Оценка практики контрольной работы налоговых органов и направления ее совершенствования в современных условиях
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 12:15, дипломная работа
Краткое описание
Цель настоящей дипломной работы - изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере конкретного налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.
Уполномоченные контрольные
органы осуществляют предварительный
налоговый контроль при разработке проектов
местных и республиканского бюджетов,
при разработке мероприятий по совершенствованию
системы налогообложения и направлений
реформирования налоговой политики. Налоговые
органы обеспечивают полный учет в реестре
налогоплательщиков, субъектов хозяйствования
и иных юридических лиц, граждан, получающих
доходы; контроль за своевременностью
их постановки на учет. Также предварительный
налоговый контроль осуществляется при
приемке и проверке расчетов по налогам
и платежам до наступления срока уплаты
обязательных платежей в бюджет и внебюджетные
фонды.
Текущий налоговый контроль
проводится на стадии исполнения финансовых
документов и осуществления хозяйственно-финансовых
операций, связанных с вопросами налогообложения.
Цель его--исключить возможные нарушения
налоговой дисциплины в момент совершения
операции, обеспечить своевременность
и правильность перечисления налогов
и других обязательных платежей в бюджет
и внебюджетные фонды. Данная форма контроля
является частью процесса оперативного
управления финансовой деятельностью
субъектов хозяйствования и иных юридических
лиц в части контроля за соблюдением установленных
форм финансовых отношений, касающихся
налогообложения. Она применяется во внутрихозяйственном
контроле. Необходимо отметить, что текущий
налоговый контроль непосредственно связан
с бухгалтерским учетом и осуществляется
бухгалтериями предприятий в момент перечисления
налогов и других обязательных платежей
в бюджет и внебюджетные фонды. При этом
проверяется правильность определения
суммы налогов, подлежащих к уплате, соблюдение
установленных сроков уплаты.
Значение данной формы контроля
в том, что он позволяет оперативно вносить
изменения, не допуская серьезных налоговых
нарушений, избегая применения возможных
финансовых санкций.
Заключительная форма налогового
контроля--последующий контроль, который
осуществляется после совершения тех
или иных хозяйственных операций и завершения
отчетного периода. Данная форма налогового
контроля имеет целью проверить законность
совершенных налогоплательщиком финансово-хозяйственных
операций, выполнение норм и требований
налогового законодательства, полноту
и своевременность перечисления налогов
и других обязательных платежей в бюджет
и внебюджетные фонды, а в случаях установления
нарушений--принять соответствующие меры
по их устранению, привлечь к ответственности
виновных посредством применения финансовых
санкций для возмещения ущерба.
Для последующего налогового
контроля характерны определенные особенности:
он вскрывает недостатки двух ранее охарактеризованных
форм налогового контроля, позволяет устранить
их, возместить ущерб и привлечь к административной
и финансовой ответственности виновных
лиц.
Таким образом, белорусская
финансовая школа выделяет три основных
формы налогового контроля, в основе классификации
которых лежит фактор времени. Интересным
является, однако, тот факт, что в Российской
Федерации Бюджетный кодекс РФ нормативно
определяет формы налогового контроля
на основе такого же классификационного
признака, в то время как статья 82 Налогового
кодекса РФ в качестве форм выделяет конкретные
мероприятия налогового контроля, такие
как:
- налоговые проверки;
- получение объяснений
налогоплательщиков, налоговых агентов
и плательщиков сборов;
- проверка данных учета
и отчетности;
- осмотр и обследование
помещений и территорий, используемых
для извлечения доходов (прибыли);
- другие формы (такие, например,
как создание налоговых постов
и т. д.).
Вообще, в финансовой литературе
нет единства между авторами по поводу
определения форм налогового контроля.
Например, некоторые выделяют формы, альтернативные
закрепленным законодательно: ревизию,
проверку и надзор. Но несмотря на многочисленность
точек зрения по этому поводу, наиболее
предпочтительной представляется позиция
белорусской школы финансов, выделяющей
предварительный, текущий и последующий
налоговый контроль в качестве его форм.
Важнейшими элементами налогового
контроля, помимо его форм, являются его
виды и методы.
Налоговый контроль осуществляется
посредством следующих контрольных мероприятий:
- проверок;
- обследований;
- опроса налогоплательщиков
и других лиц;
- анализа.
