Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 11:23, курсовая работа
Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, установленные законодательством и осуществляемые плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему государства. Налоговые системы различаются по набору, способам взимания, ставкам налогов, финансовым полномочиям различных уровней власти. Принципы построения налоговых систем различаются в федеративных и унитарных государствах.
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоговая система является мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретические и методологические аспекты эволюции налоговой системы 5
Понятие и социально - экономическая сущность налогов 5
Понятие, элементы и принципы построения налоговой системы 12
Понятие и структура Федеральной налоговой службы 17
Анализ эволюции налоговой системы РФ 20
Предпосылки развития налоговой системы 20
Этапы формирования налоговой системы РФ 23
Роль Налогового кодекса в формировании налоговой системы 28
Эффективность действующей налоговой системы и пути ее эволюции 33
Характеристика современной налоговой системы Российской Федерации 33
Анализ эффективности действующей системы налогов и сборов 40
Основные направления развития налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
« ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Кафедра учета и финансов.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Эволюция налоговой системы в России
Студент:
Научный руководитель:
Челябинск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, установленные законодательством и осуществляемые плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему государства. Налоговые системы различаются по набору, способам взимания, ставкам налогов, финансовым полномочиям различных уровней власти. Принципы построения налоговых систем различаются в федеративных и унитарных государствах.
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоговая система является мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют особенности состава и структуры налогообложения. Но какие бы основания ни выдвигались для расширения сферы налоговых изъятий, они не могут опровергнуть требований экономических законов.
Предметом исследования является правовое поле налоговой системы Российской Федерации – Налоговый кодекс РФ и предшествующие ему законы, согласно которым строилась налоговая система России до введения современной «Налоговой Конституции» страны, анализ налогового законодательства в его финансовых аспектах – его влияние на экономическое положение страны.
Объектом исследования является совокупность налоговых отношений Российской Федерации с точки зрения количественных и качественных характеристик.
Целью данной работы является выявление и обоснование путей совершенствования современной налоговой системы России на основе анализа общих принципов и экономических законов построения налоговой системы, структуры налоговой системы Российской Федерации, а также различных этапов становления и развития налогообложения в России.
Для достижения указанной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
Структура данной работы обусловлена целями и задачами. В первой главе работы рассматриваются теоретические и методологические основы построения и функционирования налоговой системы в целом, а также затронуты вопросы эффективности налоговой системы. Вторая глава посвящена исследованию истории становления налоговой системы в России и функционированию современной налоговой системы Российской Федерации. Это дает возможность провести сравнительный анализ современной налоговой системы России и общих принципов построения налоговых отношений. В третьей главе рассматриваются проблемы современной налоговой системы и предлагаются меры и пути совершенствования действующей налоговой системы РФ.
1. Теоретические и
1.1. Понятие и социально – экономическая сущность налогов
Налоги — необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого - минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
В условиях
рынка налоги становятся
Как участник
перераспределительного
Налоговый кодекс РФ определяет налоги как, обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Для характеристики налога необходимо выделить те специфические признаки, которые позволяют определить условия и порядок его существования как категории. Так, налогам присущи следующие характерные черты, которые закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в сфере налоговой деятельности государства:
Социально-экономическая сущность налогов, их внутреннее содержание и общественное назначение раскрываются через их функции. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента самостоятельного распределения доходов.
Следует отметить,
что в отечественной и
Большинство же авторов считают, что в условиях рыночных отношений налогам присущи, пять основных функций: фискальная, регулирующая, социальная, контрольная и стимулирующая, каждая из которых отражает отдельную сторону этой экономической категории (рис.1).
Рассмотрим эти функции подробней:
Фискальная функция (финансирование государственных расходов) - является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, так как главное предназначение налога — образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций — обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач, создания и поддержания единой коммуникационной структуры.
Функции налогов |
Фискальная |
Стимулирующая |
Регулирующая |
Распределительная |
Контрольная |
Дисциплинарная |
Рисунок 1 - Функции налога.
Регулирующая функция. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по регионам страны.