Под системой персонального
учета населения понимается система
взаимодействия органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
государственных и муниципальных организаций
по обмену персональными данными о гражданах
Российской Федерации, иностранных гражданах
или лицах без гражданства, временно пребывающих
и временно или постоянно проживающих
в Российской Федерации (далее - граждане),
на основе современных информационных
технологий в рамках обеспечения конституционных
прав граждан, а также предоставления
услуг населению в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Как отмечено в Концепции персонального
учета на пути создания системы персонального
учета населения имеется ряд проблем:
низкий уровень автоматизации органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, государственных и муниципальных
организаций, осуществляющих сбор и хранение
персональных данных; недоступность персональных
данных, размещаемых в отдельных автоматизированных
системах учета, для заинтересованных
органов государственной власти на межведомственном
уровне и, как следствие, дублирование
бюджетных расходов по сбору уже имеющихся
в других ведомствах и организациях персональных
данных; невозможность сопоставления
и анализа персональных данных из различных
автоматизированных систем учета для
получения полной, достоверной и актуальной
информации о населении; сложность обеспечения
оперативного обмена персональными данными
между отдельными автоматизированными
системами учета, имеющими различную структуру
хранения персональных данных; отсутствие
единого механизма однозначного установления
соответствия персональных данных, размещаемых
в различных автоматизированных системах
учета, конкретному физическому лицу в
любой момент времени.
Среди целей создания системы
персонального учета населения Концепция
называет интеграцию и обеспечение взаимодействия
различных автоматизированных систем
учета, обеспечивающих сбор, обработку
и хранение персональных данных в электронном
виде; обеспечение доступа к персональным
данным, размещаемым в автоматизированных
системах учета, заинтересованных органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, государственных и муниципальных
организаций на межведомственном уровне
в соответствии с утверждаемыми регламентами.
Указанными федеральными законами,
а также иными нормативными актами, необходимо
руководствоваться при разработке и принятии
нормативных актов, регулирующих информационное
взаимодействие налоговых органов и органов
внутренних дел. При этом важно определить
систему указанных нормативных актов.
Анализ законодательства позволяет
прейти к выводу, что информационное взаимодействие
налоговых органов и органов внутренних
дел должно регулироваться соглашениями
между ведомствами, регламентами и стандартами.
Соглашениями определяются общие основы
информационного взаимодействия (цели,
задачи, принципы, порядок направления
запроса, передачи информации, способы
и формы передачи информации). Регламенты
устанавливают порядок доступа к персональным
данным и работы с ними. Стандарты же являются
основой организации взаимодействия и
информационного обмена между автоматизированными
системами.
На данный момент имеются несколько
примеров таких нормативных правовых
актов, регулирующих информационное взаимодействие
налоговых органов и иных федеральных
органов исполнительной власти. Среди
прочих можно отметить Порядок взаимодействия
органов исполнительной власти в сфере
обмена информацией о финансовом состоянии
организаций, имеющих просроченную задолженность
по заработной плате, в целях координации
деятельности по обеспечению своевременной
выплаты заработной платы и принятия наиболее
эффективных мер к организациям – должникам
(утв. Постановлением Министерства труда
и социального развития РФ, Государственной
налоговой службы РФ, Государственного
комитета РФ по статистике, Федеральной
службы России по делам о несостоятельности
и финансовому оздоровлению, Министерства
экономики РФ от 8 августа 1997 г. № 42/10-1-06/268/55/ВК-01/162/1),
Порядок обмена информацией между Министерством
Российской Федерации по налогам и сборам
и Федеральной службой России по финансовому
оздоровлению и банкротству, а также их
территориальными органами (утв. Приказом
от 22 октября 1999 г. Министерства по налогам
и сборам РФ № АП-3-09/335 и Федеральной службы
России по финансовому оздоровлению и
банкротству № 118).
Как типичные для подобных нормативных
правовых актов можно назвать следующие
положения:
- цели и задачи взаимодействия.
Среди целей наиболее часто упоминается
оказание информационной поддержки в
решении совместных задач и координация
действий должностных лиц органов в ходе
исполнения задач, возложенных на органы
законом (напр. п. 3 Соглашения о порядке
взаимодействия ФНС, ее территориальных
органов и ФССП, ее территориальных органов
и их структурных подразделений при принудительном
исполнении постановлений налоговых органов
и иных исполнительных документов от 18
июля 2005 г.).
- правила передачи информации
и перечень информации, которой обмениваются
налоговые органы и иные федеральные органы
власти. Обязательно определяется круг
лиц, имеющих право для направления запросов,
форма запроса, его реквизиты.
- формы информационного взаимодействия.
Такими формами могут быть проведение
совместных мероприятий, взаимный обмен
информацией, сверки статистических данных
(напр. п. 4 Соглашения от 16 августа 2005 г. О порядке взаимодействия таможенных органов РФ и ФССП при исполнении постановлений таможенных органов и иных исполнительных документов).
- сроки для отправки запросов
на получение информации и пересылки информации.
