Налог как правовая категория: понятие, виды, ограничения от сбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Категория "налог" в российском законодательстве последнего десятилетия проделала сложную эволюцию от "широкого" понимания к дифференцированному. Речь идет о налоговых платежах в широком и узком смысле. До принятия части первой Налогового кодекса РФ (НК РФ) фактически все обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды объединялись законодателем понятием "налоговая система". В литературе налог подчас определялся как всякий "общеобязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц".

Содержание

Введение 3Ошибка! Закладка не определена.
1. Общая характеристика налога как правовой категории 5Ошибка! Закладка не определена.
1.1 Понятие и признаки налога и сбора.. 5Ошибка! Закладка не определена.
1.2. Функции налога.. 11Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Виды налогов. 13Ошибка! Закладка не определена.
2. Правовой механизм и элементы налога 16Ошибка! Закладка не определена.
2.1. Правовое регулирование обязательных налоговых платежей 16Ошибка! Закладка не определена.
3. Совершенствование законодательства о налогах и сборах 24Ошибка! Закладка не определена.
Заключение 29Ошибка! Закладка не определена.
Список использованных источников и литературы 31Ошибка! Закладка не определена.

Вложенные файлы: 1 файл

ммм.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)
 
  1. Функции налогов.
 

     Роль  налогов проявляется в их функциях. Функции налогов — это такие  их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в  обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны. Среди функций налогов необходимо выделить, прежде всего, фискальную, регулирующую, распределительную, контрольную и поощрительную функции.

     Фискальная  функция состоит в формировании денежных доходов государства. Она  является основной функцией налогообложения

     Регулирующая  функция - налоговое регулирование  представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического развития.

     Распределительная (социальная) функция налогов состоит  в перераспределении общественных доходов между различными категориями  населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим.

     Контрольная функция - через налоги государство  осуществляет контроль над финансово-хозяйственной  деятельностью организаций и  граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

     Поощрительная функция - порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие).

     Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.

     В настоящее время налоговой системе  России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала. 

     
    1. Виды  налогов.
 

     В настоящее время система налогов  и сборов Российской федерации довольна, обширна и в некоторой степени  громоздка. Вместе с тем каждый налог  индивидуален, поскольку предполагает собственную правовую конструкцию  и занимает строго определенное место не только в системе налогов и сборов, но и в финансовой системе в целом.

     Выяснение места каждого налога в финансовой «системе координат» помогает определить механизм его установления и введения, уровень бюджета, в который зачисляется каждый налог, круг плательщиков и перечень объектов, с которых взимается платеж. Посредством деления на различные виды налоги объединяются в группы, позволяющие более детально определить их юридическую сущность. Точное установление вида налога способствует правильному распределению налоговой компетенции Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Особое значение видовые критерии налога имеют в правоприменительной практике, поскольку влияют на объем налоговой обязанности налогоплательщика.

     Видовое многообразие налогов предполагает их классификацию по различным основаниям.

     По  способу платежа различают прямые и косвенные налоги.

  • Прямые налоги берутся напрямую с физических и юридических лиц. Это подоходный налог с физических лиц; имущественный налог  и др.
  • Косвенные налоги — это налоги на товары или услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

     По  срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

  • срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (государственная пошлина);
  • периодично-календарные налоги, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (большинство налогов — НДС, налог на имущество организаций, водный налог и др.).

     В зависимости от характера распределения  сумм налога они делятся на закрепленные и регулирующие.

  • Закрепленными называются такие налоги, которые на длительный период (более чем на пять лет) полностью или в части закреплены за определенным бюджетом.
  • Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются вышестоящими органами власти между нижестоящими бюджетами с целью устранения их несбалансированности.

     В зависимости от территориального уровня налоги делятся на:

  • федеральные, которые устанавливаются НК РФ и взимаются на всей территории Российской Федерации. В порядке регулирования часть федеральных налогов может зачисляться в бюджеты нижестоящего уровня;
  • налоги субъектов РФ устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ. Субъекты РФ определяют конкретную ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также вводят установленный налог в действие. Зачисляться эти налоги могут как в бюджет субъекта, так и, в порядке регулирования, в бюджеты муниципальных образований;
  • местные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления. Муниципальные образования определяют конкретную ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также вводят установленный налог в действие. Суммы налогов зачисляются в бюджеты муниципальных образований.

     В зависимости от категории налогоплательщика. Некоторые налоги могут взиматься  только с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество и др.), другие — только с юридических лиц (налог на прибыль организаций). Существует группа налогов, которые взимаются и с физических, и с юридических лиц (земельный налог и др.)

     Каждый  из видов налогов имеет свои достоинства  и недостатки с точки зрения как  государства, заинтересованного в  получении налогов и поддержании экономической и социальной стабильности в обществе, так и плательщиков, не испытывающих особого удовольствия от уплаты налогов.

