Бюджетно-налоговая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является:
1) Рассмотрение теоретической основы бюджетно-налоговой политики.
2) Исследование бюджетной системы РФ, ее доходов и расходов. Для этого будут рассмотрены принципы оказания финансовой помощи, а также состояние федерального бюджета на 2003 - 2005 гг.
3) Действие современной налоговой системы РФ, ее проблемы и пути совершенствования налогообложения субъектов социального страхования.

Содержание

Введение. (стр. 3)


1. Бюджетно-налоговая политика: кейнсианский и неоклассический подходы. (стр. 4-18)
1.1 Кейнсианская теория фискальной политики, направленная на совокупный спрос. (стр. 4-14)
1.2 Неоклассическая теория фискальной политики, направленная на совокупное предложение. (стр. 15-16)
1.3 Кривая Лаффера. (стр. 17-18)

2. Бюджетно-налоговая политика России.
1.1 Бюджетная система РФ (стр. 19-24)
1.2 Налоговая система РФ (стр. 25-32)


Заключение. (стр. 33)

Список литературы. (стр. 35)

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегия бюджетно-налоговой политики.rtf

— 665.02 Кб (Скачать файл)

Совершенствование же механизма оказания финансовой помощи субъектам Федерации из федерального бюджета будет являться лишь прикладным элементом целостной системы бюджетного регулирования. В конечном итоге желательно добиться такой ситуации, когда роль федерального центра по перераспределению бюджетных ресурсов будет сведена к прямой помощи регионам лишь в чрезвычайных ситуациях.

Государственную поддержку регионов в большей степени необходимо направлять на стимулирование их экономического развития, и в меньшей степени - на пассивную финансовую помощь. Такая ориентация предполагает улучшение бюджетной самообеспеченности регионов, сокращение числа субъектов РФ - получателей трансфертов из ФФПР и увеличение инвестиционной составляющей расходов федерального бюджета.

Правительство должно заниматься выравниванием финансового положения регионов на основании их налогового потенциала, но в конечном итоге ответственность за балансирование региональных бюджетов, за обеспечение нормального уровня потребления государственных услуг ложится на органы государственной власти субъектов РФ.

Вывод:

Целью государственного  регулирования доходов бюджетов должно стать такое распределение налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы РФ, которое гарантировало бы минимально необходимую часть расходов, законно закреплённую за каждым звеном, и свело бы к минимуму потребность в дополнительном перераспределении между ними финансовых средств.

Таким образом, основные направления эволюции бюджетной системы РФ определяются стремлением к достижению большей автономности, бездефицитности бюджетов разных уровней и относительному уменьшению межбюджетных потоков, прежде всего, встречных. В бюджетной системе, состоящей из независимых (самостоятельных) уровней, межбюджетные отношения должны служить инструментом в руках вышестоящего уровня власти для проведения выработанной им социально-экономической стратегии на всей подведомственной территории; при этом нижестоящие уровни власти будут иметь возможность осуществлять в рамках этой стратегии самостоятельную деятельность по развитию своей инфраструктуры с учётом конкретных потребностей местного населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Налоговая система РФ

 

Согласно ст. 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) доходы государственных внебюджетных фондов социального страхования формируются за счёт обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, добровольных взносов юридических и физических лиц, других предусмотренных законодательством доходов. Основная часть денежных средств государственных внебюджетных фондов формируется за счёт страховых взносов и налоговых платежей.

Согласно ст. 241 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для налогоплательщика применяются следующие ставки налога:

Таблица 2.3

 

 

Для организаций и лиц, производящих выплаты физическим лицам(%)

Для с/х производителей, организаций народных промыслов и родовых общин коренных малочисленных народов Севера(%)

Для индивидуальных предпринимателей (%)

Для

адвокатов (%)

ПФР(федерального бюджета)

20

15,8

7,3

5,3

ФСС РФ

3,2

2,2

Не уплачивается

Не уплачивается

ФФОМС

0,8

0,8

0,8

0,8

ТФОМС

2

1,2

1,9

1,9

Итого:

26

20

10

8


Источник: «Финансы» №12, 2005

 

При рассмотрении существующей системы налогообложения ЕСН обращает на себя внимание тот факт, что индивидуальные предприниматели платят только 10% ЕСН, тогда как обычные организации - 26%. Если при временной нетрудоспособности, составлявшей в 2003 году причину 49,9% всех выплат ФСС РФ, индивидуальные предприниматели заинтересованы в скорейшем выздоровлении и чаще всего листок нетрудоспособности просто не берут, то медицинские услуги и пенсионное обеспечение индивидуальные предприниматели и адвокаты получают на тех же условиях, что и прочие застрахованные.

