Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 22:09, курсовая работа
Цели исследования - теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения, выявление перспектив и путей дальнейшего развития такого налогообложения.
Для достижения целей ставились следующие задачи:
изучить исторические аспекты возникновения налога на имущество организаций;
определить основные характеристики элементов налога на имущество организаций;
проанализировать применение льгот по налогу на имущество организаций
Не признаются налогоплательщиками российские и иностранные организации, не имеющие объектов налогообложения на балансе, т.е. не имеющие имущества, указанного в ст. 374 НК РФ.
Не являются плательщиками рассматриваемого налога организации, применяющие специальные режимы налогообложения в порядке, предусмотренном НК РФ. Так, в соответствии с гл. 26.1 НК РФ система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей предусматривает замену уплаты, в частности, налога на имущество организаций уплатой единого сельскохозяйственного налога.
Согласно п. 1.1 ст. 373 НК РФ не признаются налогоплательщиками организаторы Олимпийских и Параолимпийских игр в отношении имущества, используемого в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, на которых возложена обязанность уплачивать налоги, а филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности головных по уплате налогов по месту нахождения их филиалов и иных обособленных подразделений.
Поскольку филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются самостоятельными плательщиками налога на имущество организаций, уплата налога и представление налоговой отчетности за эти структурные подразделения должны производиться законным представителем организации либо через ее уполномоченного представителя. Полномочия представителя организации должны быть подтверждены доверенностью, выдаваемой организацией на его имя в установленном гражданским законодательством порядке (ст. 29 НК РФ).
Объектом налогообложения признается:
Не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций земельные участки, поскольку они облагаются земельным налогом, а также иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы), относящиеся к основным средствам.
Кроме того, не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в стране.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднегодовая стоимость имущества организации.[12, C. 384]
Для целей налогообложения имущество учитывается по остаточной стоимости в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.
Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Налоговой базой в отношении объектов недвижимости имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные правительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.
2 Анализ поступлений налога на имущество организаций в бюджет Волгоградской области
В целях создания условий для улучшения инвестиционного климата в области, повышения заинтересованности в увеличении производства товаров и услуг, активизации привлечения и эффективного использования материальных, финансовых ресурсов и передовых технологий, организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Волгоградской области, представляются налоговые льготы.
Структура льготного налогообложения по налогу преимущественно складывается в отношении бюджетных учреждений и организаций являющихся органами законодательной (представительной) и исполнительной власти, а также муниципальных образований.
Предоставленные льготы по налогу на имущество организаций на региональном уровне представлены в таблице 1 [16]
Таблица 1 – Предоставленные льготы по налогу на имущество организации за 2009, 2010, 2011 гг.
Наименование налоговых льгот |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Суммы налога на имущество
организаций, не поступивших в бюджет
в связи с предоставлением
налогоплательщикам налоговых льгот, установленных законом
Волгоградской области – от |
7 470 813 |
6 840 338 |
5 999 079 |
в том числе: |
|||
По льготам, установленным законом Волгоградской области – от 28.11.2003 № N 888-ОД - всего |
3 265 455 |
1 421 641 |
0 |
По льготам, установленным законом Волгоградской области – от 28.11.2003 № N 888-ОД - всего |
224 593 |
260 035 |
374 593 |
организации, осуществляющие лесозаготовки, и (или) предоставляющие услуги в области лесозаготовок, и (или) занимающиеся сбором дикорастущих и недревесных лесопродуктов |
11 705 |
23 483 |
22 410 |
Продолжение таблицы 1 | |||
редакции средств массовой информации, учрежденных в автономном округе, независимо от их формы собственности, в которых информация рекламного характера не превышает 40 процентов объема отдельного номера периодического издания, а в телерадиопрограммах - 25 процентов объема вещания и которые не содержат информации эротического характера |
904 |
1 182 |
1 025 |
организации Всероссийского общества инвалидов, их предприятия и обособленные подразделения, являющиеся юридическими лицами |
0 |
0 |
1 |
организации, занимающиеся производством хлеба, и (или) сухих хлебобулочных изделий, и (или) мучных кондитерских изделий; |
3 080 |
2 850 |
2 656 |
организации, занимающиеся производством растительных и животных масел и жиров и (или) производством молочных продуктов; |
58 |
57 |
0 |
лизинговые организации |
28 577 |
43 014 |
78 655 |
организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса |
175 808 |
168 417 |
263 747 |
организации, занимающиеся обработкой древесины и производством изделий из дерева и пробки и (или) производством мебели |
4 461 |
10 375 |
6 099 |
По льготам, установленным законом Волгоградской области – от 28.11.2003 № N 888-ОД - всего |
3 980 765 |
5 158 662 |
5 624 486 |
бюджетные учреждения Волгоградской области и муниципальных образований, в отношении имущества, закрепленного за ними учредителем и приобретенного ими за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества |
2 051 799 |
3 258 780 |
3 779 886 |
органы законодательной (представительной) и исполнительной власти автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа |
1 926 372 |
1 784 242 |
856 524 |
общественные организации, осуществляющие свою деятельность за счет целевых взносов граждан, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность |
2 594 |
1 099 |
1 413 |
По данным таблицы 1, видно, что в результате использования льгот сумма, не поступившая в бюджет округа, в 2009 году составила 7471 млн. руб., по итогам 2010 года - 6841 млн. руб., в 2011 – 5999 млн. руб.
