Эволюция налоговой системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, установленные законодательством и осуществляемые плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему государства. Налоговые системы различаются по набору, способам взимания, ставкам налогов, финансовым полномочиям различных уровней власти. Принципы построения налоговых систем различаются в федеративных и унитарных государствах.
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоговая система является мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретические и методологические аспекты эволюции налоговой системы 5
Понятие и социально - экономическая сущность налогов 5
Понятие, элементы и принципы построения налоговой системы 12
Понятие и структура Федеральной налоговой службы 17
Анализ эволюции налоговой системы РФ 20
Предпосылки развития налоговой системы 20
Этапы формирования налоговой системы РФ 23
Роль Налогового кодекса в формировании налоговой системы 28
Эффективность действующей налоговой системы и пути ее эволюции 33
Характеристика современной налоговой системы Российской Федерации 33
Анализ эффективности действующей системы налогов и сборов 40
Основные направления развития налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 468.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

« ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Экономический факультет

Кафедра учета и финансов.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Эволюция налоговой системы в России

 

 

 

 

      Студент:

 

Научный  руководитель:                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                  3

  1. Теоретические и методологические аспекты эволюции налоговой системы                                                                                                                         5                                                                                                                   
    1. Понятие и социально - экономическая сущность налогов                  5
    2. Понятие, элементы и принципы построения налоговой системы    12
    3. Понятие и структура Федеральной  налоговой службы                    17
  2. Анализ эволюции налоговой системы РФ                                                    20
    1. Предпосылки развития налоговой системы                                       20
    2. Этапы формирования налоговой системы РФ                                   23
    3. Роль Налогового кодекса в формировании налоговой системы      28
  3. Эффективность действующей налоговой системы и пути ее эволюции   33
    1. Характеристика современной налоговой системы Российской Федерации                                                                                                        33
    2. Анализ эффективности действующей системы налогов и сборов   40
    3. Основные направления развития налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов                                               46                  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                          51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                54

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                         57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, установленные законодательством и осуществляемые плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему государства. Налоговые системы различаются по набору, способам взимания, ставкам налогов, финансовым полномочиям различных уровней власти. Принципы построения налоговых систем различаются в федеративных и унитарных государствах.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоговая система является мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют особенности состава и структуры налогообложения. Но какие бы основания ни выдвигались для расширения сферы налоговых изъятий, они не могут опровергнуть требований экономических законов.

Предметом исследования является правовое поле налоговой системы Российской Федерации – Налоговый кодекс РФ и предшествующие ему законы, согласно которым строилась налоговая система России до введения современной «Налоговой Конституции» страны, анализ налогового законодательства в его финансовых аспектах – его влияние на экономическое положение страны.

Объектом исследования является совокупность налоговых отношений Российской Федерации с точки зрения количественных и качественных характеристик.

Целью данной работы является выявление и обоснование путей совершенствования современной налоговой системы России на основе анализа общих принципов и экономических законов построения налоговой системы, структуры налоговой системы Российской Федерации, а также различных этапов становления и развития налогообложения в России.

Для достижения указанной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

  • определить сущность и теоретические принципы построения налоговой системы;
  • проследить и провести анализ эволюционного развития системы налогообложения в России в различные периоды;
  • определить пути дальнейшего развития и совершенствования налоговой системы РФ.

Структура данной работы обусловлена целями и задачами. В первой главе работы рассматриваются теоретические и методологические основы построения и функционирования налоговой системы в целом, а также затронуты вопросы эффективности налоговой системы. Вторая глава посвящена исследованию истории становления налоговой системы в России и функционированию современной налоговой системы Российской Федерации. Это дает возможность провести сравнительный анализ современной налоговой системы России и общих принципов построения налоговых отношений. В третьей главе рассматриваются проблемы современной налоговой системы и предлагаются меры и пути совершенствования действующей налоговой системы РФ.

1. Теоретические и методологические  аспекты эволюции налоговой системы

1.1. Понятие и социально – экономическая сущность налогов

 

Налоги — необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

 Взимание  налогов – древнейшая функция  и одно из основных условий  существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого - минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

 В условиях  рынка налоги становятся важным  элементом бюджетных отношений. В далеком прошлом налоги взимались  в натуральной форме, сегодня - преимущественно  в денежной форме. Источником  налога является валовой внутренний  продукт, т.е. добавленная стоимость всего объема товаров и услуг во всех сферах экономики страны в течение определенного периода. Мобилизованная часть созданного ВВП помощью налогов становится собственностью государства, в результате налоги выступают инструментами перераспределения ВВП.

 Как участник  перераспределительного процесса  налоги входят в систему производственных  отношений и выступают в роли  экономической категории. Как экономическая  категория налоги объективны (существуют  вне человеческого сознания) и  представляют собой отчуждение доли собственности физических и юридических лиц в денежном выражении в пользу государственной власти. То же время субъективное начало налогов проявляется в возможностях властных структур изменять тяжесть налогов, приспосабливая их к своей финансовой политике. Это свидетельствует о том, что налоги являются финансовой категорией. [2]

 Налоговый  кодекс РФ определяет налоги  как, обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме  отчуждения принадлежащих им  на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

 Для характеристики  налога необходимо выделить те  специфические признаки, которые позволяют определить условия и порядок его существования как категории. Так, налогам присущи следующие характерные черты, которые закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в сфере налоговой деятельности государства:

  • императивность, которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно внести часть своего дохода (согласно закону), а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;
  • смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления), обезличивается и используется государством по своему усмотрению;
  • безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит никаких прав, в том числе права на участие в распределении отданной части своего дохода;
  • легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций. [14]

Социально-экономическая сущность налогов, их внутреннее содержание и общественное назначение раскрываются через их функции. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента самостоятельного распределения доходов.

 Следует отметить, что в отечественной и зарубежной  литературе единое мнение по  вопросу трактовки «функций» налога отсутствует. Так, в учебном пособии «Налоги» под редакцией Д. Г. Черника отмечается, что налоги выполняют главную распределительную функцию, контрольную функцию и стимулирующую подфункцию.

 Большинство  же авторов считают, что в условиях рыночных отношений налогам присущи, пять основных функций: фискальная, регулирующая, социальная, контрольная и стимулирующая, каждая из которых отражает отдельную сторону этой экономической категории (рис.1).

Рассмотрим эти функции подробней:

 Фискальная функция (финансирование государственных расходов) - является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, так как главное предназначение налога — образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций — обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач, создания и поддержания единой коммуникационной структуры.

 

Функции налогов

 

Фискальная

 

Стимулирующая

 

Регулирующая

 

Распределительная

 

Контрольная

 

Дисциплинарная


 

Рисунок 1 - Функции налога.

 

Регулирующая функция. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по регионам страны.

Информация о работе Эволюция налоговой системы в России