В неразрывном единстве с видами
контрольных мероприятий находятся методы
их осуществления.
Под методом налогового контроля
понимается совокупность приемов, применяемых
уполномоченными органами для установления
объективных данных о полноте и своевременности
уплаты налогов и сборов в соответствующий
бюджет или внебюджетный фонд, а также
об исполнении возложенных на лиц иных
налоговых обязанностей, то есть при помощи
методов налогового контроля происходит
реальное изучение состояние объектов
и предметов налогового контроля.
По поводу методов налогового
контроля, равно как и по поводу его форм,
существует несколько точек зрения. Например,
В. В. Бурцев с составе метода государственного
налогового контроля выделяет:
1) общенаучные методические
приемы исследования объектов
контроля (анализ, синтез, моделирование,
научное абстрагирование и др.);
2) собственно эмпирические
методические приемы (инвентаризация,
контрольные замеры работ, формальная
и арифметическая проверки, письменный
и устный опросы и т. д.);
3) специфические приемы
смежных экономических наук (приемы
экономического анализа, экономико-математические
методы, методы теории вероятностей
и математической статистики).
Базируясь на предложенных
авторами концепциях методов финансового
и налогового контроля, следует говорить
о многоуровневой системе методов налогового
контроля, которая включает в себя следующие
виды методов:
- общенаучные методы, такие
как анализ, синтез, моделирование,
статистический метод и т. д.;
- специальные методы исследования,
такие как проверка документов,
экономический анализ, экспертиза,
инвентаризация, осмотр предметов,
помещений, территорий, применение
которых характерно для определенных
видов деятельности, в частности,
для контрольной деятельности;
- методы воздействия на
проверяемых лиц в ходе осуществления
налогового контроля, такие как
убеждение, поощрение, принуждение
и др.
Применение конкретного метода
налогового контроля зависит от вида осуществляемого
контрольного мероприятия, поэтому выделять
те или иные методы контроля целесообразно
по ходу рассмотрения его видов.
Следует согласиться с мнением
ученой Е. В. Шориной, которая отмечала,
что “в зависимости от научных и практических
задач в основу классификации видов контроля
могут быть положены различные критерии:
природа субъектов контроля, их задачи,
содержание контрольной деятельности,
характер контрольных полномочий, характер
взаимоотношений субъекта контроля с
подконтрольным объектом, стадии управления,
на которых проводится контроль, юридические
последствия контроля”. Аналогичный подход
к классификации контроля нашел свое развитие
в трудах многих ученых, и к настоящему
времени в экономической науке сложились
традиционные классификации финансового
и налогового контроля, предполагающие
выделение видов контроля в зависимости
от субъектов, форм, методов контроля,
периодичности, направленности, глубины,
времени проведения контрольных мероприятий.
Так как налоговый контроль
обычно рассматривается в качестве целостной
системы его элементов, критерии классификации
видов налогового контроля будут определяться,
исходя из характеристики положенного
в ее основу элемента контроля. Кроме этого,
в качестве классификационных признаков
в данном случае могут выступать также
и внешние характеристики контрольной
деятельности, такие как место и время
проведения контрольных мероприятий.
Исходя из вышесказанного, с известной
степенью условности можно предложить
следующую классификацию налогового контроля;
1. В зависимости от
субъектов, осуществляющих контрольную
деятельность:
б) налоговый контроль, осуществляемый
таможенными и другими органами.
В зависимости от подведомственности
и подчиненности контролирующих налоговых
органов можно выделить:
v налоговый контроль, осуществляемый
налоговыми органами, где налогоплательщик
состоит на налоговом учете;
v налоговый контроль, осуществляемый
вышестоящими налоговыми органами в отношении
налогоплательщиков и иных лиц в порядке
контроля за деятельностью нижестоящего
контрольного органа, проводившего проверку
соответствующего лица.
