Организационная структура предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 09:10, реферат

Краткое описание

Рассмотрение вопросов, связанных с формированием организационных структур управления, важно даже в его историческом аспекте. Прохождение компанией определенных этапов развития организационных структур является обязательным. Эти этапы могут быть разными по времени. Так, например, без прохождения этапа деятельности в условиях линейно-функциональной структуры в компании отсутствует возможность отработки отношений "руководитель - подчиненный" и достижения соответствия этих отношений уровню, адекватному требованиям внешней среды. Парадокс порой заключается в том, что "новые" российские компании, и это подтверждают результаты исследования, приведенного в этом же номере журнала в статье Суворовой И.А., Хаита И.А. и Яковлевой Е.С.

Содержание

Введение 2
1 Понятие организации и организационной структуры 3
2 Типовые организационные структуры предприятий 5
2.1 Иерархический тип структур управления 5
2.1.1 Линейная организационная структура 5
2.1.2 Линейно - штабная организационная структура 7
2.1.3 Дивизионная структура управления 9
2.2 Органический тип структур управления 11
2.2.1 Бригадная (кросс - функциональная) структура управления 12
2.2.2 Проектная структура управления 14
2.2.3 Матричная (программно - целевая) структура управления 15
2.2.4 Многомерная организационная структура 17
3 Влияние организационной структуры на эффективность деятельности организации 26
4 Формирование организационной структуры 27
Заключение 31
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

орг структура.doc

— 349.00 Кб (Скачать файл)

недостаточно  четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;

тенденции к чрезмерной централизации управления;

аналогичные линейной структуре, частично - в ослабленном  виде.

Вывод: линейно - штабная структура может являться хорошей промежуточной ступенью при переходе от линейной структуры к более эффективным. Структура позволяет, правда в ограниченных пределах, воплощать идеи современной философии качества.

2.1.3 Дивизионная структура управления

 

Уже к  концу 20-х годов стала ясна необходимость новых подходов к организации управления, связанная с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности (многопрофильностью ), усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения. В связи с этим стали возникать дивизионные структуры управления, прежде всего в крупных корпорациях, которые стали предоставлять определенную самостоятельность своим производственным подразделениям, оставляя за руководством корпорации стратегию развития, научно - исследовательские разработки, финансовую и инвестиционную политику и т. п. В этом типе структур сделана попытка сочетать централизованную координацию и контроль деятельности с децентрализованным управлением. Пик внедрения дивизионных структур управления пришелся на 60 - 70-е годы (Рис.3 ).

Рис.3. Дивизионная  структура управления  

Ключевыми фигурами в управлении организациями  с дивизионной структурой являются уже не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие  производственные отделения (дивизионы). Структуризация по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев: по выпускаемой продукции (изделиям или услугам) - продуктовая специализация; по ориентации на определенные группы потребителей - потребительская специализация; по обслуживаемым территориям - региональная специализация. В нашей стране аналогичные структуры управления широко внедрялись, начиная с 60-х годов в форме создания производственных объединений.

Преимущества  дивизионной структуры:

она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями;

обеспечивает  большую гибкость и более быструю  реакцию на изменения в окружении  предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной;

при расширении границ самостоятельности отделений  они становятся "центрами получения  прибыли", активно работая по повышении  эффективности и качества производства;

более тесная связь производства с потребителями.

Недостатки  дивизионной структуры:

большое количество "этажей" управленческой вертикали; между рабочими и управляющим  производством подразделения - 3 и  более уровня управления, между рабочими и руководством компании - 5 и более;

разобщенность штабных структур отделений от штабов компании;

основные  связи - вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки - волокита, перегруженность  управленцев, плохое взаимодействие при  решении вопросов, смежных для  подразделений и т. д. ;

дублирование  функций на разных "этажах" и как следствие - очень высокие затраты на содержание управленческой структуры;

в отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно - штабная структура  со всеми их недостатками.

Вывод: достоинства дивизионных структур перевешивают их недостатки только в периоды достаточно стабильного существования, при нестабильном окружении они рискуют повторить судьбу динозавров. При данной структуре возможно воплотить большую часть идей современной философии качества.

