Логический метод предполагает
использование всех данных, имеющихся
у проверяющего. Производится сопоставление
отчетных данных различных отчетных периодов,
используется логическая зависимость
одних данных от других, взаимная увязка
показателей, отраженных в расчетах по
различным видам налогов и внебюджетным
фондам в течение одинаковых периодов.
По результатам вышеназванных
методов контроля устанавливаются суммы
к доплате (уменьшению).
Камеральная налоговая проверка
является весьма эффективным методом
налогового контроля, который позволяет
решать его задачи. Кроме того, ее результаты
обеспечивают качественный отбор налогоплательщиков
для последующей выездной проверки.
Выездная (документальная) налоговая
проверка проводится налоговыми органами
по местонахождению (юридическому адресу)
налогоплательщика и предполагает обязательную
проверку первичных бухгалтерских документов.
Данная проверка отличается от камеральной
прежде всего глубиной. Она проводится
за период деятельности, последовавший
после проведения предыдущей документальной
проверки.
В ходе проверки применяется
ряд методов контроля, которые избираются
проверяющими самостоятельно исходя из
ситуации.
Говоря о методах выездной налоговой
проверки, можно выделить еще и следующие:
- проведение фактической
проверки (инвентаризации);
- контрольный запуск сырья
и материалов в производство;
- осмотр офиса, столов, сейфов
с целью обнаружения накладных,
черновых тетрадей учета и
других не представленных к проверке документов;
- опрос служащих;
- получение информации
извне (например, от таможенных органов
о ввозе/вывозе товаров и продукции).
Кроме вышеназванных, может
применяться и метод встречной проверки,
предполагающий установление правильности
проведения тех или иных операций на проверяемом
объекте через участвующих в этих операциях
контрагентов. И естественно, при документальной
налоговой проверке применяется метод
законности операций с целью установления
соответствия их действующему законодательству.
Еще один вид налоговых проверок--рейдовые
проверки. Такие проверки осуществляются
налоговыми органами в местах деятельности
субъектов хозяйствования и граждан, связанной
с приемом наличных денежных средств от
покупателей (клиентов), с целью проконтролировать
соблюдение законодательства о налогах
и предпринимательстве, обеспечение полноты
отражения доходов от реализации товаров
и оказания услуг за наличные деньги; выявить
незарегистрированную предпринимательскую
деятельность. Рейдовые проверки могут
быть плановыми и внезапными. Первые проводятся
по специально разработанным планам, вторые
же - вне плана, обычно группой проверяющих.
Таким образом, формы, методы
и виды налогового контроля тесно взаимосвязаны
и взаимообусловлены. Они представляют
собой важнейшие характеристики контрольной
деятельности, осуществляемой налоговыми
органами, рассмотрение которых является
необходимым для понимания сущности налогового
контроля.
Рассмотрев теоретические аспекты
налогового контроля в части его сущности,
принципов, элементов и методов, целесообразно
обратиться к его организации в нашей
республике и за рубежом.
1.3 Организация
контрольной деятельности налоговых
органов
Создание прочной финансовой
основы существования государства и общества
в целом, успешное осуществление реформ
в сфере налогообложения, проводимых в
настоящее время, своевременное и полное
формирование бюджетов всех уровней невозможны
без создания системы эффективного налогового
контроля, призванного обеспечить финансовые
интересы государства при одновременном
соблюдении прав организаций и физических
лиц. Поэтому при изучении теоретических
основ налогового контроля необходимо
уделить значительное внимание аспекту
его организации в государстве.
Налоговый контроль осуществляется
уполномоченными органами государства
посредством проведения ими конкретных
контрольных действий, регламентированных
специальным законодательством. При этом
контролирующая и контролируемая стороны
наделены также законодательно закрепленными
правами и обязанностями. Контрольные
мероприятия, осуществляемые в рамках
налогового контроля, осуществляются
поэтапно, а их результаты фиксируются
в соответствующих документах налогового
контроля. Рассмотрим данные аспекты организации
налогового контроля более детально.
Говоря о системе органов налогового
контроля, необходимо еще раз отметить,
что существует государственный налоговый
контроль и контроль, осуществляемый аудиторскими
организациями и индивидуальными аудиторами,
т. е. налоговый аудит. Государственный
налоговый контроль осуществляют специальные
налоговые органы: в ряде стран это соответствующие
министерства и их структурные подразделения
(у нас и в России -- Министерство по налогам
и сборам и его инспекции). В некоторых
государствах специальных налоговых служб
нет, а контрольную деятельность в сфере
налогообложения осуществляют различные
финансовые органы (например, Германия).
