Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:51, реферат
Информация - это данные, несущие в себе новизну и полезность. Информация - это основное условие конкурентной способности организации. Руководителя интересует информация о физических и юридических лицах, передовой технологии, экономической и финансовой ситуации и т.д. Оперативная, надежная, достоверная и своевременная информация является основой управленческого процесса, и от того насколько она совершенна, во многом зависит качество управления предприятием.
Введение …………………………………………………………………………
1. Роль информации в системе управления организацией …………………
1.1 Понятие и источники информации ………………………………………
1.2 Виды управленческой информации ……………………………………..
2. Виды информационной деятельности менеджера ……………………….
2.1 Коммуникативная деятельность менеджера …………………………….
2.2 Контролирующая деятельность менеджера …………………………….
3. Роль информационных систем управления в информационной деятельности менеджера …………………………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………………
По степени важности - основная информация включает сведения, необходимые для принятия решений и выполнения работы (например, указания, предписания, инструкции); вспомогательная - облегчает работу с основной; желательная (без которой, однако, не обойтись) - несет сведения об итогах, перспективах на будущее, событиях внутренней жизни и т.п.
По полноте - частичная
информация может использоваться лишь
в совокупности с другой; комплексная
- дает всесторонне исчерпывающие
сведения об объекте и позволяет
непосредственно принимать
По предназначению - универсальная - необходима для решения любых проблем; функциональная - для решения родственных проблем; и индивидуализированная - для решения данной, конкретной, уникальной проблемы.
По направлению движения - входящая и исходящая.
По способам распространения - устная, письменная и комбинированная информация.
В соответствии с порядком предоставления - по разовому предписанию или запросу; в установленные сроки; по инициативе отправителя.
По способам воспроизведения - визуальная, аудиовизуальная, аудиоинформация Менеджмент. Учебное пособие для студентов вузов // Под ред. Г.Б. Максименко. - М.: Дашков и К., 2008. С. 188. .
Нужно также отметить, что
для руководителей высшего
Руководитель должен также иметь возможность получать выборочную информацию с необходимой детализацией непосредственно от работников любого уровня, а не только от прямых подчиненных.
2. Виды информационной деятельности менеджера
Информационная деятельность менеджера - это деятельность, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, поиск и распространение информации, а также формирование организационного ресурса и организацию доступа к нему Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономист, 2005. С. 411.. Информационную деятельность можно еще определить, как деятельность, которая «представляет собой часть общественного производства, связанную с подготовкой информационных продуктов и услуг, направленных на удовлетворение определенной группы общественных потребностей».
Информационная деятельность менеджера складывается из нескольких составляющих:
1) информационное мировоззрение
- это система взглядов на
2) информационный стиль
мышления или информационный
менталитет менеджера, в
-умение видеть явление во всей важности, включая породившие его причины и их последствия; умение связывать факты;
- умение ориентироваться
в быстроменяющейся
-умение адекватно реагировать на поступающую информацию;
3) владение информационными
технологиями и их применение
на практике. Информационные технологии
- это последовательность
· процедуры аналитико-
· самостоятельной работы с различными источниками информации;
· разной техники чтения текста, в т.ч. - определения содержания документа при беглом его просмотре;
· извлечения информации из текста;
· систематизации и документального оформления полученных сведений и др.
Менеджер в современном обществе должен владеть технологиями информационной деятельности. Это предполагает:
- знание правил пользования информацией, знаниями, умениями на практике;
- ориентацию в источниках, в т.ч. и в устных, и литературных, и т.д.;
- систематичность и
- владение приемами
- умение использовать
и применять на практике
Все многообразие деятельности менеджера в информационной сфере можно сгруппировать в два больших блока (роли) - коммуникации и контроль.
2.1 Коммуникативная деятельность менеджера
В целом передачу информации от одного человека к другому принято называть коммуникацией. Обмен информацией между руководителем, органом управления и исполнителями - все это коммуникация. Исследования показывают, что на коммуникации менеджер, например, затрачивает до 85 % своего рабочего времени.
Коммуникативная деятельность менеджера включает в себя сбор и распространение информации.
Сбор информации складывается из двух взаимосвязанных процессов - отбора и систематизации полученных сведений
В процессе отбора информации происходит «отсеивание» не требующей внимания и ненужной информации. Здесь важным является опыт человека, знание проблем, по которым поступила информация, его психологическое состояние, настроение, здоровье, отношение к происходящему и др.
