Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 06:54, курсовая работа
Значимость налогового контроля заключается в том, что посредством его достигается упорядоченность налоговых правоотношений. При помощи механизма налогового контроля налоговые органы проверяют соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в частности по уплате налогов, выявляют допущенные правонарушения, выставляют требования по уплате налогов, пени и штрафных санкций.
В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах1.
Введение
Глава I. Правовая природа налогового контроля
1.1 Налоговый контроль как функция налогового органа
1.2 Формы и методы налогового контроля по действующему законодательству
Глава II. Камеральная проверка как форма налогового контроля
2.1 Сущность и значение камеральной налоговой проверки
2.2 Порядок проведения камеральной налоговой проверки
2.3 Оформление результатов камеральной проверки
Глава III. Выездная проверка как форма контроля
3.1 Понятие и сущность выездной налоговой проверки
3.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки
3.3 Оформление результатов выездной налоговой проверки
Заключение
Список использованной литературы
Налогоплательщик вправе не пускать на свою территорию сотрудника налогового органа, который не указан в решении либо указан в решении, подписанном неуполномоченным лицом. И в этом случае налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по статье 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.
Не стоит забывать, что
выездная проверка может быть проведена
и в отношении предпринимателя.
Предприниматель в силу ФЗ "О
государственной регистрации
Решение о проведении выездной
налоговой проверки выносит налоговый
орган по месту нахождения организации
или по месту жительства физического
лица. Решение о выездной проверке
в отношении крупнейшего
В отношении иностранных
организаций, открывших на территории
России филиалы или представительства,
также может быть проведена выездная
налоговая проверка. Решив организовать
представительства или филиалы
на территории России, иностранная
организация должна встать на учет
в налоговой инспекции по месту
нахождения своих филиалов (представительств).
Сделать это необходимо в течение
30 дней с момента начала деятельности
филиала (представительства). Согласно
статье 11 НК РФ иностранными организациями
признаются юридические лица, компании
и другие корпоративные образования,
обладающие гражданской правоспособностью,
созданные в соответствии с законодательством
иностранных государств, международные
организации, филиалы и представительства
указанных иностранных лиц и
международных организаций, созданные
на территории Российской Федерации. Поскольку
иностранные организации не имеют
место нахождения на территории Российской
Федерации, определяемое статьей 54 Гражданского
кодекса Российской Федерации, вышеуказанные
нормы НК РФ в отношении иностранных
организаций применяются с
Согласно пункту 6 статьи
89 НК РФ выездная налоговая проверка
не может продолжаться более двух
месяцев. Указанный срок может быть
продлен до четырех месяцев, а
в исключительных случаях - до шести
месяцев. Основания и порядок
продления срока проведения выездной
налоговой проверки устанавливаются
федеральным органом
Приказом ФНС России от
25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892 (далее - Приказ
N САЭ-3-06/892) утверждены Основания и
порядок продления срока
Подпунктом 4 пункта 3 Оснований продления срока предусмотрено, что основанием продления срока проведения выездной налоговой проверки может являться проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений.
Согласно пункту 4 Оснований продления срока для продления срока проведения выездной налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Решение о продлении срока выездной налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, за исключением случаев продления сроков повторной выездной налоговой проверки, проводимой в порядке контроля за деятельностью налогового органа, выездной налоговой проверки крупнейшего налогоплательщика, а также выездной налоговой проверки, проводимой ФНС России (в этих случаях решение о продлении соответствующих сроков принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России).
В соответствии с пунктом 2 приказа N САЭ-3-06/892 данный приказ применяется при проведении и оформлении результатов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, начатых после 31 декабря 2006 г. При получении в ходе проведения выездной налоговой проверки информации от правоохранительных органов, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства и требующей дополнительной проверки, налоговым органом может быть составлен запрос в предусмотренный приказом N САЭ-3-06/892 орган, по решению которого срок такой проверки может быть продлен.
Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Формулировка прежней редакции вызывала вопрос, что считать датой начала выездной проверки - дату вынесения решения о ее назначении или дату фактического начала контрольных мероприятий. В настоящее время в пункте 4 статьи 89 НК РФ содержится правило, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
3.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки
При проведении выездной налоговой проверки налоговый орган обладает внушительным количеством полномочий. В соответствии с нормами статей 90-98 НК РФ в ходе выездной налоговой проверки проводятся следующие мероприятия:
- истребование документов;
- инвентаризация имущества;
- осмотр;
- выемка (изъятие) документов;
- встречные проверки;
- привлечение свидетелей, специалистов, переводчиков;
- проведение экспертиз24.
Остановимся на рассмотрении некоторых из них подробнее. Во-первых, налоговый орган вправе допрашивать свидетеля. В соответствии с пунктом 1 статьи 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Не могут быть допрошены в качестве свидетеля только две категории лиц:
1) лица, которые в силу
малолетнего возраста, своих физических
или психических недостатков
не способны правильно
2) лица, которые получили
информацию, необходимую для проведения
налогового контроля, в связи
с исполнением ими своих
Представляется, что в
качестве свидетелей налогового правонарушения
могут допрашиваться и
Неявка без уважительных причин в налоговый орган лица, вызываемого в качестве свидетеля, влечет применение мер налоговой ответственности, предусмотренной статьей 128 Налогового кодекса Российской Федерации.
В письме Управления МНС
России по г. Москве от 2 апреля 2003 г. N 11-15/17644
"Обзор результатов
Согласно подпункту 13 пункта
1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе
вызывать в качестве свидетелей лиц,
которым могут быть известны какие-либо
обстоятельства, имеющие значение для
проведения налогового контроля. При
этом в соответствии с пунктом 3 статьи
90 НК РФ физическое лицо вправе отказаться
от дачи показаний только по основаниям,
предусмотренным
Инспекцией в адрес
заявителя направлено письмо с предложением
явиться 2 апреля 2002 г. в инспекцию
в качестве свидетеля для дачи
показаний по деятельности вышеуказанного
юридического лица. Данное письмо направлено
по адресу места прописки заявителя
и вручено адресату 21 марта 2002 г.,
о чем свидетельствует
В соответствии с пунктом
1 статьи 90 НК РФ показания свидетеля
заносятся в протокол. К протоколу
могут прилагаться
Показания свидетеля являются
доказательством совершенного правонарушения
и в качестве доказательства оцениваются
судом в случае, если между налогоплательщиком
и инспекцией возник спор о результатах
проведенной проверки. Нередко на
практике возникает вопрос, могут
ли использоваться в качестве самостоятельного
доказательства сведения, полученные
иными органами (например правоохранительными)
в рамках проведения следственных или
оперативно-розыскных действий. Представляется,
что ответить на этот вопрос можно
только отрицательно. Объяснения третьих
лиц следует считать
При этом оперативно-розыскные
мероприятия не являются мероприятиями
налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ), и
использование их результатов при
рассмотрении дел о налоговых
правонарушениях законом не предусмотрено
(ст. 11 Закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об
оперативно-розыскной
Вместе с тем судебная практика по этому поводу неоднозначна. Иногда суды принимают такие сведения в качестве доказательств по делу.
Так, в своем постановлении
от 10 января 2007 г. по делу N А43-8335/2005-34-333
ФАС Волго-Вятского округа указал следующее:
"В спорной ситуации Общество
не согласно с принятием судом
в качестве доказательств по делу
(по поставщикам обществ с
Согласно пункту 4 статьи
30, пункту 3 статьи 82 Кодекса, статье 4 Закона
Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1
"О налоговых органах