Отчисления на пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей составляют 7,3 %, а для адвокатов - 5,3%, тогда как за обычных застрахованных перечисляется 20%, а за сельскохозяйственных производителей - 15,8 %. В то же время источник выплат по пенсионному и медицинскому страхованию для этих категорий един - государственный внебюджетный фонд.

Общий принцип налогообложения ЕСН должен выстраиваться не от предоставления льгот в зависимости от базовой ставки, а от установления минимальных взносов во внебюджетные фонды и последующего увеличения налоговых ставок в зависимости от сложности и опасности деятельности налогоплательщика. По такой схеме осуществляется социальное страхование во Франции и ряде других развитых стран.

Согласно ст. 239 НК РФ от уплаты ЕСН освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение года 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I,II, или III группы. До 1 января 2005 года данная льгота распространялась только на работников, получающих вознаграждение на основе трудового договора, в настоящее время под ЕСН также не попадают лица, заключившие гражданско-правовые или авторские договора.

При суммах выплат и вознаграждений до 100 000 рублей не попадают под налогообложение общественные организации инвалидов, их региональные и местные отделения, в которых инвалиды и их законные представители составляют не < 80%: организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, где среднесписочная численность инвалидов - не < 50%,  а доля заработной платы инвалидов - не < 25%. Под социальное налогообложение не попадают учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, научных, информационных и иных социальных целей, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов.

Подобные льготы нарушают принцип всеобщности  социального страхования. Инвалиды должны получать адресную социальную помощь, призванную компенсировать ухудшение социального и материального положения вследствие утраты здоровья. Вместе с тем, инвалиды также как и все граждане нуждаются в медицинской помощи, пособиях по временной нетрудоспособности или материнству, санаторно-курортном лечении. Льготы по социальному страхованию для инвалидов нужно отменить. Той же точки зрения придерживаются и в Минздравсоцразвития, где считают, что «необходимо ввести различные льготы для работодателей и тем самым стимулировать их принимать инвалидов на работу»

 

 

Источник: Виркунен В. «Инвалидов станет меньше»// Новые Известия - 2005. - 29 июля.

 

 

 

 

Отдельного рассмотрения заслуживают организации, уплачивающие ЕСН по упрощённой системе налогообложения, по системе единого налога на вмененный доход и по схеме единого сельскохозяйственного налога (раздел VIII.1 НК РФ).

При упрощённой системе налогообложения организация должна получить доход от реализации без учёта НДС не более 11 млн. руб. (с 2006 г. - 15 млн. руб.) за 9 месяцев того года, в котором она подаёт заявление о переходе на упрощённую систему. Объектами налогообложения при упрощённой системе признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.14 НК РФ). Согласно ст. 346.20 в случае, если объектом налогообложения по упрощённой схеме являются доходы, налоговая ставка составляет 6%, если доходы, уменьшенные на величину расходов - 15%.

Согласно упрощённой системе налогообложения с/х производителей, они имеют право перейти на уплату единого с/х налог, если по итогам 9 месяцев отчётного года в общем доходе от реализации товаров, работ или услуг таких организаций доля от реализации произведённой ими с/х продукции или выращенной ими рыбы составляет не < 70%. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, а налоговая ставка составляет 15%.

В связи с означенными фактическими налоговыми льготами, представляет интерес, какое количество населения России попадает под льготное социальное налогообложение. Структура занятости в России в 2003 году представлена в таблице 2.4.:

Таблица 2.4.

Отрасль

2003 (тыс. чел.)

Удельный вес (%)

Всего

65 666

100

Промышленность (пром. пр-во, строительство, горная, обрабатывающая пр-ть)

19 425

29,6

С/Х (в том числе рыбное и лесное хоз-во)

7 480

11,4

Услуги (транспорт, связь, торговля, ЖК обслуживание, здравоохранение, соц. Обеспечение, образование, наука, культура, финансы, управление)

36 440

55,5

Другие отрасли

2 321

3,5


 

Источник: «Социальное положение и уровень жизни России» 2004: Стат. Сб. м., 2004. С110.

