Теоретические проблемы формирования налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Естественно, что идеальную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный научный и производственный потенциал.
В связи с большим количеством проблем и противоречий в этой области невозможно охватить их все полностью, поэтому в работе основное внимание сконцентрировано на возможном постепенном снижении налоговых ставок.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы и принципы построения налоговой системы Российской Федерации
1.1 Современные теории налогов
1.2 Сущность, функции и виды налогов
1.3 Принципы построения налоговой системы и её основные элементы
2. Анализ и состояние налоговой системы
2.1 Общая характеристика современного состояния налоговой системы
2.2 Анализ федеральных налогов
2.3 Налоги субъектов федерации и местные налоги
3. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ
3.1 Мероприятия по усовершенствованию правовой базы налоговой системы
3.2 Совершенствование налоговой и бюджетной системы и их взаимосвязь
3.3 Основные направления совершенствования налоговой системы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические проблемы формирования налоговои.docx

— 72.66 Кб (Скачать файл)

- предъявлять в суды  общей юрисдикции или арбитражные  суды иски.

Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.

К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.

Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина, налог на операции с

ценными бумагами, транспортный налог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др.

В Российской Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы (вида): 1) федеральные; 2) налоги республик, краёв, областей и автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга; 3) местные.

2. Анализ и состояние  налоговой системы РФ

2.1 Общая характеристика  современного состояния налоговой  системы РФ

налог бюджетный правовой

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда был принят пакет законопроектов о налоговой системе.

Несмотря на множество проблем, существующих в настоящее время в налоговой системе Российской Федерации, с каждым годом происходит существенный прогресс как с объемами поступлений, так и в целом с механизмом сбора налоговых платежей.

По-прежнему в структуре налоговых платежей преобладают три вида налогов: НДС, налог на прибыль предприятий и организаций и акцизы (рис.1).

Следует подчеркнуть, что свыше трети налоговых платежей поступает от так называемых “крупнейших“ налогоплательщиков. Среди них ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС, а также ряд ведущих Российских нефтяных компаний: ОАО НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК», ОАО НК «ЮКОС», ОАО «СИДАНКО», ОАО «Сургутнефтегаз».

Но на объемы поступлений налогов в бюджет оказывает отрицательное влияние целый ряд известных факторов, связанных с общекризисной ситуацией в экономике: снижение цен на ряд сырьевых товаров (черные и цветные металлы, химические удобрения, древесину), необработанность и несогласованность мер, принимаемых в направлении изменения хозяйственного и налогового законодательства и др. Заметно сужается налогооблагаемая база предприятий за счет задержек в бюджетном финансировании госзаказа.

Создание новой особой формы взаимоотношений государства и налогоплательщика не обошлось без противоречий между налогообложением и отдельными элементами хозяйственного механизма: кредитованием, ценообразованием, валютным регулированием и др. Главным препятствием к становлению эффективной налоговой системы является кризис экономики.

Нынешние налоги в своей основе формировались в условиях экономического кризиса, что не могло не отразиться на их количестве, структуре и ставках. Характерным является крен в сторону выполнения фискальной функции налогов. Это не удивительно, т. к. в условиях бюджетного дефицита, падения объёмов производства, инфляции был велик соблазн все экономические проблемы государства, решить при помощи налогов. Отсюда их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства. Как следствие, попытки налогоплательщиков разными путями уйти от налогов, отсюда чрезмерно высокая недоимка налогов в бюджеты разных уровней.

2.2Анализ федеральных налогов

Федеральные налоги устанавливаются Государственной Думой России и взимаются на всей ее территории. В их число входит пятнадцать видов налогов. Семь из них являются источниками формирования федерального бюджета: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, биржевой налог, налог на операции с ценными бумагами и таможенная пошлина. Два вида федеральных налогов — отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и отчисления в дорожные фонды — служат источником формирования одноименных внебюджетных фондов.

По данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2007г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 4629,1 млрд. рублей, что в 1,4 раза больше, чем в 2006 году. В декабре 2005г. поступления в консолидированный бюджет составили 401,3 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 1,7%.

Основную часть налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета в 2007г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций — 28,8% и налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации — 22,2%.

