Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:21, шпаргалка
Структура бюджетной системы РФ. Понятие и основные характеристики консолидированного бюджета РФ. бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;Бюджетная систем
26. Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного Кодекса, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.Закон о бюджете принимается на финансовый год, вступает в силу со дня подписания и подлежит опубликованию после его принятия.Нормативные правовые акты не могут противоречить БК РФ. К бюджетным правоотношениям относятся:
1) отношения, которые возникают между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
2) отношения, которые возникают между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.БК РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.Президент РФ издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения. Указы Президента РФ не могут противоречить БК РФ и иным актам.Правительство РФ принимает нормативные правовые акты, которые будут регулировать бюджетные правоотношения.Федеральные органы исполнительной власти принимают акты, которые в дальнейшем будут регулировать бюджетные правоотношения. Органы государственной власти субъектов РФ принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения в пределах своей компетенции.Органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, которые регулируют бюджетные правоотношения в пределах своей компетенции.Международные договоры РФ применяются к бюджетным правоотношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.
27. ст 18Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и используется для составления и исполнения бюджетов. Наличие такой классификации обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы. Действующая бюджетная классификация была утверждена Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ» от 15 августа 1996 г. № П5-ФЗ.Классификация доходов бюджетов – группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по признаку источника и способа их получения.
Налоговые доходы: 1) налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; 2) налоги на имущество; 3) платежи за пользование природными ресурсами; 4) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкон. операции; 5) прочие налоги, пошлины, сборы.Неналоговые доходы: 1) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности; 2) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; 3) безвозмездные перечисления; 4) доходы целевых бюджетных фондов:
Функциональная классификация расходов бюджетов отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Она имеет четыре уровня: разделы (такие, как национальная оборона; международная деятельность; промышленность, энергетика и строительная индустрия и т.д.), подразделы, целевые статьи, виды расходов – и утверждается федер. Законом о федеральном бюджете на год.Экономическая классификация расходов – группировка расходов по их эк. содержанию. На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений. Все расходы дифференцируются на 3 группы: текущие расходы; капитальные расходы; предоставление кредитов за вычетом погашения.Классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов РФ включает: кредиты ЦБ РФ; гос. займы (выпуск гос. ценных бумаг: ГКО и др.); бюджетные ссуды; прочее.Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включает: кредиты международных финансовых организаций; внешние; изменение остатков средств федерального бюджета на счетах в банках в иностранной валюте; изменение золотого запаса в гос. фонде драгметаллов и драгоценных камней РФ; прочие источники.Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ: целевой заем 1990 г.; целевые вклады и чеки на автомобили; гос. внутренний заем РФ 1991 г.; гос. внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР; гос. внутренний заем 1992 г.; казначейские обязательства; гос. цен. бум., обеспеченные золотом; ГКО; государственные казначейские вексели и пр.Классификация видов гос. внешнего долга и гос. внешних активов РФ: 1) внешний долг СССР, принятый РФ; 2) внешний долг РФ; 3) внешний долг перед Союзом ССР; 4) внешний долг перед РФ; 5) чистая внешняя задолженность перед РФ.В каждой составляющей задолженности выделяется 3 объекта: международная фин. организация, правительства иностранных государств, иностранные коммерческие банки и фирмы.Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов.
28. Налоговая система – свод закон-ых актов гос-ва, устанавливающих
совокупность сущ-их н-гов, сборов, механизмы
их исчисления и методы контроля за их
взиманием.Н-говая система вкл. в
себя:1)Н-ги;2)Принципы их формир-ия;3)Методы
их установления;4)Изменения или отмена;5)Комплекс
мер по обеспеч-ию полноты и правильности
уплаты н-гов.Иерархия правовых актов
в области НО: 1.Конституция, 2.Международные
договора 3. НК РФ + ФЗ, вносящие изменения
в НК 4.Законадат-ые акты законодат-ых органов
на уровне субъекта РФ 5. Нормативные правовые
акты представительных органов местного
самоуправления. Центральное место занимает
НК РФ устанавливает систему н-гов и сборов,
а также общие принципы н-гообложения
в РФ.Современная н-г. система РФ характ-ся
след. чертами:- базирование на правовой
основе, все н-г. платежи вводятся и отменяются
только органами гос-ой власти;- построение
по единым принципам, единому механизму
исчисления и сбора платежей, единый контроль со стороны
н-г. органов. - предъявление плательщикам
одинаковых требований путем определения
перечня н-гов, унификации ставок, упорядочения
льгот и механизма их предоставления;-
обеспеч-ие более справедливого распределения
н-г. бремени между отдельными категориями
плательщиков, ЮЛ, усиление правовой защиты
их интересов.Принципы н-г. системы
РФ:Единства, Стабильности, Мобильности
и эластичности, Множественности.Структура налоговой системы определяется социально-экономическим
строем общества и гос-ва. Структура н-г.