 

 

 

Позитивные тенденции, обусловленные положительной динамикой роста основных макроэкономических показателей, обусловили существенные сдвиги в сфере занятости  населения и на рынке труда.

В течение 2005 года произошло некоторое ухудшение ситуации с рождаемостью, которая сократилась с 10.4 родившихся на 1000 человек населения в 2004 году до 10.2 в 2005 году, одновременно увеличилась смертность населения с 16.0 умерших на 1000 человек в 2004 году до 16.1 в 2005 году. Миграционный прирост населения имел тенденцию к увеличению и в 2005 году составил 111 тыс. человек (99 тыс. человек в 2004 году).



Согласно данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, проведенным Росстатом, численность занятых в экономике в течение  2005 года возросла с 67 до 68.2 млн. человек (на 1%). При этом преобладающая часть занятого населения была сосредоточена на крупных и средних предприятиях и в организациях. Их численность составила 56% общей численности занятых. Одновременно происходил довольно существенный рост занятости в неформальном секторе экономики и в малом бизнесе. В прошлом году численность занятых в данном секторе увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 0.85 процента.

График 2.1.

Источник: http://fpcenter.ru/

 

В целом по Российской Федерации численность экономически активного населения увеличилась с 73.4 млн. человек в 2004 году до 73.8 млн. человек в 2005 году. При этом численность данного населения в возрастной группе до 20 лет сократилась, что обусловлено в первую очередь возрастающим стремлением молодежи получить качественное профессиональное образование с отрывом от работы. В то же время численность экономически активного населения в возрасте 55-59 лет, напротив, по сравнению с предыдущим периодом существенно увеличилась. Это объясняется тем, что потребность предприятий и организаций в малоквалифицированной и низкооплачиваемой работе в последние годы в условиях финансовых ограничений все больше ориентируется на привлечение к трудовой деятельности граждан предпенсионного и пенсионного возраста, что совпадает с желанием пенсионеров иметь дополнительный заработок.

Характерной тенденцией 2005 года было увеличение привлекательности рабочих мест в секторе услуг. В течение прошлого года численность работающих возросла по следующим видам экономической деятельности: строительство; оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны; здравоохранение и предоставление социальных услуг; государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение.

(Источник: http://fpcenter.ru/)

Как видно, более половины экономически активного населения России занято в сфере услуг => значительная часть предприятий торговли, здравоохранения, культуры, образования, бытового обслуживания, общественного питания перешли на упрощённую систему налогообложения.

Цель, ради которой вводились упрощённые схемы налогообложения, вывод подобных предприятий «из тени», не достигнута, поскольку сфера услуг традиционно имеет дело с наличными деньгами, а механизмы фискального контроля над обращением наличных денег до сих пор не отлажены. Приходится констатировать, что как минимум треть возможных финансовых ресурсов в виде страховых взносов в бюджеты фондов социального страхования не поступает, что нарушает принцип всеобщности социального страхования и служит фактором снижения финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов.

Предприятия, перешедшие на упрощённую систему налогообложения, единый налог на вмененный  доход и единый с/х налог должны стимулироваться другими налоговыми послаблениями. Снижать налоговую нагрузку на малый бизнес за счёт переложения бремени социальных расходов на других членов общества - значит переориентировать экономику и общество с системы социального страхования на систему социального вспомоществования.

Если рассматривать налоговую ставку по ЕСН в более широком смысле, то возникают сомнения в обоснованности её снижения. Так, опережающий рост начисленных пенсий в 2004-2005 гг. покрывается из разных источников, не всегда связанных с налоговыми поступлениями. Например, доходы ПФР от ЕСН в 2004 году увеличились на 9.5%, тогда как денежные доходы граждан возросли на 21,7%, а денежная масса за тот же период выросла на 35.8%. Иными словами, часть денежных средств, отнесённых к доходам населения, налогами не облагалась. Расходы ПФР в 2004 году увеличились на 20,3% с 804,1 млрд. руб. до 967,5 млрд. руб. Компенсацией возникшего дефицита послужили средства Стабилизационного  фонда:

Объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 января 2005 года составлял 522.3 млрд. рублей.

В январе поступления в Стабилизационный фонд Российской Федерации  (в размере суммы свободных остатков на 1 января 2005 года) составили  218.4 млрд. рублей.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика России