Теоретические проблемы формирования налоговой системы Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 21:21, курсовая работа
Краткое описание
Естественно, что идеальную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный научный и производственный потенциал. В связи с большим количеством проблем и противоречий в этой области невозможно охватить их все полностью, поэтому в работе основное внимание сконцентрировано на возможном постепенном снижении налоговых ставок.
Содержание
Введение 1. Теоретические основы и принципы построения налоговой системы Российской Федерации 1.1 Современные теории налогов 1.2 Сущность, функции и виды налогов 1.3 Принципы построения налоговой системы и её основные элементы 2. Анализ и состояние налоговой системы 2.1 Общая характеристика современного состояния налоговой системы 2.2 Анализ федеральных налогов 2.3 Налоги субъектов федерации и местные налоги 3. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ 3.1 Мероприятия по усовершенствованию правовой базы налоговой системы 3.2 Совершенствование налоговой и бюджетной системы и их взаимосвязь 3.3 Основные направления совершенствования налоговой системы Заключение Список использованной литературы
Идеи, лежащие в основе теории
единого налога, частично воплощены и
в налоговой системе Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря
1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства»^, некоторые малые
предприятия и предприниматели вправе
вместо уплаты совокупности федеральных,
региональных и местных налогов и сборов
уплачивать единый налог, исчисляемый
по результатам хозяйственной деятельности
за отчетный период. В данном случае установление
единого налога можно рассматривать как
прогрессивный шаг, поскольку этим достигается
простота и удобство в налогообложении
субъектов малого бизнеса. [5].
Большое влияние на теоретические
аспекты налогообложения оказала и социально-политическая
природа налогов. Особенно это проявилось
в соотношении теорий пропорционального
и прогрессивного налогообложения. Это
было вызвано тем, что, поскольку налог
всегда есть ущемление и изъятие собственности,
любая налоговая система так или иначе
объективно отражает соотношение классовых
и групповых интересов, социальных сил,
а также их расстановку.
Согласно идее пропорционального
налогообложения, налоговые ставки должны
быть установлены в едином проценте к
доходу налогоплательщика независимо
от его величины. Данное положение всегда
находило поддержку среди имущих классов
и обосновывалось принципами равенства
и справедливости.
В соответствии с прогрессивным
обложением налоговые ставки и бремя обложения
налогом увеличиваются по мере роста дохода
плательщика налогов. В поддержку прогрессивной
теории всегда выступали ведущие сторонники
социалистического переустройства общества,
а Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своем
Коммунистическом Манифесте даже связывали
ее с уничтожением частной собственности
и построением социализма. Данная теория
окончательно сложилась в середине XIX
в., но ее элементы встречаются в работах
А. Смита, а также в работах французских
просветителей Жана Жака Руссо (1712- 1778
гг.) и Жана Батиста Сэя (1767-1832 гг.). Сторонники
налоговой прогрессии так или иначе склонялись
к тому, что она более справедлива, так
как смягчает неравенство и влияет на
перераспределение имущества и доходов.
Одна из основных проблем налогообложения
нашла свое отражение в теории переложения
налогов, исследование которой началось
еще в XVII в. Эта проблема до сих пор является
одной из наименее разработанных в налогообложении,
и это с учетом того, что ее практическое
значение огромно. Суть теории переложения
заключается в том, что распределение
налогового бремени возможно только в
процессе обмена, результатом которого
является формирование цены. Именно через
обменные и распределительные процессы
юридический плательщик налога способен
переложить налоговое бремя на иное лицо
— носителя налога, который и будет нести
всю тяжесть налогообложения.
Основоположником теории переложения
считается английский философ Джон Локк
(1632-1704 гг.), который, сделав вывод о том,
что все налоги в конечном счете падают
на собственника земли, предлагал конкретные
пути и методы разрешения этой проблемы.
Проблема переложения налогов
окончательно не решена до сих пор. По
словам современных американских экономистов
К. Макконнелла и С. Брю: «Налоги не всегда
исходят из тех источников, которые подлежат
налогообложению. Некоторые налоги могут
быть переложены. По этой причине необходимо
точно определить сферу возможного переложения
основных видов налогов и выявить конечные
пункты, куда налоги перемещаются». По
мнению других западных экономистов Р.
Масгрейва и Д. Минза, от 30 до 50% налогов,
уплачиваемых капиталистами, перекладывается
ими на потребителей». Проблема переложения
особенно актуальна в настоящий момент
и в России, поскольку в структуре розничных
цен на товары народного потребления в
Москве, например, доля всех налогов, сборов
и страховых взносов составляет 31%».