 

     

  1. Правовой  механизм налога и  его элементы

     2.1 Правовой механизм  и элементы налога

     Налоговые правоотношения содержат собственную специфику, не свойственную иным правовым институтам, которая заключается в наличии особых оснований и особого механизма лишения прав собственности налогоплательщиков. Наличие механизмов, допускающих в ряде случаев внесудебное лишение (ограничение) права частной собственности, требует создания особых гарантий соблюдения прав налогоплательщиков. Подобные гарантии осуществляются за счет наличия особого механизма определения суммы, подлежащей внесению в бюджет в качестве налога. Подобное возможно в силу наличия особой структуры налоговой обязанности, особого состава налога.

     Правовое  регулирование обязательных налоговых  платежей определяется особенностями  компетенции органов государственной  власти и управления по их установлению, изменению и отмене, а также четким закреплением всех элементов, характеризующих налог как целостный совершенный механизм. Законодательные акты по отдельным налогам и сборам отличаются относительно стабильной, традиционной структурой. В качестве составных частей ее выступают элементы правового механизма налога или сбора. При этом необходимо исходить из того, что регулирование правового механизма налога осуществляется путем закрепления императивного набора элементов, определяющих содержание и особенности реализации налоговой обязанности. Налоговым кодексом РФ закрепляются эти основания.

     Так, в ст. 17 определено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога порядок и сроки уплаты налога.

     В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о  налогах и сборах могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования  налогоплательщиком.

     В данном случае сформирован определенный алгоритм построения специальных законодательных актов, которыми регулируется уплата соответствующих налогов и сборов. Не установление или не определение законом хотя бы одного из элементов юридического состава налога будет означать отсутствие налоговой обязанности, поскольку сложный юридический состав ее возникновения не зафиксирован правовыми нормами.

     Юридические элементы налога имеют унифицированную  структуру, особый порядок расположения статей. Вместе с тем иногда в  законе о налоге присутствует какая-либо специальная норма (бюджетное возмещение, особый порядок и перечень вычетов, льготы и т. д.), которую невозможно применить по другим налогам.

     Система элементов правового механизма  налога состоит из обязательных и  факультативных элементов. Обязательные элементы включают две группы.

  • Основные элементы определяют фундаментальные, сущностные характеристики налога, формирующие основное представление о содержании налогового механизма. Отсутствие какого-либо из основных элементов правового механизма налога не позволяет однозначно определить тип этого платежа и делает налоговый механизм неопределенным. К основным элементам правового механизма налога и сбора относятся:
    1. плательщик налога или сбора;
    1. объект налогообложения;
    2. ставка налога или сбора.
 
     
  • Дополнительные  элементы правового механизма налога детализируют специфику конкретного платежа, создают завершенную и полную систему налогового механизма. Следует учитывать, что дополнительные элементы так же обязательны, как и основные, и не имеют факультативного характера. Цельный правовой механизм налога возможен только как совокупность основных и дополнительных элементов, и отсутствие хотя бы одного из дополнительных элементов не позволит законодательно закрепить отдельный налог или сбор.

     Совокупность  дополнительных элементов правового механизма налога достаточно многообразна (в зависимости от степени детализации налогового механизма). Однако эта совокупность состоит из двух подгрупп:

  1. дополнительные элементы правового механизма налога, детализирующие основные или связанные с ними (предмет, база, единица налогообложения — категории, прямо зависящие от объекта налогообложения);
  2. дополнительные элементы правового механизма налога, имеющие самостоятельное значение (налоговые льготы, методы, сроки и способы уплаты налога; бюджет или фонд, куда поступают налоговые платежи).

     Таким образом, к дополнительным элементам  правового механизма налога относятся: налоговые льготы; предмет, база, единица налогообложения; источник уплаты налога; методы, сроки и способы уплаты налога; особенности налогового режима; бюджет или фонд поступления налога (сбора); особенности налоговой отчетности.

     Как основные, так и дополнительные элементы носят обязательный характер, без  которого невозможно закрепление соответствующего налогового механизма. Дополнительность элемента подчеркивает не его необязательность, а особенности регулирования (возможность делегирования компетенции и т. д.). Невозможно представить себе налог, который никуда не поступает. Поэтому еще раз хотелось бы обозначить акцент обязательности дополнительных элементов правового механизма налога.

     Иначе обстоит дело с факультативными  элементами. В отдельных случаях  специфика налога требует выделения  в его механизме особенных  элементов, характерных исключительно  для данного налога. Например, ведение  специальных кадастров по имущественным налогам; специфических реестров и т. д. Подобные элементы и составляют группу факультативных, которые могут быть задействованы в налоговом механизме, а могут и не использоваться.

     Одним из основных элементов правового  механизма налога выступает объект налогообложения.

     Объектом  налогообложения может выступать  имущество, прибыль, доход, стоимость  реализованных товаров (выполненных  работ, оказанных услуг) либо иное экономическое  основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

     Каждый  налог имеет самостоятельный  объект налогообложения. Однако НК РФ прямо не устанавливает, что каждый объект налогообложения может облагаться только одним налогом.

Информация о работе Налог как правовая категория: понятие, виды, ограничения от сбора