Транспортный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Как следует из ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Кроме того, сохраняет силу и Закон РФ от 18.10.91 № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" в редакции от 24.07.02 (далее - Закон № 1759-1) и применяется в части, не противоречащей нормам главы 28 НК РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность транспортного налога 4
1.1. Особенности транспортного налога 4
1.2. Спорные ситуации 4
Глава 2. Особенности обложения транспортным налогом 8
2.1. Налогоплательщики 8
2.2. Объект налогообложения 10
Глава 3. Налоговые ставки и порядок исчисления и уплаты суммы налога 14
3.1. Налоговые ставки 14
3.2. Порядок исчисления и уплаты суммы налога 14
Глава 4. Перспективы развития транспортного налога и их реализация 22
4.1. Изменения в федеральных законах 22
4.2. Госпошлина за действия, связанные с регистрацией
транспортных средств 24
Заключение 28
Список литературы 31
Приложения 34

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги-транспортный.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Данные обстоятельства, вероятно, и были учтены при установлении нового порядка исчисления суммы налога в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода. Согласно новым правилам исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ). [3, c.132]

Глава 28 НК РФ содержит только одно правило, касающееся порядка уплаты транспортного налога: уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств. Остальные вопросы порядка уплаты налога должен разрешить региональный законодатель (п. 1 ст. 363 НК РФ).

НК РФ не содержит подробного перечня  условий, составляющих порядок уплаты налога. Уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 58 НК РФ). Можно предположить, что под иным порядком подразумевается внесение налога авансовыми платежами. Следует подчеркнуть, что порядок и сроки уплаты транспортного налога должны быть определены в самом региональном законе и не могут быть отнесены к компетенции органа исполнительной власти, иначе налог не может считаться установленным (п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 58 НК РФ).

Возвращаясь к положениям главы 28 НК РФ, следует отметить неконкретность формулировки п. 1 ст. 363. Ни НК РФ, ни иные законодательные акты не определяют точно, что считать местом нахождения транспортного средства. Могут быть использованы различные критерии: место регистрации, место нахождения (жительства) собственника или владельца, место постоянного или временного пребывания транспортного средства и др. Так, упомянутый проект Закона г. Москвы предусматривает, что местом нахождения транспортных средств в целях данного Закона признается:

а) для морских, речных и воздушных  транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника имущества;

б) для транспортных средств, не указанных  в п. "а" - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества (п. 1 ст. 8 проекта Закона).

Согласно п. 55 Инструкции № 59 налог за текущий год уплачивается по месту осуществления первого из действий: прохождения государственного технического осмотра или осуществления государственной регистрации (снятия с учета) транспортного средства. В случае когда вышеуказанные действия с транспортным средством не совершались, налог подлежит уплате по месту государственной регистрации транспортного средства.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. Следовательно, при отсутствии государственной регистрации у организации или гражданина не возникает обязанности по уплате транспортного налога. В этой связи местом нахождения, по крайней мере автомототранспортного средства, по нашему мнению, целесообразно считать место его постоянной государственной регистрации. При этом под местом государственной регистрации транспортного средства, вероятно, надо понимать регион, в котором расположен орган, регистрирующий данные транспортные средства. Кроме того, можно принять во внимание, как определяется место нахождения транспортного средства для целей постановки на учет налогоплательщика (п. 5 ст. 83 НК РФ). Логично увязать порядок налогообложения с порядком постановки на налоговый учет. Что и было сделано в п. 1 ст. 8 проекта Закона г. Москвы. Данный подход представляется правильным.

В связи с этим вопрос о порядке  уплаты налога организациями, имеющими автотранспорт, в состав которых входят филиалы и (или) представительства, расположенные на территории РФ, решается, по нашему мнению, следующим образом. В соответствии со ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят филиалы и (или) представительства, расположенные на территории РФ, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала и (или) представительства и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Местом нахождения транспортного  средства является место его государственной регистрации. Постановлением Правительства РФ от 12.08.94 № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что государственную регистрацию на территории Российской Федерации автомототранспортных средств осуществляют подразделения ГИБДД МВД России. Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическому лицу и переданных своим филиалам (представительствам), производится по месту нахождения этих структурных подразделений.

Таким образом, юридические лица, имеющие  в своем составе филиалы или  представительства, уплачивают налог с владельцев транспортных средств в бюджет субъекта РФ по месту нахождения структурных подразделений по ставкам, действующим по месту расположения филиалов или представительств. Если головная организация и ее структурное подразделение находятся в разных регионах РФ, а транспортные средства зарегистрированы в органах ГИБДД по месту расположения головной организации, то налог с владельцев транспортных средств уплачивается головной организацией по месту регистрации этих транспортных средств, т.е. в бюджет субъекта РФ по месту расположения головной организации.  

В завершение обзора положений главы 28 НК РФ следует остановиться на сроке  уплаты транспортного налога. НК РФ не предусматривает внесение авансовых  платежей по транспортному налогу. Вместе с тем это, на наш взгляд, не означает, что такой порядок уплаты налога не может быть установлен в том или ином регионе. Глава 28 НК РФ, по нашему мнению, не содержит правовых норм, исключающих введение на территории субъектов РФ авансового порядка уплаты транспортного налога. Вопрос о целесообразности введения такого порядка решает региональный законодатель. [8, c.99]

 

Глава 4. Перспективы развития транспортного налога и их реализация

4.1. Изменения в федеральных законах

Федеральный закон № 282-ФЗ 

Изменения, внесенные данным Законом, затронули ст. 361 "Налоговые ставки" НК РФ. Если раньше законами субъектов РФ налоговые ставки, установленные на федеральном уровне в гл. 28 НК РФ, могли быть увеличены (уменьшены) не более чем в пять раз, после внесенных изменений увеличение (уменьшение) может достигать десяти раз.

