Налоговые правонарушения в РФ: виды, причины, методы профилактики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 13:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи. Целью и задачей настоящего исследования является содействие совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, для предоставления наиболее полной и справедливой защиты всем участникам налоговых правоотношений.
Указанная цель достигается решением следующих задач:
Изучить налоговые правонарушения в процессе анализа составов налоговых правонарушений с указанием проблемы их правоприменения.
Произвести разграничения налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Основные направления налоговой политики в РФ………….….8
Сущность и роль налогов………………………………………………….…8
Основные направления совершенствования налоговой политики…….…14
Глава 2. Налоговые правонарушения……………………………………....36
2.1 Сущность и основные виды налоговых правонарушений…………….….36
2.2 Статистика налоговых правонарушений в Российской Федерации. Совершенствование налогового законодательства и профилактика налоговых правонарушений…………………………………………………………………71
Заключение…………………………………………………………….………..82
Список использованной литературы………………………………………..85

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

1) налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена НК РФ;

2) административные правонарушения  в сфере налогообложения (налоговые  правонарушения, ответственность за  совершение которых установлена  КоАП РФ);

3) уголовные правонарушения (преступления) в сфере налогообложения  (налоговые преступления, ответственность за совершение которых установлена УК РФ).

Таким образом, основным критерием разграничения налогового, административного и уголовного правонарушений,  выступает то, каким  нормативно-правовым актом установлена  ответственность за совершение такого правонарушения - налоговым, административным либо уголовным законом.24

Одним из основных показателей  степени и характера общественной опасности налоговых преступлений является посягательство на установленную  Конституцией РФ публично-правовую обязанность всех граждан уплачивать налоги.25 Общественная опасность налоговых преступлений заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.26

В российском уголовном  законодательстве предусмотрено три вида налоговых преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов:

-уклонение от уплаты  таможенных платежей, взимаемых  с организации или физических  лиц (ст.194 УК РФ)

- уклонение от уплаты  налогов и (или) сборов с  физических лиц (ст.198 УК РФ)

- уклонение от уплаты  налогов и (или) сборов с  организации (ст.199 УК РФ)

Общественная опасность  налоговых преступлений определяется высокой значимостью налогов  в хозяйственной деятельности общества.27

Налоговые преступления, в отличие от налоговых проступков, не просто наносят ущерб и вред бюджетной системе государства, а вообще создают угрозу ее существования.

Таким образом, налоговые  правонарушения, не являющиеся налоговыми преступлениями, представляют меньшую  общественную опасность и закрепляются не УК РФ, а иными актами отраслей права. Кроме того, они влекут за собой не наказание (как преступления), а взыскания.

Имеются существенные отличия  и по порядку привлечения к  ответственности за совершение налоговых  преступлений и иных налоговых правонарушений, поскольку производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, ведется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством (п.2 ст.10 НК РФ).

Так же нельзя не учитывать, что и нормы гражданского законодательства, при нарушении законодательства о налогах и сборах, так же предусматривают санкции, призванные обеспечить соблюдение правопорядке в сфере гражданского оборота. Так, из положений п.2 ст.61 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) следует, что неисполнение налогоплательщиком - юридическим лицом своих обязанностей по уплате налогов, по ведению бухгалтерского учета, по составлению отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и предоставлению, налоговым органам, необходимых для исчисления и уплаты налогов документов и сведений, может выступить основанием для его ликвидации по иску налогового органа (постановления Президиума ВАС РФ от 21.12.1995 N 6558/95, от 18.02.1997 N 4813/96 и др.).

Гражданско-правовая ответственность  характерна для отношений юридически равных сторон и при неравенстве субъектов отношений, какая-либо ответственность не может иметь гражданско-правового характера.28 Меры гражданской ответственности не направлены непосредственно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, но косвенно влияют на законность в сфере налогообложения.29

Таким образом, думается, что правонарушения, совершаемые  в сфере налоговых правоотношений, по степени общественной опасности  и иным критериям, можно разделить  на налоговые правонарушения, имеющие уголовно-правовую природу и налоговые правонарушения, которые таковой не имеют, т.е. налоговые преступления и иные налоговые правонарушения.