Также в ряде стран существуют органы
налоговой полиции, финансового сыска,
в компетенцию которых входит уголовное
преследование нарушителей законодательства
о налогах и сборах. Кроме специальных
налоговых служб, налоговый контроль в
определенной степени осуществляет Министерство
финансов, таможенные органы, иные контролирующие
органы государства, в компетенцию которых
может входить контроль за отдельными
вопросами налогообложения. На микроуровне
контроль за правильностью исчисления
и полнотой уплаты налогов осуществляют
работники соответствующих подразделений
субъектов хозяйствования, являющихся
налогоплательщиками.
В рамках организации налогового
контроля немаловажное значение имеет
рассмотрение его этапов. Контрольная
деятельность имеет ярко выраженный циклический
характер, а мероприятия налогового контроля
повторяются периодически, как правило,
в одной и той же последовательности. Общепризнано,
что контроль имеет многостадийный характер
и развивается поэтапно. Однако при определении
основных этапов контрольной деятельности
существует целый спектр научных мнений,
использующих различные критерии для
отделения одной стадии (этапа) контроля
от другой. Так, например Л.А. Сергиенко
разбивает процесс осуществления контроля
на ряд последовательно идущих друг за
другом стадий:
1) планирование проверки
и организационных мероприятий
по ее проведению;
2) подготовка к проверке;
3) проведение проверки;
4) составление, обсуждение
и принятие контролирующим органом
(лицом) акта проверки, принятие решения
по ней и ознакомление с
ними заинтересованных органов
и лиц;
5) реализация принятого
по материалам проверки решения;
6) рассмотрение возможных
жалоб на принятое контрольным
органом (должностным лицом) решение;
7) контроль за фактическим исполнением
решений, а также предложений и рекомендаций,
содержащихся в акте проверки. С. О. Шохин
выделяет не стадии, а три основных этапа
контроля;
- проверка согласованности
показателей, прямо влияющих на
налогооблагаемую базу, различных
форм собственности;
- сличение отдельных отчетных
показателей с записями в регистрах
бухгалтерского учета;
- проверка обоснованности
учетных записей по данным
первичных документов [93, с. 43].
В. В. Бурцев при разработке
стандартов контроля предлагает следующие
этапы контроля с выделением внутри этапов
стадий контроля;
Этап 1. Подготовка
контроля:
- стадия 1--предварительное
(первичное) планирование;
- стадия 2--обследование (предварительный
обзор);
- стадия 3--планирование.
Этап 2. Проведение
контроля:
- стадия 1--осуществление
контрольных процедур по существу
и получение контрольных доказательств;
- стадия 2--отчетность по
результатам контроля.
Этап 3. Реализация
результатов контроля:
- стадия 1--доведение результатов
контроля до заинтересованных
лиц;
- стадия 2--проверка принятия
мер по результатам контроля.
Наконец, Е.В. Поролло считает,
что налоговый контроль включает в себя
следующие стадии:
- регистрация и учет
налогоплательщиков;
- прием налоговой отчетности;
- осуществление камеральных
проверок;
- начисление платежей
к уплате;
- контроль за своевременной
уплатой начисленных сумм;
- проведение документальных
проверок;
- контроль за реализацией материалов
проверок и уплатой начисленных финансовых
санкций и административных штрафов.
Таким образом, приведенные
выше мнения ученых позволяют определить
те критерии, при помощи которых можно
разграничить организацию контрольной
деятельности налоговых органов на отдельные
этапы. Учитывая однородность задач и
осуществляемых в ходе каждого этапа действий,
состав участников, методы и формы контрольной
деятельности, а также состав документов,
оформляющих итоговые результаты, можно
выделить следующие этапы налогового
контроля в целом (Приложение 2):
Этап 1. Проведение
учета организаций и физических лиц в
налоговых органах
На данном первоначальном этапе
деятельности налоговых органов предполагается,
что каждый налогоплательщик (или его
налоговый агент) должен быть зарегистрирован
в налоговых органах по основаниям, установленным
налоговым законодательством. Целью постановки
налогоплательщика на учет является прежде
всего получение информации о налогоплательщике
и его имуществе, необходимой для проведения
мероприятий налогового контроля (в том
числе юридический адрес, адрес фактического
местонахождения (места жительства) налогоплательщика,
сведения о руководителях и организационно
правовой форме организации-плательщика
и др.). Результатом учета становится создание
и ведение единого реестра налогоплательщиков.