системы может рассматриваться с точки
зрения:- соотношения прямых и косвенных
н-гов;Прямые н-ги взимаются в процессе накопления
материальных благ непосредственно с
дохода или имущества н-гоплательщика. Косвенные н-
.
29. Налог одно из основных понятий финансов,
его следует рассматривать как экономическое,
социальное и политическое явление. Существует
множество определений налогов. Налоговый
кодекс РФ дает след. Определение налога: Под налогом понимается
обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и муниципальных образований.Налоговый
кодекс разделает понятия налога и сбора
и дает след. Определение сбора « Под сбором понимается
обязательный взнос, взимаемый с организаций
и физических лиц, уплата которого является
одним из условий совершения в отношении
плательщиков сборов государственными
органами, органами местного самоуправления,
иными уполномоченными органами и должностными
лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных
прав или выдачу разрешений (лицензий)
Налоги выполняют одновременно пять основных
функций: фискальную, распределительную,
регулирующую, стимулирующую и контролирующую.Фискальная функция налогообложения — основная функция
налогообложения. Исторически наиболее
древняя и одновременно основная: налоги
являются преимущественной составляющей
доходов государственного бюджета. Реализация
функции осуществляется за счёт налогового
контроля и налоговых санкций, которые
обеспечивают максимальную собираемость
установленных налогов и создают препятствия
к уклонению от
уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу
государства. Благодаря данной функции
реализуется главное предназначение налогов:
формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения —
производные от фискальной. Во всяком
случае, наряду с чисто финансово-фискальными
целями налоги могут преследовать и другие,
например экономические или социальные.
Иначе говоря, финансовые цели, будучи
самыми существенными, не являются исключительными.Распределитель
30 В соответствии с Налоговым кодексом
РФ по каждому виду налога определяются
следующие его основные элементы:
субъект налога, или налогоплательщики и плательщики
сборов и пошлин - это физические и юридические
лица, которые в соответствии с налоговым
законодательством должны платить налоги,
а также уплачивать сборы и пошлины;объект налога – это то, что подлежит налогообложению.
Объектом налога являются имущество, прибыль
предприятия, доход, стоимость реализованных
товаров, выполненных работ, оказанных
услуг, другое экономическое основание,
имеющее стоимостную, количественную
или физическую характеристику, с наличием
которого у налогоплательщика законодательство
о налогах и сборах связывает возникновение
обязанности по уплате налога;источник налога – то из чего выплачивается доход. Например,
источником налога на заработную плату
является номинальная заработная плата
работника. Предприятия выплачивают свои
налоги частично из себестоимости, частично
из валовой прибыли, некоторые виды налогов
с предприятий взимаются из чистой прибыли;налоговая база – стоимостная, физическая или другие
характеристики объекта налогообложения.
Например, величина дохода, подлежащего
налогообложению, или срок использования
объекта (таможенные пошлины на автомобили);ставка налога - это величина налоговых начислений
на единицу измерения налоговой базы;
алоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая его субъектом;
налоговая льгота – это предоставление отдельным категориям
налогоплательщиков, предусмотренных
законодательством, преимуществ по сравнению
с другими плательщиками налогов, сборов
и пошлин. В качестве налоговой льготы
может использоваться необлагаемый минимум
налоговой базы; изъятие из обложения
отдельных элементов объекта налога; освобождение
от уплаты налога отдельных лиц или категорий
плательщиков; понижение налоговой ставки;
вычет из налогового оклада за расчетный
период; отсрочка (или рассрочка) взимания
налога. Применяются также целевые налоговые
льготы;налоговый период - это календарный год или другой период
времени применительно к отдельным налогам,
по окончании которого определяется налоговая
база и исчисляется сумма налога, подлежащая
уплате.Кроме перечисленных элементов,
Налоговый кодекс определяет сроки., порядок уплаты налогов,
штрафы и другие санкции за неуплату, и
несвоевременную уплату налогов.