В 2007г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 4299,4 млрд. рублей (92,9% от общей суммы налоговых доходов), региональных — 198,7 млрд. рублей (4,3%), местных налогов и сборов — 56,4 млрд. рублей (1,2%), налогов со специальным налоговым режимом — 71,7 млрд. рублей (1,6%).[15]

В январе-феврале 2008 года на территории Ростовской области поступило в бюджетную систему Российской Федерации администрируемых ФНС России доходов 8755,8 млн.руб., в том числе в консолидированный бюджет Российской Федерации (с учетом единого социального налога в части федерального бюджета) – 6584,9 млн.руб. (75,2%), государственные внебюджетные фонды – 2170,9 млн.руб. (24,8%). Прирост доходов по сравнению с январем-февралем 2007 года составил 2009,5 млн.руб., или 29,8%.

В федеральный бюджет (с учетом ЕСН) поступило 3083,4 млн.руб., или 121,6% к аналогичному периоду 2007 года. Поступления в областной бюджет составили 2552,9 млн.руб., что превышает показатели января-февраля 2007 года на 26%. В бюджеты муниципальных образований поступило 948,6 млн.руб., или 184,9% к январю-февралю 2007 года. В государственные внебюджетные фонды поступило 2170,9 млн.руб., что составляет 129,9 % от соответствующего периода прошлого года.

Основная часть поступлений консолидированного бюджета РФ (6200 млн.руб., или 94,2%) обеспечена за счет налога на доходы физических лиц (26,3%), налога на добавленную стоимость (24,7%), налога на прибыль (11,6%), акцизов (16,5%), единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет (9,3%), налогов со специальным налоговым режимом (320,1 млн.руб., или 4,9%).

По уровням бюджетной системы поступления распределены следующим образом: удельный вес федеральных налогов составил 92,3%, региональных – 2,3%, местных – 0,4%, налогов со специальным налоговым режимом – 4,9%. [15].

По данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций), в бюджетную систему Российской Федерации на 1 января 2008г. составила 754,1 млрд. рублей и по сравнению с 1 декабря 2007г. уменьшилась на 2,9%. По сравнению с 1 января 2007г. она сократилась на 14,2%, в том числе по налогу на добавленную стоимость — на 26,6%, налогу на прибыль организаций — на 16,9%, акцизам на дизельное топливо — на 17,1%, табачную продукцию — на 10,7%, пиво — на 10,0%, легковые автомобили и мотоциклы — на 8,5%. Возросла задолженность по налогу на добычу полезных ископаемых — на 54,4%, акцизам — на 9,3%, из нее на автомобильный бензин — в 1,9 раза, вино — на 29,4%, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% включительно (за исключением вин) — на 9,3%.[15].

Всего по России за январь-апрель 2007 года налоговыми органами вынесено и направлено в службы судебных приставов 49,9 тысяч постановлений об обращении взыскания задолженности за счет имущества на сумму 59,3 млрд. рублей. Возвращено судебными приставами 5,8 тысячи постановлений о взыскании задолженности за счет имущества должника в связи с полным или частичным погашением задолженности на сумму 1,9 млрд. рублей.

Судебными приставами возбуждено 47,7 тысячи исполнительных производств, или 95,6% от общего количества постановлений, вынесенных налоговыми органами, на сумму 54,7 млрд. рублей, или 92,2% от объема задолженности, предъявленной к взысканию.

За первые четыре месяца 2007 года возбуждено 891 дело о несостоятельности (банкротстве) на общую сумму 10,3 млрд. рублей. Поступило в ходе реализации процедур банкротства 1,1 млрд. рублей.

Таким образом, должниками в январе-апреле 2007 года в ходе проведения всех мер принудительного взыскания всего погашено задолженности на сумму 354,0 млрд. рублей (что составляет 21,5% к сумме поступлений администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации за январь-апрель 2007 года). [17].

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 января 2008г. составила 760,5 млрд. рублей и превысила задолженность по налогам и сборам на 0,8%.

Недоимка по налоговым платежам на 1 января 2008г. составила 246,4 млрд. рублей (32,7% от общей задолженности) и по сравнению с 1 декабря 2007г. сократилась на 27,5%. По сравнению с 1 января 2075г. она снизилась на 19,4%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых — на 81,0%, налогу на прибыль организаций — на 49,9%, налогу на добавленную стоимость — на 20,1%, акцизам на дизельное топливо — на 89,5%, табачную продукцию — на 36,2%, пиво — на 11,9%. Возросла недоимка по акцизам — на 5,9%, из нее на легковые автомобили и мотоциклы — на 61,5%, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% включительно (за исключением вин) — на 11,6%, автомобильный бензин — на 9,7%, вино — на 4,7%.

