Налоговый контроль и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:20, контрольная работа

Краткое описание

Предметом исследования являются комплекс проблем научного и прикладного, характера, связанных с осуществлением налогового контроля. Цель работы – рассмотреть понятие налогового контроля, его виды и особенности.
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
- исследовать понятие, сущность, формы и методы налогового контроля;
- изучить виды налогового контроля.

Содержание

Введение 3
1 Налоговый контроль: понятие, сущность, формы и методы 4
2 Виды налогового контроля 11
Заключение 16
Список использованных источников 18

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная. Налоговое право. Налоговый контроль.docx

— 50.41 Кб (Скачать файл)

Содержание

   Введение 3

1 Налоговый  контроль: понятие, сущность, формы  и методы 4

2 Виды налогового  контроля 11

   Заключение 16

   Список использованных источников 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бурное развитие и становление системы налогообложения началось в России с началом радикальных экономических реформ, когда государство отказалось от прямых изъятий внутреннего валового продукта, производимого на основе государственной монополии, и ввело систему обязательных платежей (налогов и сборов) в качестве основного источника для финансового обеспечения реализации своих задач и функций. С социологической точки зрения «в налогах… выражается всеобщая формальная (публично-правовая) и материальная (экономическая) связь свободных субъектов, образующих единых социальный организм. Посредством налогообложения частные интересы граждан - налогоплательщиков соединяются, и формируется общий государственный (национальный) интерес. Государство становится для них общим делом» [1].

Об актуальности деятельности по налоговому контролю, его форм и  методов в настоящее время  говорят меры, предпринимаемые государством по обеспечению его эффективности  и развития. Одним из примеров может  послужить Федеральный Закон  от 27.07.2010 № 229-ФЗ, внесший значительные поправки в положения гл. 14 «Налоговый контроль» Налогового кодекса [2] по вопросам порядка проведения налогового контроля и налоговой ответственности, правила учета организаций и физических лиц и др.

Налоговый контроль является одним из способов обеспечения  правопорядка в налоговой системе, поэтому от его организации, тактики  и методов проведения зависит  эффективность налогового администрирования, полнота налоговых поступлений  в бюджеты различного уровня, а  также защита прав и законных интересов  добросовестных налогоплательщиков. Таким  образом, развитие налоговых отношений  в современный период сделало  проблемы налогового контроля весьма востребованными как в теоретическом, так и в практическом плане.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые  складываются в процессе осуществление  налогового контроля.

Предметом исследования являются комплекс проблем научного и прикладного, характера, связанных с осуществлением налогового контроля.

Цель работы – рассмотреть  понятие налогового контроля, его  виды и особенности.

Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:

- исследовать понятие, сущность, формы и методы налогового контроля;

- изучить виды налогового  контроля.

 

1 Налоговый контроль: понятие, сущность, формы и методы

 

Финансовая деятельность государства носит достаточно разнообразный и содержательный характер, что предполагает наличие различных направлений контрольно-надзорной деятельности. Так, в сфере осуществления финансовой деятельности государства осуществляется общий финансовый контроль, бюджетный и валютный контроль, банковский надзор, а также налоговый контроль. Налоговый контроль является составной частью финансового контроля, в связи с чем он непосредственно связан с иными видами контрольной деятельности, которая осуществляется в финансовой сфере государства.

Налоговый контроль, будучи органичной составной частью финансового  контроля, тем, не менее, обладает определенной автономией, которая обусловлена  сферой его реализации, целями, задачами, которые стоят перед этим видом  государственного контроля. Налоговый  контроль имеет особенные формы  своей реализации, при его осуществлении  используются достаточно специфические  методы администрирования, кроме того, рассматриваемый вид государственного контроля дифференцируется по видам, что  оказывает непосредственное влияние  на его юридические последствия, а также социальное значение. Учитывая перечисленные и ряд других обстоятельств, можно сделать вывод о том, что налоговый контроль имеет  как общие, так особенные признаки, которые позволяют его выделить в самостоятельный вид государственного финансового контроля.

Долгое время в законодательстве Российской Федерации отсутствовала дефиниция налогового контроля, что привело к возникновению множества различных подходов к пониманию этой категории. Все подходы объединяет одна главная черта, присущая контролю как функции управления налоговыми отношениями, - обеспечение фискальной политики государства.

Налоговый контроль является необходимым условием существования эффективной налоговой системы, которая характеризуется полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, и снижением числа судебных разбирательств и жалоб на действия субъектов налогового контроля. Современная редакция НК РФ (п. 1 ст. 82) определяет налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Сущность налогового контроля можно рассматривать как функцию, элемент государственного управления экономикой; как особую деятельность по исполнению налогового законодательства, осуществляемую уполномоченными органами государственной исполнительной власти, исполнительными органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами, вытекающую из сущности налоговых отношений [3].

Налоговый контроль - это  цель, а мероприятия налогового контроля - средства достижения данной цели. Налоговый  контроль реализуется посредством  проведения определенных мероприятий. Мероприятия налогового контроля - это определенные фактические действия налогового органа, осуществляемые в  целях реализации налогового контроля.

Мероприятия налогового контроля можно классифицировать по форме: основные мероприятия (налоговые проверки, иные мероприятия, по результатам которых  принимается итоговое решение налогового органа о привлечении к налоговой  ответственности); вспомогательные  мероприятия (проводятся в рамках основных); дополнительные мероприятия (по окончании  налоговых проверок на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки) [4].

Учитывая мнение Э.А. Вознесенского, что «сущность контроля состоит в регулярной проверке соблюдения законодательства, выявлении нарушений хозяйственной дисциплины» [5], правовая концепция сущности контроля сводится к способу обеспечения законности, к проверке соблюдения правовых норм [6].