1.2 Сущность, функции и
виды налогов
Налоги как стоимостная категория
имеют свои отличительные признаки и функции,
которые выявляют их социально-экономическую
сущность и назначение. Развитие налоговых
систем исторически определили основные
его функции – регулирующую, стимулирующую,
распределительную и фискальную[7].
Регулирующая. Развитие рыночной
экономики регулируется финансово-экономическими
методами — путем применения отлаженной
системы налогообложения, маневрирования
ссудным капиталом и процентными ставками,
выделения из бюджета капитальных вложений
и дотаций, государственных закупок и
осуществления народнохозяйственных
программ и т.п. Центральное место в этом
комплексе экономических методов занимают
налоги. Изменяя налоговые ставки, льготы,
штрафы, условия налогообложения, вводя
одни и отменяя другие налоги, государство
создает условия для ускоренного развития
определенных отраслей и производств,
способствует решению актуальных для
общества проблем.
Стимулирующая. С помощью налогов,
льгот и санкций государство стимулирует
технический прогресс, увеличение числа
рабочих мест, капитальные вложения в
расширение производства и др. Стимулирование
технического прогресса с помощью налогов
проявляется прежде всего в том, что сумма
прибыли, направленная на техническое
перевооружение, реконструкцию, расширение
производства товаров народного потребления,
оборудование для производства и ряда
других освобождается от налогообложения.
Распределительная. Посредством
налогов в государственном бюджете концентрируются
средства, направляемые затем на решение
народнохозяйственных проблем, как производственных,
так и социальных, финансирование крупных
межотраслевых, комплексных целевых программ
— научно-технических, экономических
и др.
С помощью налогов государство
перераспределяет часть прибыли предприятий
и предпринимателей, доходов граждан,
направляя ее на развитие производственной
и социальной инфраструктуры, на инвестиции
и капиталоемкие и фондоемкие отрасли
с длительными сроками окупаемости затрат:
железные дороги и автострады, добывающие
отрасли, электростанции и др.
Фискальная. Изъятие части доходов
предприятий и граждан для содержания
государственного аппарата, обороны страны
и той части непроизводственной сферы,
которая не имеет собственных источников
доходов (многие учреждения культуры —
библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны
для обеспечения должного уровня развития
— фундаментальная наука, театры, музеи
и многие учебные заведения и т.п. [9].
Указанное разграничение функций
налоговой системы носит условный характер,
так как все они переплетаются и осуществляются
одновременно.
В России в настоящее время налоговой
системе присущ преимущественно фискальный
характер, что затрудняет реализацию заложенного
в налоге стимулирующего и регулирующего
начала. Во всех государствах, при всех
общественных формациях налоги в первую
очередь выполняли фискальную функцию.
Однако это не означает, что оставшиеся
функции менее важны. С укреплением налоговой
системы они будут одинаково значимы.
Новая налоговая система Российской
Федерации включает 4 группы налогов:
1.Федеральные
2. Республиканские
3.Местные
4.Общеобязательные Республиканские
налоги и сборы республик в
составе РФ и общеобязательные
местные налоги и сборы.
Федеральные налоги и сборы,
определяемые законодательством РФ;
К федеральным относятся следующие
налоги :
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы на отдельные группы
и виды товаров;
в) налог на доходы банков;
г) налог на доходы от страховой
деятельности;
д) налог от биржевой деятельности;
е) налог на операции с ценными
бумагами;
ж) таможенные пошлины;
з) отчисления из пр-ва материально-сырьевой
базы,
зачисляемые в спец. внебюджетный
фонд РФ;
и) платежи за пользование природными
ресурсами,
зачисляемые в федеральный бюджет,
в республиканский бюджет республик в
составе РФ, в краевые, областные бюджеты
краев, областей, обл. бюджет автономной
области, окружные бюджеты автономных
округов и районные бюджеты районов в
порядке и на условиях, предусматриваемых
законодательными актами РФ;
к) подоходный налог с физических
лиц;
м) налоги, служащие источниками,
образующие дорожные
фонды;
н) гербовый сбор;
о) государственная пошлина;
п) налог с имущества, переходящего
в порядке наследования
дарения;
р) сбор за использование наименований
«Россия», «Российская Федерация» и образовываемых
на их основе слов и словосочетаний.