 В процессе установления  содержания и правовой природы  некриминальных налоговых правонарушений возникает проблема соотношения тех налоговых правонарушений, ответственность за совершение которых установлена как нормами НК РФ, так и нормами КоАП РФ.

Так, ответственность  за совершение налоговых правонарушений, регулируемая нормами НК РФ установлена в гл. 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" и гл. 18 НК РФ "Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение".

Ответственность за совершение административных правонарушений в сфере налогообложения установлена в некоторых статьях гл.14 КоАП РФ "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг" (ст. ст. 15.3, 15.4, 15.5, 15.6, 15.7, 15.8, 15.9, 15.10), а также в одной из норм гл. 16 КоАП РФ "Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)", а именно в ст. 16.22 КоАП РФ "Нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ".

В этой связи следует  отметить, что вопрос о соотношении  правовой природе, а также стройной и последовательной классификации  этих некриминальных налоговых правонарушений, до сих пор в научной литературе не определен.

В содержание непосредственно налоговой ответственности включается:

-  ответственность за совершение собственно (выделено авторами) налоговых правонарушений;

-      ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу;

- ответственность за нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах30.

Непосредственно налоговые  правонарушения - это только те правонарушения, ответственность за которые установлена  соответствующими статьями гл. 16 НК РФ.31

Основным отличием налогового правонарушение в его "узком" смысле выступает фактор правового источника, в котором юридически закреплен  порядок применения предусмотренных  за такое противоправное деяние мер  государственного воздействия- иначе  говоря, "фактор правовой природы ответственности".

Налоговое правонарушение в "узком" смысле представляет собой  виновно совершенное в сфере  налогообложения противоправное (т.е. в нарушение законодательства о  налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за совершение которого установлена юридическая ответственность законодательством о налогах и сборах (НК РФ)32

При этом вышеуказанные  налоговые правонарушения в свою очередь делятся на:

а) общие налоговые  правонарушения (налоговые правонарушения налогоплательщиков, налоговых агентов, экспертов, переводчиков, специалистов)

б) специальные налоговые  правонарушения (налоговые правонарушения банков)33.

Анализируя сущность ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, можно сказать, что "неоднородность правовой природы ответственности по НК РФ" привела к выделению самим законодателем двух видов ответственности по налоговому законодательству:

ответственность за налоговые  правонарушения;

ответственность за иные предусмотренные налоговым законодательством нарушения.34

Под налоговыми правонарушениями понимаются нарушения, посягающие на имущественные  интересы государства, связанные с  неуплатой (неперечислением) налоговых  платежей. Все остальные налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, характеризуются как чисто административные.

К налоговым правонарушениям  относит только те правонарушениям, которые "касаются налоговой системы  непосредственно".35

Некриминальные налоговые  правонарушения в области налогов и сборов, совершенные должностными лицами регулируется нормами КоАП РФ (ст.15.3,15.4,15.5,15.6,15.7,15.8,15.9), охватываются понятием административного правонарушения и какого-либо самостоятельного терминологического обозначения не имеют.

Некриминальные налоговые правонарушения, совершаемые организациями, предпринимателями и физическими лицами, выступающими в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц, регулируются нормами НК РФ и, в соответствии со ст. 106 НК РФ, носят наименование - налоговые правонарушения.

Данное обстоятельство и является причиной неоднозначного подхода как к категории налоговой  ответственности вообще, так и  к категории налогового правонарушения в частности.

Во-первых, одним из основных признаков, указывающих на однородность административных и налоговых правонарушений, является общая сфера правового регулирования и однородность тех общественных отношений, для нормального и эффективного функционирования которых и предназначены данные меры ответственности.

Во-вторых, в теории административного  права обязательными признаками административного правонарушения являются общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость.36 Те же самые признаки характерны и для налоговых правонарушений.

