Административная ответственность за нарушение налогового законодательства как один из видов административной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 14:13, реферат

Краткое описание

Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые нарушения. Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации. В условиях формирования в России рыночных отношений, многообразия форм собственности, становления защиты экономических прав человека правовая ответственность основывается на новых принципах. Дальнейшее развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению норм об ответственности за налоговые нарушения. Для понимания пределов полномочий налоговых органов, прав и обязанностей налогоплательщиков важно анализировать их правов

Содержание

1. Введение.
2. Административная ответственность как один из видов юридической ответственности.
2.1. Понятие административной ответственности.
2.2. Законодательная основа административной ответственности.
2.3. Административное правонарушение и наступление административной ответственности.
2.4. Виды административных взысканий. Наложение административного взыскания.
2.5. Административная ответственность юридических лиц.
3. Нарушение налогового законодательства как один из видов административного правонарушения.
4. Споры, связанные с применением налогового законодательства.
4.1. Практика Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
4.2. Споры с участием граждан-предпринимателей.

Вложенные файлы: 1 файл

административная отв-ть.doc

— 347.50 Кб (Скачать файл)

150.2. Незаконная продажа товаров или иных предметов;            

158. Мелкое хулиганство;                                         

162.  Распитие  спиртных  напитков в  общественных местах  или появление в общественных местах в пьяном виде;                        

165.  Злостное  неповиновение  законному  распоряжению   или  требованию работника милиции или народного дружинника;                 

166.1.  Нарушение  законодательства  Российской  Федерации  о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.         

Примечание.  В этом  перечне пропущена  статья 151,  которая, хотя формально  еще  и не  отменена, но  фактически уже  утратила юридическую силу.  По всем  вышеназванным статьям,  кроме статьи  166.1, минимальный срок исправительных работ установлен 1 месяц.             

В  настоящее  время исправительные  работы как  мера административного взыскания применяются крайне редко.           

Административный  арест   устанавливается  и   применяется  лишь в исключительных  случаях за  отдельные виды  административных правонарушений на срок  до 15  суток. Административный  арест назначается судом (судьей).                                                

Административный  арест  не  применяется:  к  беременным  женщинам;  женщинам  имеющим детей  в возрасте  до 12  лет; к  лицам, не достигшим 18 лет; к инвалидам 1 и 2 групп.[18]

КоАП  РСФСР  предусматривает  административный  арест  в статьях:                                                               

44.   Незаконные   приобретение   или   хранение   наркотических средств  в  небольших   размерах  либо   потребление  наркотических средств без назначения врача;                                     

158. Мелкое хулиганство;                                       

162. Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде;                    

165.  Злостное неповиновение  законному распоряжению  или требованию работника милиции или народного дружинника;              

165.1. Проявление неуважения к суду;                           

165.5. Неповиновение работнику милиции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общественности;            

165.8. Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел или другого гражданина при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации.

Применение  административного  ареста не  влечет судимости  и не является основанием для увольнения с работы.                       

Взыскание  за  административное  правонарушение  может  быть наложено  только  в  пределах,  установленных  нормативным правовым актом, предусматривающим ответственность за  совершенное правонарушение, и только в точном  соответствии с  действующим законодательством. [19]

При наложении административного взыскания учитываются:         

  - характер совершенного правонарушения,                        

  - личность правонарушителя,                                    

  - степень вины правонарушителя,                                

  - имущественное положение правонарушителя,                     

  - обстоятельства, смягчающие ответственность.                  

  - обстоятельства, отягчающие ответственность.                  

Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение:                                        

  - чистосердечное раскаяние виновного;                          

   предотвращение виновным вредных последствий правонарушения;                                                            

  - добровольное возмещение виновным ущерба или устранение причиненного вреда;                                                

-  совершение  правонарушения  под  влиянием  сильного  душевного волнения либо при  стечении тяжелых  личных или  семейных обстоятельств;                                                        

  - совершение правонарушения несовершеннолетним;                

  - совершение правонарушения беременной женщиной;               

   совершения правонарушения женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 1 года.                                             

  Законодательством  Российской  Федерации  могут  быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное  правонарушение.  Помимо  этого орган  или должностное лицо,  решающее  дело  об административном  правонарушении, может признать смягчающими и  те обстоятельства,  которые не  указаны в законодательстве, то есть законодательный перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим. [20]

Обстоятельства,   отягчающие   ответственность   за   административное правонарушение:                                         

    - продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

   - повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию;                                                             

    - совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;                                                          

    - вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;            

    - совершение правонарушения группой лиц;                      

    - совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;                     

-  совершение  правонарушения  в  состоянии  опьянения  (орган или должностное лицо, налагающее  административное взыскание,  в зависимости  от  характера  административного правонарушения  может не признать данное обстоятельство отягчающим).                      

    В отличие от перечня обстоятельств, смягчающих ответственность, перечень обстоятельств,  отягчающих ответственность,  является исчерпывающим, то есть  орган или  должностное лицо,  налагающее административное взыскание, не может выйти  за пределы  этого перечня.  [21]                                                            

Как видно из предыдущего текста, факт повторного совершения административного правонарушения является отягчающим обстоятельством   лишь  при   одновременном  выполнении   всех  следующих условий:                                                  

  -  вновь  совершенное  административное  правонарушение  однородно составу  (квалификации)  с  предыдущим  административным правонарушением;                                                      

    - новое административное правонарушение совершено до истечения года с момента совершения предыдущего;                       

    - за предыдущее административное правонарушение лицо было подвергнуто административному взысканию.                         