По-новому сформулирован  и п. 3 ст. 361 НК РФ: слова "срока  полезного использования транспортных средств" заменены словами "количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса". Кроме этого, данный пункт дополнен новым абзацем: количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Эти изменения вступили в силу с 1 января 2010 г.

По мнению финансистов, представленному в Письме от 20.01.2010 № 03-05-06-03/04, Федеральный закон № 282-ФЗ не влечет автоматического увеличения ставок транспортного налога, установленных законами субъектов РФ, а расширяет диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов РФ по установлению налоговых ставок.

В соответствии с гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ транспортный налог является региональным налогом, который вводится в действие законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ самостоятельно принимают решения об установлении на подведомственной им территории конкретных размеров налоговых ставок, увеличивая или уменьшая их относительно ставок, указанных в ст. 361 НК РФ. Следовательно, согласно мнению Минфина и действующему законодательству по вопросу установления конкретных ставок транспортного налога нужно обращаться в законодательные (представительные) органы власти соответствующих субъектов РФ. 

Федеральный закон № 283-ФЗ 

Новшества внесены в  ст. 363 "Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу" НК РФ. В новой формулировке абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ звучит так: при этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 363.1 НК РФ налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками, за исключением тех, кто применяет специальные налоговые режимы, установленные гл. 26.1 и 26.2 НК РФ, в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Напомним, что налоговым  периодом по транспортному налогу является календарный год, а отчетными  периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются I квартал, II квартал, III квартал.

Таким образом, налогоплательщики-организации  уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу равными долями по месту нахождения транспортных средств по истечении каждого отчетного периода в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ.

С 1 января 2010 г. срок для  уплаты авансовых платежей по транспортному  налогу не может быть установлен законом субъектов РФ ранее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а именно ранее 30 апреля, 31 июля и 31 октября соответствующего года. До 1 января 2010 г. такого ограничения в п. 1 ст. 363 НК РФ не содержалось.

Также внесены изменения  в п. 3 ст. 363 НК РФ - они затрагивают  интересы налогоплательщиков - физических лиц. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2010 г. 

Федеральный закон № 368-ФЗ 

Федеральный закон № 368-ФЗ вносит изменения в том числе в гл. 28 НК РФ. И хотя интересы аптечных организаций новшества не затрагивают, мы их приведем, чтобы знать, о чем идет речь.

Изменения, внесенные  данным Законом, также применяются  с 1 января 2010 г. Они касаются интересов  индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют пассажирские и грузовые перевозки. Теперь в пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ четко прописано, что не являются объектом обложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок. Внесенные изменения уравняли организации и индивидуальных предпринимателей в данном вопросе. 

 

4.2. Госпошлина за действия, связанные с регистрацией транспортных средств 

 

С 29 января 2010 г. вступил  в силу Федеральный закон от 27.12.2009 № 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон № 374-ФЗ). Этот Закон не связан с порядком исчисления и уплаты транспортного налога. Но при разговоре о транспортном налоге обойти его вниманием нельзя: он устанавливает новые - повышенные - размеры госпошлины за действия, связанные с регистрацией транспортных средств, и непосредственно затрагивает интересы их владельцев. Итак, изменения внесены в ст. 333.33 "Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий" НК РФ. Сравним наиболее распространенные из них с действующими ранее положениями.

Юридически значимое действие

Госпошлина  
до 29.01.2010

Госпошлина 
с 29.01.2010

Выдача государственных  регистрационных знаков  
на автомобили, в том числе взамен утраченных  
или пришедших в негодность

400 руб.

1500 руб.

Выдача государственных  регистрационных знаков  
на мототранспортные средства, прицепы,  
тракторы, самоходные дорожно-строительные и  
иные самоходные машины, в том числе взамен  
утраченных или пришедших в негодность

200 руб.

1000 руб.

Выдача паспорта транспортного  средства, в том  
числе взамен утраченного или пришедшего в  
негодность

100 руб.

500 руб.

Выдача свидетельства  о регистрации  
транспортного средства, в том числе взамен  
утраченного или пришедшего в негодность

100 руб.

300 руб.

Внесение изменений  в выданный ранее паспорт  
транспортного средства

20 руб.

200 руб.

Выдача государственных  регистрационных знаков  
транспортных средств "Транзит", в том числе  
взамен утраченных или пришедших в негодность  
изготавливаемых из расходных материалов на  
металлической основе, на автомобили

400 руб.

1000 руб.

Выдача государственных  регистрационных знаков  
транспортных средств "Транзит", в том числе  
взамен утраченных или пришедших в негодность  
изготавливаемых из расходных материалов на  
металлической основе, на мототранспортные  
средства, прицепы, тракторы, самоходные  
дорожно-строительные и иные самоходные машины

200 руб.

500 руб.

Выдача государственных  регистрационных знаков  
транспортных средств "Транзит", в том числе  
взамен утраченных или пришедших в негодность  
изготавливаемых из расходных материалов на  
бумажной основе

50 руб.

100 руб.

Выдача талона о прохождении  государственного  
технического осмотра, в том числе взамен  
утраченного или пришедшего в негодность

30 руб.

300 руб.

Информация о работе Транспортный налог