Структура налоговых
льгот, установленных региональным
законодательством, постоянно изменяется
в связи с вносимыми изменениям
- 63 % в 2009 году составляет льгота установленная законом Волгоградской области – от 28.11.2003 № N 888-ОД для бюджетных и муниципальных учреждений Волгоградской области в отношении имущества, закрепленного за ними учредителем и приобретенного ими за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества, в 2008 году сумма по данной льготе составляла 45 %;
- 14 % в 2009 году составляет льгота установленная законом Волгоградской области – от 28.11.2003 № N 888-ОД для органов законодательной (представительной) и исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области (в 2008 -24 %);
16,5% в 2009 году составляет льгота установленная законом № N 888-ОД для организаций, реализующих инвестиционные проекты, включенные в установленном порядке Правительством законом Волгоградской области, в 2008 году сумма по данной категории составляла 1,6 %.
- 6% в 2009 году составляет льгота установленная законом № N 888-ОД, представляемая отдельным категориям налогоплательщиков, в размере 50 процентов от суммы налога, в 2008 году сумма по данной категории составляла 3,6 процентов.
За рассматриваемый период не воспользовались предоставленными льготами следующие категории налогоплательщиков:
С 1 января 2012 года налоговые преференции будут даны тем нефтегазовым организациям, которые намерены ввести в разработку новые углеводородные месторождения с 1 января 2011 года. Это позволит стимулировать освоение новых лицензионных участков, а также нарастить новое недвижимое имущество. [4, C. 56]
В целом новации по налогу на имущество позволят привлечь в бюджет автономного округа дополнительные доходы в 2011 году – более 300 млн рублей, в 2012 году – 385 млн, в 2013 году 1 млрд 652 млн рублей.
2.2 Анализ поступлений и задолженности налога на имущество организаций в бюджет
Налоговые платежи – основной доход государства, который затем перераспределяется на различные нужды. Важным является планирование налоговых поступлений, поскольку от этого зависит планирование и расходов, которые понесет государство. Выполнение плана по сбору налогов возложено на налоговые органы, которые не только предоставляют данные для прогнозов, но и отслеживают выполнение налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами, а также непосредственно собирают налоги и осуществляют контроль.
Оперативные данные об итогах поступлений налогов и сборов демонстрируют положительную динамику формирования налоговых доходов бюджетной системы, что является суммарным результатом успешной работы налоговых органов и общим подъемом экономики.
К наиболее существенному фактору, оказавшему позитивное влияние на поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей относится рост мировых цен на энергоносители на фоне незначительного снижения физических объемов добычи нефти.
Доходная часть бюджета Волгогр
Структура налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура налоговых доходов бюджета области
Поступление налога на имущество организаций в региональный бюджет, его изменение и темпы роста представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Анализ поступлений налога на имущество организации
Наименование поступлений |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Измен. (2011; 2010 гг.) |
Темп роста, % (2011; 2010 гг.) |
Всего поступило налогов и сборов во все уровни бюджета, тыс. руб. |
927 564 458 |
1291 314 364 |
817 082 855 |
-474 231 409 |
63,3 |
Поступило налогов и сборов в региональный бюджет округа, тыс. руб. |
175 092 059 |
228 056 357 |
176 601 867 |
-51 454 490 |
77,4 |
Поступило налога на имущество организации, тыс. руб. |
16 319 785 |
20 114 487 |
26 186 794 |
+6 072 307 |
130,2 |
Удельный вес налога на имущество организации в общем объеме поступлений, % |
1,8 |
1,6 |
3,2 |
+1,6 |
200 |
Удельный вес налога
на имущество организации в |
9,3 |
8,8 |
14,8 |
+6 |
168,2 |
Информация о работе Экономическая сущность налога на имущество организаций