Налоговая система Беларуси: направления упрощения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:00, реферат

Краткое описание

Беларусь занимает одно из последних мест по легкости уплаты налогов по методологии Всемирного

банка. Сложная налоговая система, ввысоке ставки и дорогое налоговое администрирование явля-

ются основными барьерами на пути развития частного сектора и привлечения инвестиций. При этом,

именно малые предприятия больше всего страдают от высоких издержек по налоговому админист-

рированию. В тоже время, мировой опыт показывает, что упрощение налоговой системы интенси-

фицирует процессы предпринимательства, в первую очередь, в малых городах, сфере услуг, увели-

чивает занятость среди женского населения.

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система Беларуси).docx

— 36.01 Кб (Скачать файл)

 

количества  бухгалтеров  по  расчету  многочисленных  налогов  при  одновременной 

 

нехватке  времени  и  специалистов  на занятия финансовым  и управленческим уче-

 

том, планированием  и  пр.). Все это снижает  конкурентоспособность  бизнеса, при-

 

                                                                 6

 

водит к росту затрат и  цен на конечную продукцию.  

 

 

 

Бухгалтера и директора  МСП отмечают необходимость изменения  инструкций и  их 

 

значительного  упрощения. Терминология  нормативных  актов  сложна  и  противо-

 

речива; при  этом  инструкции  имеют  свойства  часто  изменяться. В  законодатель-

 

стве  существует  масса  примечаний,  сложностей,  исключений  и  пр.  уследить  за 

 

всеми  изменениями зачастую  невозможно; а для того, чтобы  их  правильно  понять 

 

нужно  читать  инструкции  и  руководства  по  применению  нескольких  специали-

 

стов. Между  тем, специализированные  бухгалтерские  издания  в  Беларуси  с  ком-

 

ментариями специалистов не так уж и дешевы. 

 

 

 

В  существенном  реформировании  нуждаются  и  базы  исчисления  налогов (в  пер-

 

вую  очередь,  затратная  часть).  Многие  затраты  –  нормируемые,  однако  нормы 

 

включения тех или иных затрат в себестоимость зачастую противоречивы, неясны 

 

или  недостаточны,  а  значит,  часть  маркетинговых  или  информационных  затрат 

 

предприятия должны финансировать  из прибыли. 

 

 

 

Еще одним  недостатком  налоговой отчетности является зарегулированное оформ-

 

ление документов –  незначительные технические  описки  или «недописки» (лиш-

 

няя/отсутствующая точка, запятая) ведут  к  признанию документа  недействитель-

 

ным. Все это увеличивает  стоимость администрирования налогов. 

 

 

 

Еще  одна  черта  белорусской  налоговой  системы,  на  которую  часто  жалуются 

 

предприниматели  –  текучесть  инспекторов  и  их  низкий  уровень  квалификации 

 

(особенно  информационных  технологий –  компьютера, компьютерных  программ); 

 

незнание  инспекторами  всего  многообразия  законодательства  или  своих  собст-

 

венных  инструкций; безответственность  и  равнодушное  отношение (потеря доку-

 

ментов, фразы  вида «Я  не  принимаю сегодня, придите завтра/еще  раз»; «Вы  нам 

 

не  принесли  этот  документ»  и  пр.),  а  иногда  и  невежливость  и  грубость.  «Мне 

 

пришлось  потратить  несколько  часов,  чтобы  объяснить  инспектору  их  собствен-

 

 

 

                                                 

 

6Для справедливости следует  отметить, что  проблемы  и   несовершенство  налогового законодательства 

 

 

 

являются  актуальными  и  для  государственных  предприятий. Однако  их  финансовые  возможности  по 

 

администрированию  и  уплате  налогов,  а  также  фактически  более  благосклонное  отношение  прове-

 

ряющих органов к госпредприятиям  не делают проблему налогообложения  настолько критичной.  

 

 

 

                                                   9 

 

 

 

 

----------------------- Page 10-----------------------

 

ные инструкции, а после  этого и собственноручно вбить  данные», – отмечает одна 

 

участница фокус-группы. 

 

 

 

4. Выводы и рекомендации 

 

 

 

Многие  страны  выбирают  различные  налоговые  реформы  с  целью упрощения  ад-

 

министрирования  и  уменьшения  ставок.  Это  –  глобальный  тренд.  За  последние 

 

три года 65 стран реформировали  свою налоговую систему. Основными  направле-

 

ниями  реформы  являются  сокращение  налога  на  прибыль, отмена  отдельных  на-

 

логов, а также упрощение  администрирования. 

 

 

 

В  последнее  время  в  Беларуси сделаны определенные  шаги  в  рамках  реформиро-

 

вания  налоговой  системы.  Так,  ряд  налогов  отменены,  часть  –  объединены  (с 

 

единой  налогооблагаемой  базой),  на  некоторые  налоги  уменьшены  ставки  или 

 

ежемесячная  уплата  заменена  квартальной. Однако  налоговая  система  Беларуси 

 

изначально  настолько  сложна,  противоречива  и  дорогостояща  в  исполнении, что 

 

многое  еще  предстоит  сделать.  По  состоянию  на 2007  г.  Беларусь  занимала  по-

 

следнее место в мире по легкости уплаты налогов. 

 

 

 

Среди  важнейших  предложений  по  облегчению  налогового  администрирования  и 

 

бремени уже в 2009 г. можно  отметить следующие: 

 

 

 

−     отмена  налога  на  недвижимость (для  малых  и  средних  предприятий) или  от-

 

      мена  взимания  этого  налога  с  активной  части  основных  фондов (станки, 

 

      оборудование)  и  распространение  налога  только  на  объекты  недвижимого  

 

      имущества  (здания и сооружения); 

 

 

 

−     объединение  в  один  платеж  налогов  на  недвижимость  и  земельный  на-

 

      лог; 

 

 

 

−     отмена  местных  налогов –  сбора  на  содержание  и  развитие  инфраструк-

 

     туры  и   транспортного  сбора, уплачиваемых  по  ставке 3%  из  прибыли, ос-

 

     тающейся в  распоряжении организаций после  налогообложения; 

 

 

 

−     установление  единых  ставок  местного  налога  с  продаж товаров  в  розничной 

 

     торговле и  налога на услуги в размере  5%; 

 

 

 

−     отмена  сбора  в  республиканский  фонд  поддержки  производителей  сельско-

 

      хозяйственной  продукции, продовольствия и аграрной  науки. 

 

 

 

−     предоставление  налоговых  деклараций  (расчетов)  один  раз  в  квартал  при 

 

      одновременном   сохранении  обязанности  плательщиков  производить  уплату 

 

      налогов   ежемесячно  и  переход  через   год  к  квартальной  уплате  налогов  на 

 

      прибыль  и НДС (а в идеале и социальных  отчислений); 

 

 

 

−     интенсификация  перехода  на  электронный  оборот (хотя  бы  в  рамках  экспе-

 

      римента  в Минске); 

 

 

 

−     отмена  для  частных  предприятий,  в  первую  очередь  МСП,  отчислений  в 

 

      государственные   инновационные  фонды  (строительства,  энергетики   и  

 

      пр.); 

 

 

 

−     уменьшение  ставок (с 10% до 8%)  при  системе  упрощенного  налогообложе-

 

      ния с  целью большего количества МСП,  применяющих эту систему; 

 

 

 

−     упрощение (отмена) ряда  инструкций  и  законов  и  языка  их  написания, а 

 

     также баз   исчисления  налогов. 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, март 2008 г. 

 

 

 

Елена Ракова 

 

 

 

                                                10 

 

 


Информация о работе Налоговая система Беларуси: направления упрощения