Если произвести сравнительный  анализ, то можно прийти к выводу что:

1. Административное правонарушение - это посягающее на общественные отношения антисоциальное деяние, которое повлекло или могло повлечь наступление вредных последствий.

Деяние, в данном случае, представляет собой единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренного конкретной статьей КоАП РФ. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.37

Действие - это активное невыполнение правового предписания  в виде обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта.

Бездействие - это пассивное  поведение, выражающееся в не совершении лицом тех действий, которые оно  должно было и могло совершить  в силу лежащих на нем обязанностей.

Сущностью административного  правонарушения составляет именно его  общественная опасность,38 так как любой административный проступок, посягая на установленный порядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде, так и в создании условий для наступления вреда.39

Также и налоговое  правонарушение представляет собой  акт поведения, выражающийся в действии или бездействии (под бездействием здесь понимается воздержание от действий, когда налоговый закон предписывает их совершение).

НК РФ не определяет налоговое  правонарушение как общественно  опасное деяние, однако это не означает, что признак общественной опасности  не присущ налоговым правонарушениям. Направленность налоговых правонарушений против определенной группы общественных отношений свидетельствует о наличии у них такого признака. Деяние, совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах, имеет объектом посягательств отношения, регулируемые этим законодательством, а именно властные отношения по исчислению и уплате налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля.

Налоговое правонарушение считается совершенным в нарушение законодательства о налогах и сборах, если оно выразилось:

- в неисполнении обязанностей, предусмотренных НК РФ и иными  законодательными актами (например, в невыполнении налогоплательщиком  обязанности уплачивать налоговый  платеж в бюджет, в невыполнении налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов);

- в нарушении установленных  запретов или предписаний (например, в несоблюдении порядка владения, пользования и (или) распоряжению  имуществом, на которое был наложен  арест).

2. Административное правонарушение - это противоправное деяние, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права и отраслей законодательства. Противоправность означает, что действием или бездействием нарушаются установленные правила в определенных сферах общественной жизни, т.е. противоправность состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовыми нормами.40

В сфере налоговых  правоотношений, налоговое правонарушение также представляет собой нарушение запретов, или невыполнение обязанностей, которые закреплены в нормах законодательства о налогах и сборах. Суть данного признака для налоговых правонарушений не только прямо изложена в ст. 106 НК РФ, но там же и раскрыта - "в нарушении законодательства о налогах и сборах".

3. Административное правонарушение - это виновное деяние, то есть деяние волевое, сознательное. Отношение самого правонарушителя к нему порицаемо.

Необходимо отметить, что виновность необходимый признак  административной ответственности. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение субъектом своих правовых обязанностей влечет административную ответственность. Данное положение КоАП РФ отвергает возможность объективного вменения, т.е. привлечения к административной ответственности без учета наличия вины. Виновность в административно-правовом смысле предполагает определенное психическое отношение лица к своему поведению и его последствиям.41

НК РФ также в ст. 106 рассматривает налоговое правонарушение в качестве виновного деяния. Это означает, что противоправное деяние не только объективно носило противоправный характер, но и осознавалось (либо должно было осознаваться) совершившим его лицом как противоправное. Кроме того, свойства и особенности виновности подробно рассматриваются в п. 6 ст. 108, п.п. 2 ст. 109, ст. 110, ст. 111, ст. 122 НК РФ. Так, согласно ст. 110 НК РФ, виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Также и деяние, совершенное лицом, не способным выработать адекватное субъективное отношение к содеянному (п.п. 2 п. 1 ст. 111 НК РФ), либо деяние, совершение которого не зависело от воли лица и было обусловлено внешними причинами (п.п.1 п.1 ст.111 НК РФ), не может быть признано правонарушением. Необходимо также отметить, что и КоАП РФ и НК РФ предусматривают возможность привлечения к ответственности как физических, так и юридических лиц.

Информация о работе Налоговые правонарушения в РФ: виды, причины, методы профилактики