Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 14:13, реферат
Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые нарушения. Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации. В условиях формирования в России рыночных отношений, многообразия форм собственности, становления защиты экономических прав человека правовая ответственность основывается на новых принципах. Дальнейшее развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению норм об ответственности за налоговые нарушения. Для понимания пределов полномочий налоговых органов, прав и обязанностей налогоплательщиков важно анализировать их правов
1. Введение.
2. Административная ответственность как один из видов юридической ответственности.
2.1. Понятие административной ответственности.
2.2. Законодательная основа административной ответственности.
2.3. Административное правонарушение и наступление административной ответственности.
2.4. Виды административных взысканий. Наложение административного взыскания.
2.5. Административная ответственность юридических лиц.
3. Нарушение налогового законодательства как один из видов административного правонарушения.
4. Споры, связанные с применением налогового законодательства.
4.1. Практика Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
4.2. Споры с участием граждан-предпринимателей.
на должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей за непредставление, несвоевременное представление в налоговый орган отчета по форме приложения № 8 к инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 № 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"
на должностных лиц организаций за непредставление расчета суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) по ценам не выше себестоимости, безвозмездно или в результате обмена, указанного в пункте 2.5 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в 6юджет налога на прибыль предприятий и организаций"
на индивидуальных предпринимателей, за невыполнение требования об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, в том числе положений статьи 20 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", предусматривающей обязанности предпринимателей, являющихся источником дохода, своевременно и правильно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц (штраф от 2,5 до 5 МРОТ) (законодательством не предусмотрено привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности за неудержание подоходного налога с граждан, получающих от него доходы, облагаемые налогом по названному закону)
Обжалование действий должностных лиц госналогинспекций, связанных с наложением административного взыскания, производится в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Федеральным органам налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах полномочий, предоставленных законодательством федеральным органам налоговой полиции, осуществлять административное задержание и применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
Вред, причиненный гражданам и юридическим лицам противоправными действиями сотрудника налоговой полиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном уголовным и гражданским законодательством. Действия сотрудника налоговой полиции могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в вышестоящие органы налоговой полиции, прокуратуру или суд.
Федеральным органам налоговой полиции предоставлено право налагать административные штрафы на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан, не выполняющих требования должностных лиц федеральных органов налоговой полиции, реализующие следующие права последних:
- беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их;
- выносить в качестве предупредительной меры письменные предостережения должностным лицам, а также гражданам с требованиями устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей, предоставления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости - восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика, контролировать выполнение этих требований;
- проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;
- вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции;
- получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей (если законом не установлен специальный порядок получения такой информации);
- использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи и транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам, для предотвращения налоговых преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении (по требованию владельцев этих средств им возмещаются убытки и расходы).
За соответствующие правонарушения на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан налагаются административные штрафы в размере до 100 МРОТ.
Решения о наложениях штрафов и их размерах принимаются начальниками федеральных органов налоговой полиции и их заместителями.
Примечание 1. 0 штрафах, взыскиваемых налоговыми органами.
Изначально госналогинспекциям было предоставлено право в бесспорном порядке взыскивать в бюджет суммы штрафов с юридических лиц, но недавно ситуация изменилась. В настоящее время, как разъяснено в письме Госналогслужбы России от 08.01.98 № ВП-б-11/4 (в связи с принятием Конституционным судом Российской Федерации определения от 06.11.97 № 111-О), при оформлении акта (решения) налоговой инспекции о применении мер финансовой ответственности к налогоплательщику за нарушение налогового законодательства нужно исключать указание о взыскании в бесспорном порядке сумм сокрытого или заниженного дохода (прибыли), а также иных штрафов, предусмотренных статьей 13 Закона РФ ом 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российского Федерации". Взамен этот акт (решение) должен содержать предложение о добровольной уплате начисленных сумм штрафов. Если юридическое лицо не внесло эти суммы в установленный актом (решением) срок, то налоговый орган предъявляет в арбитражный суд соответствующие иски о взыскании.
Относительно налоговой полиции Конституционный Суд Российской Федерации еще ранее своим постановлением от 17.12. 96 № 20-П "По делу о проверке конституционности п.п.2 и 3 ч.1 ст.11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" признал положения п.п.2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24.0б.9З "О федеральных органах налоговой полиции", предоставляющие федеральным органам налоговой полиции право на основании ст. 7 (п.п.8,9) и ст.8 Закона РСФСР от 21.03.91 "О Государственной налоговой службе РСФСР" и ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия, не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (ч.3) ,45, 4б (~ч.1,2).