Все суммы поступлений от налогов
указанных в подпунктах «а»-»ж» и «р» зачисляются
в федеральный бюджет. Налоги, указанные
в подпунктах «к» и «л» являются регулирующими
доходными источниками, а суммы отчислений
по ним, зачисляемые непосредственно в
республиканский бюджет республики в
составе РФ, в краевые, областные бюджеты
краев и областей, областной бюджет автономной
области, окружные бюджеты автономных
округов и бюджеты др. уровней, определяются
при утверждении республиканского бюджета
республики в составе РФ, краевого, областного
бюджета автономной области, окружных
бюджетов автономных округов. Все суммы
поступлений от налогов, указанных в подпунктах
«п» зачисляются в местный бюджет в порядке,
определяемом при утверждении соотв. бюджетов,
если иное не установлено Законом. Федеральные
налоги ( в т. ч. размеры их ставок) объекты
налогообложения, плательщики налогов
и порядок зачисления их в бюджет или во
внебюджетный фонд устанавливаются законодательными
актами РФ и взимаются на всей её территории.
Местные налоги и сборы, устанавливаемые
местными органами государственной власти
в соответствии с законодательством РФ
и республик в составе РФ;
К местным относятся следующие
налоги:
а) налог на имущество физических
лиц.
Сумма платежей по налогу зачисляется
в местный бюджет по месту нахождения
(регистрации) объекта налогообложения;
б) земельный налог. Порядок
зачисления поступлений по налогу в соотв.
бюджет определяется законодательством
о Земле.
в) регистрационный сбор с физических
лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью, сумма сбора зачисляется
в бюджет по месту их регистрации ;
г) налог на строительство объектов
производственного назначения в курортной
зоне;
д) курортный сбор;
е) сбор за право торговли : сбор
устанавливается районными, городскими
(без районного деления ), районными (в
городе), коллективными, сельскими органами
исполнительной власти.
ж) целевые сборы с граждан и
предприятий, учреждений, организаций,
независимо от их организационно — правовых
форм, на содержание милиции, на благоустройство
территорий и др. цели. Ставка сборов в
год не может превышать размера 3% от 12-ти
установленных Законом минимальной месячной
оплаты для физического лица, а для юридического
лица — размера 1% от годового фонда заработной
платы, рассчитанного, исходя из установленного
Законом размера минимальной месячной
оплаты труда. Ставки в городах и районах
устанавливаются соответствующими органами
государственной власти, а в посёлках
и сельских населённых пунктах на собраниях
и сходах жителей.
з) налог на рекламу : уплачивают
юридические и физические лица, рекламирующие
свою продукцию по ставке, не превышающей
5% стоимости услуг по рекламе;
и) налог на перепродажу автомобилей,
вычислительной техники и персональных
компьютеров. Налог устанавливают юридические
и физические лица, перепродающие указанные
товары по ставке, не превышающей 10% суммы
сделки;
к) сбор с владельцев собак. Сбор
вносят физические лица, имеющие в городах
собак (кроме служебных), в размере, не
превышающем 1/7 установленного законом
размера минимальной месячной оплаты
труда в год;
л) лицензионный сбор за право
торговли винно-водочными изделиями.
Сбор вносят юридические и физические
лица, реализующие винно-водочные изделия
населению в размере : с юридических лиц
— 50 установленных законом размеров минимальной
месячной оплаты труда в год, с физических
лиц — 20 установленных законом размеров
минимальной месячной оплаты труда в год.
При торговле этими лицами с
временных точек, обслуживающих вечера,
балы, гуляния и др. мероприятия — половины
установленного законом размера месячной
оплаты труда за каждый день торговли;
и т.д..
Кроме того, по Указу Президента
№ 2268 от 22.12.93 разрешено местным органам
власти устанавливать свои налоги за счет
прибыли, оставшейся в расположении предприятий-
в результате, 57 субъектов РФ приняли около
200 налогов. Ряд из них носит экзотический
характер. Законы, приводящие к изменению
налоговых платежей, обратной силы не
имеют.
Ответственность за правильность
исчисления и уплаты налога несет налогоплательщик.
1.3Принципы построения
налоговой системы и её основные
элементы
Общие принципы построения налоговой
системы в России определяет часть первая
Налогового кодекса Российской Федерации,
принятая
Помимо этого, Налоговый кодекс
устанавливает систему налогов и сборов,
взимаемых в федеральный бюджет, а также
общие принципы налогообложения и сборов
в Российской Федерации, в том числе:
1) виды налогов и сборов,
взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения
(изменения, прекращения) и порядок
исполнения обязанностей по уплате
налогов и сборов;
3) принципы установления,
введения в действие и прекращения
действия ранее введенных налогов
и сборов субъектов РФ и
местных налогов и сборов;
4) права и обязанности
налогоплательщиков, налоговых органов
и других участников отношений,
регулируемых законодательством
о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового
контроля;
6) ответственность за совершение
налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования
актов налоговых органов и
действий
(бездействия) и их должностных
лиц.
Налоговая система — совокупность
предусмотренных налогов и обязательных
платежей, взимаемых в государстве, а также
принципов, форм и методов установления,
изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.