты дохода, исключая возможность уклонения от уплаты. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием непосредственно в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.
Применяются следующие методы оплаты налога:
1) наличным
платежом, когда плательщик вносит
в казну государства определенн
2) безналичным
платежом, когда перечисление
3) гербовыми марками, когда плательщик покупает специальные марки и наклеивает их на официальный документ, после чего этот документ приобретает законную силу. [13, с. 265]
Таким образом, налоги взимаются тремя способами, такими как кадастровый, декларационный и административный, а оплата налога производится наличным платежом, безналичным платежом и гербовыми марками.
2 ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Элементы налогообложения
Налоговая система включает в себя множество элементов, каждому из которых в Налоговом кодексе дается четкое и однозначное определение. К основным элементам закона о налогах относятся: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, ставки налога, сроки уплаты, льготы, налоговые санкции и др.
Налогоплательщик
(субъект) налога – это физическое или
юриди-ческое лицо, на которое законодательством
возложено обязательство заплатить налог.
Плательщик
налога – основополагающий элемент, по
отношению к которому строится вся налоговая
система в комплексе. Все последующие
функциональные элементы налога (объекты
налогообложения, ставки, льготы и др.)
используются уже в отношении конкретного
плательщика. В налоговых законодательствах
различных стран в качестве налогоплательщиков
признаны юридические и физические лица.
Юридическое лицо – это предприятия, организации,
учреждения, имеющие обособленный баланс
и отдельный расчетный счет в банке. Физическое
лицо – это граждане данного государства,
иностранного государства и лица без гражданства.
По белорусскому законодательству плательщиками
налогов и сборов названы объединения,
организации, их филиалы, представительства,
отделения и другие обособленные пдразделения,
осуществляющие хозяйтвенную и коммерческую
деятельность на территории Республики
Беларусь, независимо от подчиненности
и форм собственности, а также физичесие
лица, извлекающие доходы от предпринимательскойдеятельност