12) сбор за право
пользования объектами животного
мира и водными биологическими
ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные
сборы.
К региональным налогам
и сборам относятся:
1) налог на имущество
организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный
бизнес;
7) региональные лицензионные
сборы.
При введении в действие
налога на недвижимость прекращается
действие на территории соответствующего
субъекта Российской Федерации налога
на имущество организаций, налога на имущество
физических лиц и земельного налога.
К местным налогам
и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество
физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование
или дарение;
5) местные лицензионные
сборы.
Несмотря на довольно
большое количество налогов, и иных
обязательных платежей, наиболее весомую
часть в доходах бюджетов всех
уровней составляют налог на прибыль,
НДС, акцизы, платежи за пользование природными
ресурсами и подоходный налог с граждан.
На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых
доходов консолидированного бюджета.
Рассмотрим поподробнее,
что представляет собой каждый из
этих налогов.
Налог
на добавленную стоимость. Добавленная стоимость
включает в себя в основном оплату труда
и прибыль и практически исчисляется как
разница между стоимостью готовой продукции,
товаров и стоимостью сырья, материалов,
полуфабрикатов, используемых на их изготовление.
Кроме того, в добавленную стоимость включается
амортизация и некоторые другие элементы.
Таким образом, налог на добавленную стоимость,
создаваемой на всех стадиях производства
и определяемой как разница между стоимостью
реализованных товаров, работ, услуг производства
и обращения и стоимостью материальных
затрат, отнесенных на издержки.
Налогоплательщиками
НДС признаются:
а) организации;
б) индивидуальные
предприниматели;
в) лица,
признаваемые налогоплательщиками
налога в связи с перемещением
товаров через таможенную границу Российской
федерации, определяемые в соответствии
с таможенным кодексом РФ.
Налогооблагаемой
базой для данного налога служит
валовая стоимость на каждой стадии
движения товара от производства до конечного
потребителя, т.е. только часть стоимости
товаров, новая, возрастающая
на очередной стадии прохождения товара.
Отсюда объектами налогообложения являются
обороты по реализации товаров на территории
Российской Федерации, в том числе производственно-технического
назначения, как собственного производства,
так и приобретенных на стороне, а также
выполненных работ и оказанных услуг.
Объектами
налогообложения являются также
товары, ввозимые на территорию России
в соответствии с установленными
таможенными режимами, исключая гуманитарную
помощь.
Законом
определен перечень товаров
(работ, услуг), освобождаемых от налога.
Этот перечень является единым на всей
территории Российской Федерации.
Освобождаются
от налога на добавленную стоимость:
а) услуги
в сфере народного образования,
связанные с учебно-производственным процессом,
б) плата
за обучение детей и подростков в
различных кружках и секциях,
в) услуги
по содержанию детей в детских
садиках, яслях,
г) услуги
по уходу за больными и престарелыми,
д) ритуальные
услуги похоронных бюро, кладбищ и
крематориев, а также соответствующих
предприятий;
е) услуги
учреждений культуры и искусства, религиозных
объединений, театрально-зрелищные, спортивные
и другие развлекательные мероприятия.
Освобождаются
от платы налога на добавленную стоимость
научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы, выполняемые за счет государственного
бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые
учреждениями народного образования.
Акцизы являются косвенным
налогом, включенным в цену товара, и оплачивается
покупателем. Акцизы, как налог на добавленную
стоимость, введены в действие с 1 января
1992 года при одновременной отмене налога
с оборота и налога с продаж.
Плательщиками
акцизов являются все находящиеся
на территории Российской Федерации
предприятия и организации, включая
предприятия с иностранными инвестициями,
колхозы, совхозы, а также различные филиалы,
обособленные подразделения, производящие
и реализующие вышеназванные товары, независимо
от форм собственности и ведомственной
принадлежности.
Объектом
налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных
товаров собственного производства, реализуемых
по отпускным ценам, включающим акциз.
