Налоговая система Беларуси: направления упрощения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:00, реферат

Краткое описание

Беларусь занимает одно из последних мест по легкости уплаты налогов по методологии Всемирного

банка. Сложная налоговая система, ввысоке ставки и дорогое налоговое администрирование явля-

ются основными барьерами на пути развития частного сектора и привлечения инвестиций. При этом,

именно малые предприятия больше всего страдают от высоких издержек по налоговому админист-

рированию. В тоже время, мировой опыт показывает, что упрощение налоговой системы интенси-

фицирует процессы предпринимательства, в первую очередь, в малых городах, сфере услуг, увели-

чивает занятость среди женского населения.

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система Беларуси).docx

— 36.01 Кб (Скачать файл)

Россия                                    130                         58                           151 

 

Казахстан                                  44                         15                           105 

 

Польша                                    125                        122                           146 

 

Литва                                      71                         68                            54 

 

Латвия                                     20                           7                           78 

 

Германия                                   67                         39                            65 

 

 

 

Источник: World Bank and PriceWaterHouseCoopers (2007), Paying Taxes 2008. The Global Picture. 

 

 

 

Более  конкретные оценки, из  которых складывается общий  рейтинг уплаты  нало-

 

гов, приведены  в табл. 2. В  нашем  регионе  Беларусь «соревнуется»  с Украиной  в 

 

количестве  платежей  и затраченном  времени. Из стран  ЕврАзЭС с  положительной 

 

точки зрения выделяется Казахстан  с его 9 налоговыми платежами в  год. 

 

 

 

                 Таблица 2. Общий рейтинг легкости  уплаты налогов  

 

                                      (платежей и часов в год) 

 

 

 

                                         Налоги на прибыль         Налоги на зарплату          Другие налоги 

 

                   Всего      Всего  

 

                                       Количество               Количество                Количество 

 

                 платежей     часов                   Время                     Время                    Время  

 

                                        платежей                 платежей                  платежей 

 

Беларусь           124       1188          24           960          36          180           64           48 

 

Украина              99      2085           6           421          60          732           33          932 

 

Россия               22        448          1           160          14            96           7          192 

 

Казахстан             9        271          1           105           1            74           7           92 

 

Польша               41        418         12            89           1          228           28          101 

 

Литва                24        166          1            32          13            76          10           58 

 

Латвия                7        219          1            31           1          105            5           83 

 

Германия             16        196          3            30           3          123           16           43 

 

 

 

Источник: World Bank and PriceWaterHouseCoopers (2007), Paying Taxes 2008. The Global Picture. 

 

 

 

2.2. Что и как реформировать:  мировой опыт 

 

 

 

В  мире  есть 6  стран,  где  в  принципе  нет  налога  на  прибыль. 13 стран  не  имеют 

 

налогов  на  зарплату (отчислений  в  фонд  социального  страхования),  которые  бы 

 

уплачивал  наниматель,  и 3  страны  не  имеют «других» налогов (кроме  налога  на 

 

прибыль  и  с  зарплаты).  При  этом  все  страны  очень  сильно  варьируются  с  точки 

 

зрения легкости/сложности  уплаты  налогов. Например, уплата оборотных  налогов 

 

занимает  в среднем 105 дней  в Азербайджане  и только 1 день  в  Швейцарии. Еще 

 

одна  разница  заключается  в  количестве  других  налогов. Так,  в  Швеции  только 

 

один другой налог (кроме  налога на прибыль и с зарплаты), в то время как в Кыр-

 

гызстане – 6.  Налог  на  недвижимость (имущество) – один  из  наиболее  популяр-

 

ных среди  группы «других» налогов. Такой  налог  имеет 145 стран. Однако  разни-

 

ца в ставках, базе, способе  уплаты очень значительна. 

 

 

 

Наиболее   популярными   в   налоговой   сфере   являются   следующие   реформы 

 

(табл. 3): 

 

 

 

−      появление  электронного  документооборота  (уплата  налогов  on-line):  более 

 

       четверти  всех  стран  мира  используют  электронные  расчеты  и   платежи  в  на-

 

      логовой   сфере. Это значительно  сокращает   материальные  и трудовые затра- 

 

      ты (на бумагу, посещение налоговой инспекции  и т.д.); 

 

 

 

−      объединение  налогов с одинаковой базой  в  один. Более  половины  всех стран 

 

       мира  имеют  более  чем  один  налог, уплачиваемый  с  зарплаты, 27% – с  при- 

 

       были  и 41% – с имущества. Если  база расчета налогов одинаковая  – то поче-

 