По мнению А.А. Ялбулганова, основная цель налогового контроля конкретизируется в задачах. К задачам налогового контроля относятся: обеспечение правильного  исчисления, своевременного и полного  внесения налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды; предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах; наказание  нарушителей законодательства о  налогах и сборах.

В качестве основных задач  налоговых органов при осуществлении  контрольной деятельности можно  выделить: контроль за соблюдением  налогового законодательства; контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет налогов, иных обязательных платежей, а также платежей при пользовании  недрами, установленных законодательством  РФ; контроль за соблюдением валютного  законодательства [7].

Чтобы раскрыть содержание налогового контроля, необходимо также  определить его субъект, объект, предмет  и направления контроля.

Основным субъектом налогового контроля являются налоговые органы, которые имеют широкие контрольные  полномочия в сфере налогообложения. В настоящее время налоговыми органами являются Федеральная налоговая  служба и ее территориальные органы. Полномочия Федеральной налоговой  службы определены Налоговым кодексом РФ и Положением о Федеральной  налоговой службе.

По мнению В.В. Бурцева, объект налогового контроля необходимо рассматривать  в широком плане, по аналогии с  финансовым контролем, как разновидность  денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и привлечения виновных к ответственности [8].

По мнению А.С. Кормилицына, объект налогового контроля можно определить как действие (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и иных лиц по уплате налогов и  сборов и исполнению иных обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, которые оцениваются с точки  зрения их законности, достоверности, своевременности [9].

Объект конкретного мероприятия  налогового контроля определяется характером того или иного конкретного контрольного действия. К примеру, в качестве объекта  налоговой проверки можно определить действия (бездействие) проверяемого лица по надлежащему учету и совершению операций с объектами налогообложения, соблюдению порядка уплаты налогов  и сборов, правомерному использованию  налоговых льгот и так далее. Указанные действия получают свою правовую оценку в акте налоговой проверки (итоговом документе налоговой проверки), а затем - в решении налогового органа, принимаемого на основе рассмотрения результатов проверки [10].

Предмет налогового контроля определяется в соответствии с трактовкой объекта контроля. Во-первых, это  правильность, своевременность и  полнота выполнения налогоплательщиками  своих обязанностей по отношению  к государству (муниципальным образованиям). Во-вторых, предметом является тот  материальный носитель, который подвергается проверке в ходе контрольных действий [11].

Направления налогового контроля представляют собой относительно обособленные сферы контрольной деятельности, охватывающие однородные по своему содержанию действия налогоплательщиков и иных лиц по исполнению возложенных на них обязанностей.

Можно выделить следующие  направления налогового контроля: контроль правильности исчисления, полноты уплаты налогов и сборов; контроль законности применения налоговых льгот; контроль правомерности возмещения косвенных  налогов из бюджета; контроль соблюдения специальных налоговых режимов; контроль постановки на налоговый учет и исполнения связанных с этим обязанностей; контроль правильности ведения бухгалтерского (налогового) учета, своевременности представления  налоговых деклараций и достоверности  содержащихся в них сведений; контроль своевременности уплаты налогов; контроль исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствующий бюджет; проверка соответствия крупных расходов физических лиц их доходам; проверка соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством; контроль полноты учета денежной выручки; проверка правильности применения ККТ; предупреждение и пресечение нарушений налогового законодательства; выявление проблемных категорий налогоплательщиков; выявление резервов увеличения налоговых поступлений; анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика; контроль крупнейших налогоплательщиков и другие [12].

В процессе налогового контроля контролирующие органы осуществляют реализацию фискальной функции (формирование государственного денежного фонда), контрольной функции (контроль правильности исчисления, полноты  уплаты налогов и сборов), стимулирующей  функции (обеспечение надлежащего  исполнения налогового законодательства на основе комплекса предупредительных  мероприятий).

Применительно к налоговому контролю как целенаправленной деятельности органов государственного управления можно выделить следующие этапы: регистрация и учет налогоплательщиков; прием налоговой отчетности; проведение камеральных проверок; начисление платежей к уплате; контроль своевременности  уплаты начисленных сумм; проведение выездных проверок; контроль реализации материалов проверок и уплаты начисленных  пени и штрафов [13].

Дискуссия по вопросу определения  форм и методов контроля в целом, а также финансового и налогового контроля в частности развернулась еще в советское время [14]. Принятие в свое время Налогового и Бюджетного кодексов РФ, нормативно закрепивших формы налогового и финансового контроля, окончательно не решило проблему соотношения форм и методов соответствующих видов контроля. В настоящее время в ст. 82 Налогового кодекса РФ устанавливаются следующие формы проведения налогового контроля: налоговые проверки; получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); и другие формы.

Реализация контрольной  деятельности происходит путем применения уполномоченными органами соответствующих  методов контроля. Под методом  обычно понимается способ (или совокупность способов) практического осуществления  или познания изучаемых явлений. Категория метода может рассматриваться  как совокупность свойственных человеку эмпирических приемов познания окружающей действительности [15].

В отношении методов и  методологии контроля также существует довольно большое многообразие точек  зрения. Метод налогового контроля можно определить как совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей, то есть при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение состояния объектов и предметов налогового контроля [16].

Методы налогового контроля различны: общенаучные методы, такие  как статистический, логический, сравнительный  и другие; специальные методы исследования, такие как проверка документов; экономический  анализ; исследование предметов и  документов; осмотр помещений (территорий) и предметов; инвентаризация; экспертиза и т.д., применение которых характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность; методы воздействия на поведение проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля, такие, как убеждение, поощрение, принуждение и другие [17].

Информация о работе Налоговый контроль и его виды