2. В зависимости от
характеристики контролируемых
лиц;
а) налоговый контроль организаций;
б) налоговый контроль индивидуальных
предпринимателей;
в) налоговый контроль физических
лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
3. В зависимости от
объема контролируемой деятельности
проверяемого лица:
а) комплексный налоговый контроль,
подразумевающий исследование всего комплекса
деятельности исследуемого лица по вопросам,
касающимся налогообложения;
б) тематический налоговый контроль,
подразумевающий проверку отдельных вопросов
уплаты определенных налогов и сборов
и соблюдения налогового законодательства;
в) целевой налоговый контроль,
производимый по отдельным финансовым
операциям налогоплательщика, например,
по вопросам правильности применения
налоговых льгот, правомерности возмещения
сумм косвенных налогов из бюджета.
4. В зависимости от
используемых методов и приемов
поверки документов налоговый
контроль делится на два подвида:
1) в зависимости от
степени охвата предметов контроля:
а) сплошной налоговый контроль
(проверка всех имеющихся документов,
связанных с вопросами налогообложения);
б) выборочный налоговый контроль
(проверка только части специально отобранных
документов).
2) В зависимости от
источников получения сведений
и данных:
а) документальный налоговый
контроль (базируется на изучении документально
зафиксированных данных);
б) фактический налоговый контроль
(основан на изучении фактического состояния
объектов налогообложения, осуществляется
посредством инвентаризации имущества,
обследования помещений и т. д.);
в) встречный налоговый контроль
(предусматривает получение информации
от контрагентов проверяемых лиц).
5. В зависимости от
стадии осуществления мероприятий
налогового контроля:
а) предварительный контроль;
б) текущий контроль;
в) последующий контроль.
6. В зависимости от
места проведения мероприятий
налогового контроля:
а) камеральный налоговый контроль
(осуществляется по месту расположения
налогового органа);
б) выездной налоговый контроль
(проводится по месту нахождения проверяемого
субъекта).
7. В зависимости от
плана проведения контрольных
мероприятий:
а) плановый налоговый контроль;
б) внеплановый налоговый контроль.
Таким образом, российские финансовые
школы предлагают классификацию налогового
контроля, в основу которой положены принципы,
характеризующие данный феномен с разных
сторон, что позволяет рассматривать контролирующую
деятельность налоговых органов во многих
аспектах. Однако следует иметь в виду,
что представленная выше классификация
ориентирована на государственный налоговый
контроль. Кроме него, можно выделить еще
и аудиторский налоговый контроль.
Основным видом налогового
контроля является проверка. Такой вид
финансового контроля, как ревизия, в полном
смысле этого слова (комплексная проверка
всей финансово-хозяйственной деятельности
проверяемого субъекта хозяйствования
с полной инвентаризацией и контролем
постановки бухгалтерского учета и состояния
внутриведомственного контроля), как правило,
не применяется.
Налоговая проверка бывает
комплексной и тематической.
Комплексная налоговая проверка
предполагает проверку правильности исчисления
и уплаты всех налогов и обязательных
платежей в бюджет и внебюджетные фонды
за весь период от даты завершения предыдущей
налоговой проверки до даты сдачи последнего
налогового расчета к моменту завершения
данной проверки.
Что же касается тематической
налоговой проверки, то при ней изучаются
вопросы правильности исчисления и уплаты
отдельных видов налогов или обязательных
платежей; это проверка некомплексная,
то есть проверяется определенный круг
вопросов.
Налоговые органы проводят
следующие виды проверок:
- камеральные;
- выездные (документальные);
- рейдовые.
Камеральная налоговая проверка
всегда предшествует документальной.
Проводится она налоговыми органами по
месту их нахождения, без привлечения
первичных документов, на основе данных
бухгалтерской отчетности, расчетов, налоговых
деклараций и других документов, связанных
с уплатой налогов, представленных налогоплательщиком.
При этом виде налогового контроля используются
следующие методы:
· визуальный (формальный) метод
контроля;
· проверка своевременности
представления расчетов, отчетов, балансов;
· метод арифметической проверки;
· метод логической проверки;
· метод проверки обоснованности
применения ставок и наличия документов,
подтверждающих право на льготы;
· метод проверки полноты и
своевременности поступления налогов.
Визуальный (формальный) метод
предполагает контроль за правильностью
оформления документов: наличие всех необходимых
реквизитов, подписей и их расшифровки
(указание фамилий, инициалов и должностей
лиц, поставивших подпись), соблюдение
установленных форм расчетов.
С помощью арифметического
метода проверяется правильность арифметических
расчетов, итогов, цифровой увязки показателей
различных форм отчетности.