В процессе систематизации
информации человек «обрабатывает»
воспринятое, используя при этом
свои чувства, убеждения, предпочтения,
эмоции (положительные и
Кроме официальных устных докладов, менеджеры могут получать и воспринимать информацию в ходе деловых бесед: при приеме сотрудника на работу или его увольнении, в ходе встреч с партнерами и клиентами, консультаций или общения с сотрудниками.
В практической работе менеджеры часто сталкиваются и с таким явлением, как слухи и дезинформация.
Слухи возникают и распространяются
весьма быстро вследствие недостатка
или несвоевременности
Дезинформация возникает, как правило, сознательно и целенаправленно. Ею пользуются в конкурентной борьбе для того, чтобы скрыть настоящее положение дел на предприятии, для приукрашивания непопулярных мер и введения в заблуждение общественности. Дезинформация может побудить руководителей к действиям, выгодным фирме-конкуренту, и нанести экономический и моральный урон. Поэтому, получив информацию из источников, не вызывающих доверия, важно ее проверить.
К дезинформации прибегают
обычно недобросовестные сотрудники,
которые стремятся к моральному
разложению коллектива, падению дисциплины
и порядка на предприятии. Бороться
с дезинформацией можно только разъяснительной
работой и устранением
Таким образом, источники
информации сегодня настолько
Поэтому в крупных организациях,
акционерных обществах, предприятиях
создаются специальные
С учетом быстрого нарастания потока маркетинговой информации функции информационной службы существенно расширяются. Ее задачами становится также создание и ведение фондов так называемой «фирменной» информации (информации о фирмах), подготовка аналитических и рекламных материалов, участие в проведении исследований рынка сбыта продукции предприятия и др.
Сегодня ситуация в деловой
сфере, прежде всего на рынке, меняется
столь стремительно, что общих
наблюдений и простого накопления сведений
может быть недостаточно для каких
- либо определенных выводов. В связи
с этим возникает необходимость
в целенаправленном и систематическом
сборе и покупке информации. Такая
деятельность, получившая название промышленной
разведки позволяет предугадать
будущую политику конкурентов и
соответствующим образом
Вообще процесс промышленной
разведки включает в себя определение
потребностей в конфиденциальных сведениях,
их сбор, анализ и обработку полученных
данных, выделение необходимой
Распространение информации или передача информации менеджером идет по трем направлениям:
сверху вниз (постановка задач, инструктирование);
снизу вверх (сообщения о результатах проверки, донесения об исполнении заданий, о личном мнении сотрудников и т.д.);
по горизонтали (обмен мнениями, координация действий).
В ходе управления обмен
информацией совершается
отправитель - лицо (руководитель, исполнитель), передающее информацию;
сообщение, т.е. собственно информация;
канал, т.е. средство передачи информации;
получатель - лицо (исполнитель, руководитель), которому предназначена информация.
В коммуникационном процессе отправитель и получатель информации постоянно меняются местами.
Движение информации от отправителя к получателю состоит из нескольких этапов.
На первом этапе происходит ее отбор. Он бывает случайным или целенаправленным, выборочным или сплошным, предписанным или инициативным.
На втором этапе отобранная информация кодируется, т.е. облекается в ту форму, в которой будет доступна и понятна получателю, например письменную, табличную, графическую, звуковую, символическую и т.п. Подбирается и подходящий способ ее трансляции: устный, письменный, с помощью различного рода искусственных сигналов или условных знаков.
На третьем этапе происходит передача информации. Если последняя важна, считается, что не стоит ограничиваться одним каналом, а нужно по возможности дублировать этот процесс по нескольким, не злоупотребляя, однако, составлением по каждому поводу документов, иначе поток бумаг может захлестнуть.
На четвертом этапе
получатель воспринимает, расшифровывает
и осмысливает информацию. Отправитель
же ждет, чтобы тот каким-то образом
подтвердил факт получения сообщения,
степень понимания или
Сигналами обратной связи при устной передаче информации бывают уточнение, обобщение, выражение чувства. Поскольку они могут быть достаточно слабыми, за реакцией иногда требуется специально наблюдать. Таким образом, коммуникационный процесс во многом зависит от наличия четко функционирующей обратной связи, качеством которой определяется, как сообщение было услышано и понято. Для руководителя (менеджера) обмен информацией можно считать эффективным, если получатель понял идею и произвел действия, которых руководитель ждал от него.