Что же касается административных штрафов, налагаемых госналогинспекциями на физических лиц, то их взыскание изначально производилось и производится только в судебном порядке.
Примечание 2. Об исправлении отчетных данных.
Нынешние правила бухгалтерского учета и отчетности и налоговое законодательство настолько сложны, что ошибки в работе бухгалтера стали весьма вероятными. Поэтому нужно знать позицию налоговых органов по отношению к тому, что действительно сделано по ошибке, а не по умыслу.
Позиция Госналогслужбы России по отношению к ошибкам определена ее письмом от 14.12.9б № 09-02-07, из которого следует, что:
техническая ошибка - это любая ошибка при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленная налогоплательщиком до проверки (камеральной или документальной) налоговым органом;
к технической ошибке могут быть отнесены любые допущенные налогоплательщиком занижения финансовых результатов при исчислении налогооблагаемой базы и налогов, если это не являлось преднамеренным нарушением, сделанным в связи с уплатой налогов;
если налогоплательщик самостоятельно, до проверки налоговым органом, выявил ошибки и в установленном порядке внес исправления в бухгалтерскую отчетность, расчеты по налогам и платежам и в эти же сроки произвел уплату причитающихся сумм в бюджет, то пени с налогоплательщика не взыскиваются;
при несвоевременной уплате причитающихся налоговых платежей с налогоплательщика взыскиваются пени в общеустановленном порядке, начиная с установленного срока уплаты.
Если организация самостоятельно и до проверки налоговым органом выявила ошибки, в результате которых в бюджет не были уплачены или были не полностью уплачены суммы налогов и других обязательных платежей, и при этом внесла в установленном порядке исправления в бухгалтерскую отчетность и в расчеты по налогам и платежам, то к этой организации не применяются финансовые санкции, предусмотренные подпунктом 1а статьи 13 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 "О6 основах налоговой системы в Российской Федераций" (посл. ред.), согласно которому налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных законом случаях несет ответственность в виде взыскания с него всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - соответствующей суммы и штрафа в 2-кратном размере этой суммы; если же судом установлен факт умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли), то приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в 5-кратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли).
Аналогично, если организация в установленные сроки представила в налоговый орган свои расчеты по налогам и платежам, а затем в связи с самостоятельным выявлением ошибок, в результате которых в бюджет не были уплачены или были не полностью уплачены суммы налогов, внесла до проверки налоговым органом соответствующие исправления в бухгалтерскую отчетность и в расчеты по налогам, то к этой организации не применяются финансовые санкции, предусмотренные подпунктом 16 статьи 13 указанного Закона РФ, согласно которому налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных законом случаях несет следующую ответственность: за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, - штраф в размере 10% от доначисленных сумм налога;
за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога, - штраф в размере 10% от причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога.
Если организация самостоятельно, до осуществления проверки налоговыми органами, исправила свои ошибки учета объекта налогообложения в документах для исчисления налогов, то руководители организации к административной ответственности не привлекаются.
Пример
При проверке предприятия оптовой торговли налоговый орган установил, что в течение проверяемого периода налогоплательщик допускал ошибки при исчислении и уплате в бюджет НДС. Впоследствии предприятие внесло соответствующие исправления в бухгалтерскую отчетность и в расчеты по НДС и на момент проверки не имело неучтенных оборотов, подлежащих обложению НДС. Тем не менее налоговый орган применил к предприятию финансовые санкции за неполный учет объекта налогообложения по итогам конкретных налогооблагаемых периодов. Предприятие обжаловало решение (акт) налогового органа, мотивируя свою позицию тем, что на момент проверки им были внесены необходимые исправления в отчетные документы.
Арбитражный суд удовлетворил иск, руководствуясь пунктом 1З указа Президента России от 08.05.96 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", согласно которому не являются налоговыми нарушениями технические ошибки, допущенные при расчете налоговых платежей, но самостоятельно выявленные налогоплательщиком и своевременно доведенные им до сведения налоговых органов. Применение к организации финансовой санкции, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации, было признано необоснованным, поскольку на момент проверки допущенные ранее при расчетах НДС ошибки были устранены путем внесения соответствующих исправлений в бухгалтерскую отчетность и расчеты по НДС.