       му  их  не  объединить? Это  значительно   сокращает  издержки  по  администри-

 

       рованию   налогов  как для  предприятий  (налогоплательщиков), так  и   органов  

 

       госуправления; 

 

 

 

                                                         4 

 

 

 

 

----------------------- Page 5-----------------------

 

−     упрощение  налогового  администрирования –  в  большинстве  стран  мира дей-

 

      ствуют  специальные  бухгалтерские   книги для  налоговых  нужд. В двух  пятых  

 

      всех стран  действует более чем один закон  на один вид налога. Все это  озна-

 

      чает  двусмысленность   и  неопределенность  в  уплате  налогов,  их  дублирова- 

 

      ние  и   чрезмерность, суровость  наказаний   за  зачастую  неумышленные  ошиб-

 

      ки. Простота  и  прозрачность  в  расчетах  и  уплате  налогов –   важный  элемент  

 

      сокращения  издержек по их администрированию; 

 

 

 

−     уменьшение  налоговых ставок  и  расширение  налоговой  базы. Высокие  нало-

 

      говые   ставки  вынуждают  часть   бизнеса уходить «в тень». Обычно  налоговая  

 

      реформа   –  это  политический  компромисс  между  сторонниками  сокращения 

 

      налоговых   ставок  (и  уменьшения  бюджетных   доходов)  и  их  увеличения  (и  

 

      сокращения  бюджетного дефицита). В тоже  время, те  страны, которые   осме-

 

      ливаются  уменьшать  налоговые  ставки  (и/или  отменять  отдельные   налоги) 

 

      зачастую  сталкиваются  с  ростом  налоговых   платежей,  что  объясняется   рос- 

 

      том предпринимательской  активности и выходом части  бизнеса «из тени». 

 

 

 

           Таблица 3. Основные налоговые  реформы в 2006–2007 гг. 

 

 

 

Уменьшение налога на прибыль     Азербайджан, Болгария, Колумбия, Греция, Израиль, Казахстан, Кыргызстан, 

 

                                 Македония,  Малайзия,  Лесото,  Мексика,  Молдова,  Монголия,  Нидерланды, 

 

                                 Португалия, Словения, ЮАР, Испания,  Сирия, Тринидад  и Тобаго, Тунис,  Тур- 

 

                                 ция, Уругвай, Узбекистан.  

 

Уменьшение налогов на зарплату    Албания,  Болгария,  Израиль,  Кыргызстан,  Мексика,  Молдова,  Нидерланды, 

 

и соцплатежи                     Румыния, Словения, Сейшельские острова, Словения, ЮАР, Узбекистан  

 

Упрощение процедуры уплаты       Азербайджан,  Болгария,  Колумбия,  Лесото,  Малайзия,  Нидерланды, Турция, 

 

налогов                          Узбекистан 

 

Изменения в налоговом  кодексе    Молдова, Монголия, Сьерра Леоне, Сирия, Турция, Уругвай 

 

Отмена отдельных налогов         Колумбия, Израиль, Кыргызстан, ЮАР, Уругвай, Узбекистан  

 

 

 

Источник: World Bank and PriceWaterHouseCoopers (2007), Paying Taxes 2008. The Global Picture. 

 

 

 

Болгария  является  лидером  в  области  реформирования  налоговой  системы  в 

 

2006–2007 гг. В 2006  г. налог   на  прибыль был снижен с  15% до 10%  и  налоги  на 

 

зарплату  на  7%.  Кроме  того,  стало  возможным  уплачивать  налог  на  прибыль  и 

 

налоги на зарплату в режиме реального времени (через интернет). 

 

 

 

Страны  Восточной  Европы  и  Центральной Азии  реализовали  примерно треть  всех 

 

налоговых реформ 2006–2007 гг. Среди стран СНГ можно выделить: 

 

 

 

−     Узбекистан,  были  уменьшены  налог  на  прибыль (с 15%  в 2005  г. до 12%  в 

 

      2006 г. и  10%  в 2007  г.) и  выплаты   в фонд социального страхования  (с 33% 

 

      в 2004  г. до 24%  в 2007  г.), отменен  экологический  налог, а также   расшире- 

 

      на практика  упрощенного налогообложения для  малого бизнеса; 

 

 

 

−     Молдову,  где  налог  на  прибыль  был  снижен  с 15%  до 0%  в 2008г. (хотя  в 

 

      2006 г. ставка  этого налога уже была сокращена  с 18% до 15%); 

 

 

 

−     Азербайджан, где уменьшился  налог  на  прибыль  с 24% до 22%  и было упро-

 

      щено администрирование  этого налога; 

 

 

 

−     Казахстан, где  увеличились  ставки  амортизационных  отчислений, что умень-

 

      шает налогооблагаемую  базу налога на прибыль; 

 

 

 

−     Кыргызстан, где уменьшились  налог  на  прибыль с 20% до 10%  и отчисления 

 

      в фонды  социального страхования на 3%. 