Определяется либо срок, в течение которого
должна быть предоставлена информация
(напр. 10-дневный срок – п. 2 Порядка взаимодействия
органов исполнительной власти в сфере
обмена информацией о финансовом состоянии
организаций, имеющих просроченную задолженность
по заработной плате, в целях координации
деятельности по обеспечению своевременной выплаты заработной платы и
принятия наиболее эффективных мер к организациям
– должникам), либо дата, к которой должна
предоставляться запрашиваемая информация
(напр. ежемесячно до 25 числа - Порядка
обмена информацией между Министерством
Российской Федерации по налогам и сборам
и Федеральной службой России по финансовому
оздоровлению и банкротству, а также их
территориальными органами).
Заключение
Итак, проведя анализ нормативных
правовых актов, удалось определить систему
нормативных актов, которые должны регулировать
информационное взаимодействие налоговых
органов и органов внутренних дел, а также
наиболее обще обозначить имеющиеся проблемы
в информационном взаимодействии указанных
органов. Кроме этого, были определены
приоритеты в развитии взаимодействия
органов. Немаловажно и то, что было установлено
наличие действующего нормативного регулирования
взаимодействия различных федеральных
органов власти, которое может служить
ориентиром при решении проблем взаимодействия
налоговых органов, органов внутренних
дел и органов ФССП.
Приложение
А
Форма 1. Образец запроса об
участии органа внутренних дел в выездной
(повторной выездной) налоговой проверке
Место штампа налогового органа
Начальнику _____________________
(наименование
________________________________
органа внутренних дел, Ф.И.О.)
ЗАПРОС
об участии органа внутренних
дел в выездной
(повторной выездной) налоговой проверке
На основании пункта
1 статьи 36 Налогового кодекса Российской
Федерации
___________________________________________________________________________
(наименование налогового органа)
просит выделить для участия в
проведении выездной (повторной
выездной)
налоговой проверки
___________________________________________________________________________
(полное и сокращенное наименование
организации (филиала или
___________________________________________________________________________
представительства организации), ИНН/КПП)
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О. физического лица, ИНН - при наличии)
сотрудников(а)
___________________________________________________________________________
(наименование подразделения органа
внутренних дел)
в количестве _____ человек.
___________________________________________________________________________
(наименование подразделения органа
внутренних дел)
в количестве _____ человек.
Адрес места нахождения
организации (филиала или представительства)
(адрес места жительства физического
лица):
___________________________________________________________________________
Выездная (повторная выездная)
налоговая проверка проводится
по вопросам
соблюдения законодательства
о налогах и сборах (по вопросам правильности
исчисления, удержания, уплаты и перечисления)
___________________________________________________________________________
(наименование налогов (сборов))
за период с _________ по ________.
Необходимость участия
сотрудников органа внутренних
дел в выездной
(повторной выездной) налоговой
проверке вызвана следующими
обстоятельствами
<*>:
___________________________________________________________________________
(описание формы, характера и содержания
предполагаемого
___________________________________________________________________________
налогового правонарушения;
обоснование привлечения сотрудников
органа
внутренних дел
в качестве специалистов или
для обеспечения мер
___________________________________________________________________________
безопасности
в целях защиты жизни и здоровья
проверяющих
(при наличии такой необходимости))
Дата (предполагаемая дата) начала проверки
"__" ____________ ____ г.
Руководитель (заместитель руководителя)
__________________________________ ______________ _____________
(наименование налогового органа)
(Ф.И.О.) (подпись)
Список использованных
источников
Нормативно-законодательные документы
- Налоговый кодекс Российской Федерации:
часть первая : по состоянию на 02.11.2013г.
М. : Проспект, 2013
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской
Федерации от
24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.11.2013)
- Уголовный кодекс Российской
Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.11.2013)
- Приказ
МВД РФ и ФНС от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347 «Об
утверждении порядка взаимодействия органов
внутренних дел и налоговых органов по
предупреждению, выявлению и пресечению
налоговых правонарушений и преступлений»
(Инструкция о порядке взаимодействия
ОВД и налоговых органов при организации
и проведении выездных налоговых проверок
(Приложение № 1); Инструкция о порядке
направления органами внутренних дел
материалов в налоговые органы при выявлении
обстоятельств, требующих совершения
действий, отнесенных к полномочиям налоговых
органов, для принятия по ним решения (Приложение
№ 2) Инструкция о порядке направления
материалов налоговыми органами в органы
внутренних дел при выявлении обстоятельств,
позволяющих предполагать совершение
нарушения законодательства о налогах
и сборах, содержащего признаки преступления
(Приложение № 3).
- Соглашение о порядке взаимодействия
Федеральной налоговой службы и Федеральной
службы судебных приставов № ММ-25-19/12/01-7
от 09.10.2008 г.