К числу таких товаров, подлежащих обложению
акцизами, относятся: винно-водочные изделия,
этиловый спирт из пищевого сырья, пиво,
табачные изделия, легковые автомобили,
грузовые автомобили емкостью до 25 т.,
ювелирные изделия, бриллианты, изделия
из хрусталя, ковры и ковровые изделия,
меховые изделия, а также одежда из натуральной
кожи. Сумма акциза учитывается в базе
обложения налогом на добавленную стоимость.
Отдельные товары акцизами не облагаются.
Ставки акцизов утверждаются Правительством
Российской Федерации и являются едиными
на всей территории России. Подоходный
налог с физических лиц является одним
из основных видов прямых налогов и взимается
с доходов трудящихся.
2.2 Налогообложение в Российской
Федерации
В настоящее время
налоговая система Российской Федерации
находится в кризисе.. Одна из основных бед Российской налоговой
системы заключается в том, что нарду с
законами действуют многочисленные подзаконные
акты: инструкции, дополнения, изменения
к ним, разъяснения и т.д. Это, прежде всего,
затрудняет работу самих налоговых служб.
Нарекания по поводу слишком частых изменений
в налоговом законодательстве (примерно
1 раз в полгода) в принципе, справедливы.
Но без этих поправок вряд ли можно было
бы обойтись. Высокий динамизм процессов,
которые происходят в хозяйственной жизни
страны, их непредсказуемость, необходимость
быстрого реагировании со стороны государства-все
эти причины требовали, конечно, постоянного
реформирования налоговой системы.
С 1992
года в нашей стране действует
новая налоговая система. Основные
принципы ее построения определил Закон
« Об основах налоговой системы
в РФ » от 27.12.91 г. Он установил
перечень идущих в бюджетную систему налогов,
сборов, пошлин и других платежей; определил
плательщиков, их права и обязанности,
а также права и обязанности налоговых
органов.
В соответствии
с законом под налогом, сбором,
пошлиной и другими платежами
понимается обязательный взнос в
бюджет соответствующего
уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиками в порядке и на условиях,
определенных законодательными актами.
Совокупность налогов, сборов, пошлин
и других платежей, взимаемых в установленном
порядке, образуют налоговую систему.
Законом
"Об основах налоговой системы
в Российской Федерации" предусмотрено
введение трехуровневой системы
налогообложения. Налоги подразделяются
на федеральные, налоги республик в
составе России, краев и областей
и местные налоги. Такой порядок
заменил прежнюю, практически
унитарную систему формирования государственных
доходов.
Трехуровневые
налоги функционируют в большинстве
федеральных государств. В США
это федеральные налоги, налоги штатов
и муниципальные налоги.
Это
позволяет обеспечить возможность самостоятельного
формирования бюджетов всем уровням управления
при распределении некоторых налогов
между ними. Налоговое регулирование осуществляется
Министерством финансов, а его инструментом
выступают федеральные налоги или некоторые
из них.
Налог
на использование
государственной символики Российской
Федерации. Использованием государственной
символики признается любое изображение
на товаре, его упаковке, ярлыке либо этикетке
государственного герба Российской Федерации
либо его основных элементов, государственного
флага Российской Федерации либо его цветов
в установленной для государственного
флага последовательности. Не признается
использованием государственной символики
использованием наименований "Россия",
"Российская Федерация" и образованных
на их основе слов и словосочетаний. Налог
предполагается ежеквартальным; налоговой
базой является выручка от реализации
товаров с государственной символикой.
Водный
налог. Вводится вместо взимаемой в
настоящее время платы за воду,
забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных
систем. Водный налог должны будут уплачивать
все водопользователи, включая пользующихся
водными объектами без забора воды.
Практически
целиком помещены в проект действующие
в настоящее время федеральные
законы о государственной пошлине и о таможенном
тарифе.
Экологический
налог призван заменить взимаемые
в настоящее время платежи
за сбросы и выбросы загрязняющих
веществ, захоронение отходов и
другие вредные воздействия на окружающую
среду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, налоги –
необходимый элемент механизма государственного
регулирования рыночной экономики, без
которого немыслимо его целенаправленное
развитие с учетом интересов общества.