2.2 Органический тип структур управления

 

Органические  или адаптивные структуры управления стали развиваться примерно с  конца 70-х годов, когда, с одной  стороны, создание международного рынка  товаров и услуг резко обострило  конкуренцию среди предприятий  и жизнь потребовала от предприятий высокой эффективности и качества работы и быстрой реакции на изменения рынка, и с другой стороны, стала очевидной неспособность структур иерархического типа этим условиям соответствовать. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур этого типа являются проектные, матричные (программно-целевые), бригадные формы структур. При внедрении этих структур необходимо одновременно изменять и взаимоотношения между подразделениями предприятия. Если же сохранять систему планирования, контроля, распределения ресурсов, стиль руководства, методы мотивации персонала, не поддерживать стремление работников к саморазвитию, результаты внедрения таких структур могут быть отрицательными4.

2.2.1 Бригадная (кросс - функциональная) структура управления

 

Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим  группам (бригадам). Форма бригадной  организации работ - достаточно древняя  организационная форма, достаточно вспомнить рабочие артели, но только с 80-х годов началось ее активное применение как структуры управления организацией, во многом прямо противоположной иерархическому типу структур. Основными принципами такой организации управления являются:

автономная  работа рабочих групп (бригад);

самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали;

замена  жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями;

привлечение для разработки и решения задач  сотрудников разных подразделений.

Эти принципы разрушает свойственное иерархическим  структурам жесткое распределение  сотрудников по производственным, инженерно-техническим, экономическим и управленческим службам, которые образуют изолированные  системы со своими целевыми установками и интересами.

В организации, построенной по этим принципам, могут  как сохраняться функциональные подразделения ( Рис.4 ), так отсутствовать (Рис.4 ). В первом случае работники  находятся под двойным подчинением - административным (руководителю функционального подразделения, в котором они работают) и функциональным (руководителю рабочей группы или бригады, в которую они входят). Такая форма организации называется кросс-функциональной, во многом она близка к матричной. Во втором случае функциональные подразделения как таковые отсутствуют, ее мы будем назвать собственно бригадной. Такая форма достаточно широко применяется в организации управления по проектам.

Рис.4. Кросс - функциональная организационная структура

Рис.5. Структура  организации, состоящей из рабочих групп (бригадная)  

     Преимущества  бригадной (кросс-функциональной) структуры:

     сокращение  управленческого аппарата, повышение  эффективности управления;

     гибкое  использование кадров, их знаний и  компетентности;

     работа  в группах создает условия для самосовершенствования;

     возможность применения эффективных методов  планирования и управления;

     сокращается потребность в специалистах широкого профиля.

     Недостатки  бригадной (кросс-функциональной) структуры:

     усложнение  взаимодействия (в особенности для кросс-функциональной структуры);

     сложность в координации работ отдельных  бригад;

     высокая квалификация и ответственность  персонала;

     высокие требования к коммуникациям.

     Вывод: данная форма организационной структуры наиболее эффективна в организациях с высоким уровнем квалификации специалистов при их хорошем техническом оснащении, в особенности в сочетании с управлением по проектам. Это - один из типов организационных структур, в которых наиболее эффективно воплощаются идеи современной философии качества.

2.2.2 Проектная структура управления

 

     Основным  принципом построения проектной  структуры является концепция проекта, под которым понимается любое  целенаправленное изменение в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых  технологий, строительство объектов и т. д. Деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание5. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе). По форме структура управления по проектам может соответствовать как бригадной (кросс-функциональной) структуре, так и дивизионной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) существует не постоянно, а на срок выполнения проекта.

     Преимущества  структуры управления по проектам:

     высокая гибкость;

     сокращение  численности управленческого персонала  по сравнению с иерархическими структурами.

     Недостатки  структуры управления по проектам:

     очень высокие требования квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта, который должен не только управлять  всеми стадиями жизненного цикла  проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании;

     дробление ресурсов между проектами;

     сложность взаимодействия большого числа проектов в компании;

     усложнение  процесса развития организации как  единого целого.

     Вывод: преимущества перевешивают недостатки на предприятиях с небольшим числом одновременно выполняемых проектов. Возможности воплощения принципов современной философии качества определяются формой управления проектами.

2.2.3 Матричная (программно - целевая) структура управления

 

     Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с 2-мя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Для деятельности, которая имеет четко выраженное начало и окончание, формируют проекты, для постоянной деятельности - целевые программы. В организации и проекты, и целевые программы могут сосуществовать.

Рис.6. Матричная  структура управления на фирме "Тойота"

     Преимущества  матричной структуры:

     лучшая  ориентация на проектные (или программные) цели и спрос;

     более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов и  повышения эффективности использования  ресурсов;

     более гибкое и эффективное использование  персонала организации, специальных  знаний и компетентности сотрудников;

Информация о работе Организационная структура предприятия