- Письмо ФНС РФ от 24 августа 2012 г. N АС-4-2/14007@
«Об участии налоговых органов и органов
внутренних дел в выездных налоговых проверках»
- Приказ Минюста РФ N 289, МНС РФ N БГ-3-29/619
от 13.11.2003 "Об утверждении методических
рекомендаций по организации взаимодействия
налоговых органов РФ и службы судебных
приставов Министерства Юстиций РФ при
исполнении постановлений налоговых органов
о взыскании налога (сбора), а также пени
за счет имущества налогоплательщика
организации или налогового агента организации»
- Федеральный
закон "Об исполнительном производстве"
от 02.10.2007 N 229-ФЗ
- Закон
РФ от 21 марта 1991 г. № 943- I «О налоговых
органах Российской Федерации»
- Письмо Госналогслужбы РФ от 10.06.1997 N ВП-6-10/437, МВД РФ от 06.06.1997 N 1/10467 "О взаимодействии органов Госналогслужбы России и органов внутренних дел"
- Указ Президента
РФ от 14.12.1996 N 1680 (ред. от 25.11.2003) "Об участии
органов внутренних дел Российской Федерации
в работе по обеспечению поступлений налогов
и других обязательных платежей в бюджеты"
- Постановление Правительства
РФ от 19.01.2005 N 30 (ред. от 06.09.2012) "О Типовом
регламенте взаимодействия федеральных
органов исполнительной власти"
- Приказ ФНС РФ от
01.12.2006 N САЭ-3-19/824@ (ред. от 10.10.2011) "Об утверждении
Порядка направления в банк решения налогового
органа о приостановлении операций по
счетам налогоплательщика (плательщика
сборов) или налогового агента в банке,
а также переводов электронных денежных
средств и решения об отмене приостановления
операций по счетам налогоплательщика
(плательщика сборов) или налогового агента
в банке, а также переводов электронных
денежных средств на бумажном носителе"
- Антипова Е.В. Дела по налоговым преступлениям
будут возбуждать только по материалам
из налоговых органов [Электронный ресурс]
: от 01.03.2011г. № 37- // АКДИ «Экономика и жизнь».
– Режим доступа: / http://www.akdi.ru/scripts/articles/smotri.php?z=3671
Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2009.
- Горлова
И. «Право возбуждать» . «Российская газета»
22.10.2013г
- Дела об отказе в возбуждении исполнительного
производства [Электронный ресурс] : от
09.12.2010г. № 37- // ЭС «Библиотекарь». – Режим
доступа: / http://www.bibliotekar.ru/grazhdanskoe-sudoproizvodstvo/143.htm
- Денисов
А. статья «Налоговые проверки, проводимые
совместно с ОВД».- журнал «Налоговые известия».
– 12.11.2012г.№21
- Кульметова Л.Я. «Оценка эффективности
взаимодействия налоговых органов и органов
внутренних дел по выявлению налоговых
преступлений и перспективы его совершенствования».Монография
2012г.
- Максимова
Л., главный редактор «Взаимодействие
органов внутренних дел и налоговых органов»
Журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский
учет и налогообложение» № 1/2010
- Малому
бизнесу: налоговики и судебные приставы
теперь работают в команде [Электронный
ресурс] : Каталог курсов, семинаров и тренингов
». – Режим доступа: /http://www.toptrening.ru/articles/1388/
- Сабитова
Н.М., Орлова М.Е., Шавалеева Ч.М. и др. «Государственный
финансовый контроль» / учебник. – М. :
Рид Групп, 2012. – 512 с.
- Семенов
А.С. статья «Алгоритм взаимодействия
органов внутренних дел и федеральной
налоговой службы».- ж. «Российское предпринимательство».
: 01.09.2008г. №10 Вып.2
- Г.Я.
Чухнина «Взаимодействие налоговых, таможенных
органов и полиции при осуществлении налогового
контроля» . Волгоград : Изд-во Волгоградского
гос. уни-та. 2012г. 69 с.
- Шестакова Е.В. «Налоговые проверки от
А до Я». – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 236 с.
1 Соглашение
о порядке взаимодействия Федеральной
налоговой службы и Федеральной службы
судебных приставов № ММ-25-19/12/01-7 от 09.10.2008
г.
2
Вывод сделан на основании статьи «Малому
бизнесу: налоговики и судебные приставы
теперь работают в команде» из источника http://www.toptrening.ru/articles/1388/
3 Статья
«Оценка эффективности взаимодействия
налоговых органов и органов внутренних
дел по выявлению налоговых преступлений
и перспективы его совершенствования» Кульметова
Л.Я.. – источник: http://www.scienceforum.ru/2013/227/6616
4
На основании статистических данных сайт
Администрации Приморского края http://primorsky.ru/
5 Финансовую
полицию вызывали? Н.Козлова // Российская
газета, 2011: http://www.rg.ru/2011/10/17/slujba-site.html
6
Вывод сделан на основании электронной
статьи «Взаимодействие налоговых, таможенных
органов и полиции при осуществлении налогового
контроля» Г.Я. Чухнина. - http://new.volsu.ru/struct/generalservices/publish/vestniki/