Приостановленные к взысканию платежи в консолидированный бюджет на 1 января 2008г. составили 485,8 млрд. рублей (64,4% от общей задолженности) и увеличились по сравнению с 1 декабря 2005г. на 17,8%. По сравнению с 1 января 2007г. они снизились на 8,5%, в том числе по налогу на добавленную стоимость — на 27,8%, акцизам на пиво — на 5,7%. Увеличились приостановленные к взысканию платежи по налогу на добычу полезных ископаемых — в 2,2 раза, налогу на прибыль организаций — на 2,0%, акцизам — на 21,4%, из них на дизельное топливо — в 7,6 раза, автомобильный бензин — в 2,8 раза, вино — в 1,7 раза, табачную продукцию — на 21,5%, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% включительно (за исключением вин) — на 14,3%.

Отсроченные (рассроченные) платежи в бюджетную систему Российской Федерации на 1 января 2006г. составили 0,3 млрд. рублей и сократились по сравнению с 1 декабря 2005г. на 26,3%, с 1 января 2005г. — на 23,6%.

Реструктурированная задолженность на 1 января 2006г. составила 21,5 млрд. рублей (2,9% от общей задолженности) и снизилась по сравнению с 1 декабря 2005г. на 10,8%, с 1 января 2005г. — на 47,6%.[15].

Раньше власти субъектов РФ имели право предоставлять некоторым категориям предприятий любые льготы по уплате налога в региональный и местные бюджеты. Однако с 1 января 2004 года это правило отменили, и теперь региональные власти могут только немного снизить налоговую ставку — не более чем на 4 процента. Да и все оффшорные зоны закрылись. Но фирмы все же нашли, о чем можно договориться с регионом, каких послаблений у него попросить.

Регионы заключают с зарегистрированными в них предприятиями соглашения на получение субвенций из бюджета. Выходит вот что. Фирма работает в одном регионе, а регистрируется в другом, с властью которого установлена договоренность. Эти чиновники не предоставляют фирме никаких льгот, и налоги она платит честно, ничего не скрывая. Но потом ей возвращают 70-80 процентов от уплаченных налогов — в виде субвенции на развитие бизнеса или что-нибудь в этом роде. В итоге получается, что организация платит всего 20-30 процентов налогов, причем регион получает эти деньги на пустом месте. В накладе же остаются бюджеты других субъектов федерации. [12].

Кроме региональных и местных налогов, в региональные и местные бюджеты зачисляется также определенная доля от федеральных (для местных бюджетов также региональных) налогов и сборов, передаваемых бюджетам более низкого уровня в порядке установленном Бюджетным кодексом РФ. Такие налоги называют регулирующими. В Бюджетном кодексе записано, что к доходам бюджетов субъектов РФ относятся также отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Аналогично определяются и регулирующие налоги местных бюджетов. [19].

Таблица 1. Доля налогов разного уровня в консолидированном бюджете РФ (в % ко всем налоговым поступлениям). [13].

Виды налогов

2000 г.

2004 г.

2005 г.

2007 г.

Всего налоговых поступлений

100

100

100

100

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральные налоги

88

91

92

91

Региональные налоги

7

7

7

7

Местные налоги

5

2

1

2

То есть, из данной таблица видно, что доля налогов в федеральный бюджет неуклонно растет, тогда как на прежнем уровне в течение трех лет находится региональный налоги, а доля местных налогов снизилась в 2, 5 раза. В 2007 году положение дел ухудшилось. Доля региональных налогов составила 4,3%, а местных – еще снизилась до 1, 2%. Это все связанно с отменой большинства региональных и местных налогов, поэтому местным бюджетам и нечем себя подпитывать.

В настоящее время основная часть доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Собственные налоги покрывают менее 15 процентов расходных потребностей региональных и местных бюджетов. Перечень и налогооблагаемая база региональных и местных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов регионального и местного характера, при этом полномочия по регулированию данных налогов на региональном и местном уровне весьма ограничены.

2.3 Налоги субъектов федерации  и местные налоги

Согласно Налоговому Кодексу РФ, принятому в 2001, к региональным налогам относился:

1.налог на имущество  организаций;

2.налог на недвижимость;

3.дорожный налог;

4.транспортный налог;

5.налог с продаж;

6.налог на игорный бизнес;

7.региональные лицензионные  сборы. [1].

К местным налогам относились:

1. земельный налог;

2. налог на имущество  физических лиц;

3. налог на рекламу;

4. налог на наследование  и дарение;

5. местные лицензионные  сборы. [1].

При введение в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъект РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога. [2].

Информация о работе Теоретические проблемы формирования налоговой системы Российской Федерации