 

 

 

Таким образом, многие страны СНГ и ЕврАзЭС реализуют значительные налоговые 

 

реформы.  Беларусь  в  2007–2008гг.  также  пошла  по  пути  упрощения  процедур 

 

администрирования  налогов  и  снижения  налоговой  нагрузки (эти  данные  не  во-

 

шли  в  цитируемое  исследование  Всемирного  банка).  Однако  эти  изменения  все 

 

еще  носят  скорее  незначительный  характер, и  многое  еще только  предстоит  сде-

 

лать. 

 

 

 

                                                    5 

 

 

 

 

----------------------- Page 6-----------------------

 

3. Налоговая система Беларуси: реализуемые и предлагаемые изменения  

 

 

 

3.1. Изменения в сфере  налогообложения  

 

 

 

Следует  отметить,  что  правительством ( и  Рабочей  группой  под  руководством 

 

А. Кобякова2)  ведется  работа  в  направлении  снижения  налоговой  нагрузки  и 

 

 

 

упрощения  методики  расчета  и  уплаты  налогов.  Кроме  того,  представители 

 

Министерства  по  налогам  и  сборам  отмечают  работу  по упрощению  налогово-

 

го  законодательства  и  исключению  его  двойственного  толкования. Так,  еще 

 

3–4  года  назад  вполне  реальной  была  ситуация,  когда   законы  Министерства 

 

финансов   противоречили   инструкции   Министерства   по   налогам   и   сборам 

 

(МНС)  и  другим  нормативным   документам.  Сегодня  большинство   налоговых  

 

законов  имеет характер  прямого действия. 

 

 

 

За  последние  три  года  в  Беларуси  отменено 12  налоговых  платежей  и  еще 5 

 

отменены  с 2008  г. С 2008  г.  предприятия  освобождены  от  уплаты  налога  с 

 

пользователей  автодорог,  отчислений  в  бюджетный  фонд  развития  строи-

 

тельной  науки (0.5%  от  себестоимости  выполненных  строительно-монтажных 

 

работ)  и  трех  местных  сборов  (за  торговлю  на  территории  соответствующих 

 

административно-территориальных   единиц,  за   строительство   объектов   на 

 

территории  таких  единиц  и  за  размещение  наружной  рекламы  на  иностран-

 

ных языках). 

 

 

 

Однако,  по  мнению  Рабочей  группы  по  упрощению  налоговой  системы,  глав-

 

ное  достижение  –  сокращение  оборотных  налогов.  В  2008  г. ставка  оборот-

 

ных  налогов  снижена  с 3%  до 2%  от  выручки,  в  результате  чего  в  распоря-

 

жении  предприятий  останется  около Br 1  трлн. В 2009–2010  гг. планируется 

 

отменить  отчисления  в  республиканский  фонд  поддержки  сельхозпроизводи-

 

телей, а  в  целом оборотные  налоги  планируется отменить  в 2011  г. 

 

 

 

Для  строительных  организаций  отменяются  также  отчисления  в  государственный 

 

целевой  бюджетный  фонд  развития  строительной  науки  Министерства  архитекту-

 

ры  и  строительства  Республики  Беларусь.3  Это  несколько  снизит  налоговую  на-

 

 

 

грузку  на  предприятия  строительного  комплекса. Однако отчисления  в  инноваци-

 

онный  фонд  Министерства  архитектуры  и  строительства  остаются.  Для  многих 

 

МСП эти отчисления являются значительным бременем. 

 

 

 

МНС  отмечает,  что  проводит  работу  по  изменению  сроков  уплаты  налогов, 

 

напрямую  не  связанных  с  работой  предприятий. Так,  экологический  налог  и 

 

налоги  на  землю  и  недвижимость  теперь  можно  уплачивать  ежеквартально. 

 

Таким  образом,  произошло  некоторое  улучшение  в  администрировании  нало-

 

гов. 

 

 

 

Государство  создает  определенные  налоговые  льготы  для  МСП,  создаваемых  в 

 

                                                            4

 

малых городах и сельских населенных пунктах.  Однако это  представляется край-

 

не  частичным  решением,  поскольку  налоговая  реформа  необходима  для  всех 

 

 

 

                                                 

Информация о работе Налоговая система Беларуси: направления упрощения