  Если хотя бы одно из этих обстоятельств  отсутствует, то  факт повторности  административного  правонарушения  не  является отягчающим  обстоятельством  при  оценке  вновь   совершенного  административного  правонарушения.  В частности,  если составы  предыдущего и нового   административных   правонарушений   предусмотрены  разными правовыми  нормами   (разными,  имеющими   самостоятельные  санкции статьями  КоАП  РСФСР  или  другого  нормативного  правового  акта, предусматривающего административную ответственность, повторности административного правонарушения не будет являться отягчающим обстоятельством. Не будет являться  таким обстоятельством  и  повторение  административного  правонарушения  (такого же, как и ранее  совершенное), если  за предыдущее  на правонарушителя не было своевременно наложено административное взыскание. [22]

Когда  речь  идет   о  совершении   административного  правонарушения  группой  лиц,  как  обстоятельстве,  отягчающем  ответственность за это правонарушение, то при этом имеется в виду объединение  несколькими  лицами  своих усилий  для совершения  одного и того  же  административного  правонарушения.  Самостоятельное  совершение  даже  однородных  по  составу  административных правонарушений несколькими лицами не  является для  каждого из  них отягчающим обстоятельством.

За   одно   административное   правонарушение  может   быть  наложено  либо  одно  основное  либо  одно  основное  и  одно  дополнительное взыскание, предусмотренные за данное правонарушение.    

Это  правило  не исключает  применения к  правонарушителю наряд с  мерой  административной  ответственности  также и  мер дисциплинарной и(или) материальной  ответственности, если  они предусмотрены  для  конкретного  правонарушения  нормативными  правовыми актами.  Например, согласно  Кодексу законов  о труде  Российской Федерации  возмещение  ущерба, причиненного  работником предприятию,  учреждению,   организации,  производится   независимо  о привлечения  работника   к  дисциплинарной,   административной  или уголовной ответственности за  действие (бездействие),  которым причинен ущерб.                                                      

Если одно и  то же  лицо совершило  два или  более административных  правонарушений,  то  административное взыскание  налагается за каждое правонарушение в отдельности.                              

Однако, если одно и то же  лицо совершило  несколько административных  правонарушений,  дела  о которых  одновременно рассматриваются одним и тем же  органом (должностным  лицом), то  взыскание на это лицо налагается лишь  в пределах  санкции, установленной  за более  серьезное  правонарушение,  то есть  за то  правонарушение (из числа  рассматриваемых),  за  которое установлено  наиболее суровое административное  взыскание.  В этом  случае к  основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных  взысканий, предусмотренных статьями  об ответственности  за любое  из совершенных правонарушений.                                                 

Таким образом, если выяснилось, что одно и  то же  лицо совершило   несколько    административных   правонарушений,    то   на него   может  быть   наложено  одновременно   несколько  основных административных   взысканий   только,   если   одновременно  выполняются все следующие условия:                                

составы    правонарушений    предусмотрены    разными   правовыми нормами  (разными,  имеющими самостоятельные  санкции статьями КоАП РСФСР или другого  нормативного правового  акта, предусматривающего административную ответственность), то есть каждое правонарушение квалифицировано по отдельной  статье законодательства об  административных правонарушениях,  отличной от  статей квалификации других правонарушений;                                  

    - по каждому правонарушению не истек срок давности привлечения к административной ответственности;                         

    - за эти правонарушения (в целом и по отдельности) еще не были наложены административные взыскания;                            

    - дела о нескольких административных правонарушениях не рассматриваются одновременно одним и тем же уполномоченным органом (должностным лицом).                                        

При  рассмотрении  дела  о совокупности  административных правонарушений  надлежит  выяснить, действительно  ли имеют  место несколько  административных  правонарушений,  или  же  имеет место лишь одно административное  правонарушение, но  продолжаемое или длящееся.                                                        

Правонарушение  оценивается   как  продолжаемое,   если  состоит из ряда сходных по направленности и содержанию  действий, направленных к общей цели и образующих  в совокупности  единое правонарушение.                                                        

Правонарушение   оценивается   как  длящееся,   если  непрерывно осуществляется в течение какого-то, более или менее продолжительного периода времени.  Например, неисполнение  руководителем требований  налоговой инспекции  об устранении  выявленных нарушений налогового законодательства.                                    

Если же выяснилось, что имеют место несколько административных правонарушений, то надлежит выяснить, имеют место несколько самостоятельных правонарушений  или повторение  одного и  того же правонарушения.  Повторение  является  отягчающим обстоятельством, но лишь при условиях, названных выше.                            

Если  при  рассмотрении  дела  о  совокупности административных правонарушений выяснилось,  что фактически  имеет место  одно продолжаемое  административное  правонарушение,  или   одно  длящееся административное  правонарушение,  или повторение  однородного административного  правонарушения,   то  на   правонарушителя  может быть наложено только либо  одно основное  либо одно  основное плюс одно дополнительное взыскание.                                   

Примечание.  Применительно   к  преступлениям   различие  между длящимися  и  продолжаемыми  преступлениями  разъяснено  в  постановлении  Пленума  Верховного  Суда  СССР от  04.03.29 "Об условиях  применения давности  и амнистии  к длящимся  и продолжаемым преступлениям" (в  ред.  постановления  пленума  Верховного  Суда СССР от 14.03.63 №1), согласно которому:                        

Информация о работе Административная ответственность за нарушение налогового законодательства как один из видов административной ответственности