Именно в налоговой системе и налоговой
политике заложены и возможности использования
их в целях развития и совершенствования
федеративных отношений, а также местного
самоуправления, что относится к числу
первостепенных задач, стоящих сегодня
перед государством.
Существующая в России
система налогообложения нуждается
в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоят
в следующем: стимулировать развитие экономической
деятельности и прежде всего, производство
материальных благ, обеспечить бюджетными
ресурсами покрытие общественных нужд
в области экономики, обороны и международных
обязательств, обеспечить финансирование
из государственного бюджета субъектов
Российской Федерации, которые нуждаются
в дотациях, и финансирование социальных
расходов. Для решения этих вопросов можно
использовать опыт ведущих стран в области
налоговой политики, учитывая, российскую
специфику.
Особенность реформирования
экономики в России такова, что
налоги и налоговая система не
смогут эффективно функционировать
без действующего правового обеспечения.
При этом речь идет не только о защите
бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных
прав и законных интересов каждого налогоплательщика.
Рассмотрев и проанализировав
современное состояние налоговой
системы РФ, можно сделать выводы:
- обеспечение налогового
администрирования является залогом
оптимальной налоговой политики страны. Построение
налоговых администраций и контроль за
их деятельностью – это необходимое условие
построения новой, более совершенной налоговой
системы;
- налоговая система
РФ должна идти своим путем,
то есть опираться на зарубежный опыт и в то же время следовать своим
традициям и особенностям;
- при помощи налоговых
реформ, осуществить ликвидацию
белых пятен в налоговом законодательстве
РФ;
- главная задача налоговой
политики – это повышение уровня
жизни населения страны.
Налоговая система является одним из главных элементов
рыночной экономики. Она выступает главным
инструментом воздействия государства
на развитие хозяйства, определения приоритетов
экономического и социального развития.
В связи с этим необходимо, чтобы налоговая
система России была адаптирована к новым
общественным отношениям, соответствовала
мировому опыту.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
- Налоговый кодекс Российской Федерации ( в 2-х частях) М.: Издательство ПРИОР, 2002 г., 320 с.
- Налоги и налогообложение / Под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В. – СПб: Питер, 2000. – 528 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).
- Налоги и налогообложение: Учебник / Д.Г. Черник и др. – М.: ИНФРА – М, 2001, - 415 с. (Серия «Высшее образование»).
- Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. - М.: «Проспект», 1999. – 496 с.
- Грунина Д. К., Ивченов Л. С. Основы деятельности налоговых органов. - М., Финансовая академия при Правительстве РФ, 2000., 266 с.
- Девятых Н.В. Цели и средства налоговой политики // Финанс. право. - 2008. -N5.-22с.
- Дуканич Л. В. Налоговое регулирование: принципы и модели. // Роль государства в экономике/ Под ред. В. Н. Овчинникова, О. С. Белокрыловой - Ростов: Тодикс Папир, 1997, 226 с.
- Евстигнеева Е. Н. Основы налогообложения и налогового права: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2000, 214 с.
- Капитунова О. А., Зинченко М. В. – Теория и история налогообложения: учебное пособие для студентов специальности 080107 «Налоги и налогообложение». – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2008, - 93 с.
- Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2007. – 304 с.
- Колчин С. П. Налоги в РФ; Учеб. Пособие для вузов.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002 г. – 254 с.
- Каширина М. В., Каширин В. А. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами: Учеб. пособие. - М.: БЕК, 2001, 312 с.
- Мухитдинов Х. Налоги и налоговая политика в эпоху информационных технологий // Энергия: экономика, техника, экология. - 2008. - N 12. – 41 с.
- Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. Изд-во 3-е и доп. И перераб. - М.: Международный центр Финансово – экономического развития , 2001, - 448 с.
- Парыгина В. А., Тядеев А. А. Налоговое право Российской Федерации / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/ Д: «Феникс», 2002. – 480 с.
- Скворцов О. В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений/ О. В. Скворцов, Н. О. Скворцова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002, 228 с.
- Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов/Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 422 с.
- Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999. -429 с.
- Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М., 1995, 348 с.