Этап 2. Подготовительный этап осуществления
налогового контроля
Эффективность
налогового контроля, которая во многом
определяет (или должна определять) поступление
налоговых доходов в бюджеты различных
уровней, предполагает получение качественных
результатов при минимальных затратах
на подготовку и осуществление контрольных
мероприятий, что достигается прежде всего
качественным планированием и организацией
деятельности налогового органа. Поэтому
на данном этапе должны выполняться следующие
действия:
-
определение цели и сроков
проведения мероприятий налогового
контроля;
-
составление планов проведения
мероприятий налогового контроля
на определенный период времени;
-
отбор организаций и физических
лиц, в отношении которых предполагается
проведение мероприятий налогового
контроля;
-
предварительное ознакомление с
состоянием расчетов налогоплательщика
с бюджетами (внебюджетными фондами),
в отношении которого предполагается
проведение мероприятий налогового
контроля (наличие задолженности
по уплате налогов или сборов,
предоставление отсрочек, рассрочек
или налоговых кредитов, проведение
мероприятий по реструктуризации
задолженности и т. д.);
-
анализ и оценка экономических
характеристик деятельности налогоплательщика
(объем выручки, объем продаж, вид
деятельности, число работников
и т. д.);
-
выбор форм и методов соответствующей
контрольной деятельности;
-
подбор исполнителей (специалистов)
и их инструктаж;
-
составление плана проведения
конкретного мероприятия налогового
контроля в отношении конкретного
налогоплательщика.
Этап
3. Назначение мероприятий налогового
контроля
Необходимо
заметить, что данный этап налогового
контроля отсутствует при проведении
некоторых конкретных мероприятий налогового
контроля (таких как , например, камеральные
проверки). Однако выделение данного этапа
контроля представляется целесообразным
в силу того, что законодатель в ряде случаев
придает особую правовую форму и устанавливает
особый порядок назначения мероприятий
налогового контроля, несоблюдение которого
может привести к существенным правовым
последствиям, таким, например, как недействительность
результатов контрольной деятельности.
В частности, в соответствии с 89 статьей
Налогового кодекса Российской Федерации,
выездная налоговая проверка назначается
специальным решением руководителя или
заместителя руководителя налогового
органа.
Этап
4. Проведение мероприятий налогового
контроля
Непосредственное
проведение мероприятий налогового контроля
является центральным этапом контрольной
деятельности уполномоченных органов.
Именно в рамках данного этапа происходит
реализация большей части полномочий
налоговых органов, а также выявление
и установление фактов нарушений налогового
законодательства.
Раннее
уже отмечался тот факт, что проведение
налоговых проверок всегда в определенной
степени является “вторжением” в хозяйственную
деятельность проверяемых организаций.
В ходе реализации налоговыми органами
своих контрольных полномочий возникает
непосредственное столкновение интересов
представителей государства, которым
является должностное лицо налогового
органа, осуществляющего контрольное
действие--с одной стороны, и должностных
лиц организации-налогоплательщика (или
индивидуального предпринимателя)--с другой.
Поэтому для установления сбалансированности
интересов обеих сторон необходимо ввести
четкую правовую регламентацию их прав
и обязанностей, а также последовательность
их действий. То есть весьма значительное
место в организации налогового контроля
в любом государстве занимает соответствующая
законодательная база, обеспечивающая
ясность во всех вопросах, касающихся
контролирующих действий налоговых органов,
а так же их полномочий.
В
ходе данного этапа контрольной деятельности
должностные лица налоговых органов в
зависимости от вида проводимого контрольного
мероприятия совершают определенные действия,
предписанные им законодателем, по установлению
правильности и своевременности расчетов
проверяемого лица по уплате налогов и
сборов. При этом эффективность совершаемых
действий всегда будет связана с правильным
выбором методов осуществления контроля,
с результативностью и действенностью
применяемых уполномоченными должностными
лицами мер по воздействию на проверяемых
лиц. Неправильное применение норм налогового
законодательства в ходе контрольной
деятельности налоговыми органами может
привести не только к отказу в удовлетворении
их требований, но и к возмещению ущерба
плательщику со стороны государства, что,
естественно, не позволит говорить о какой-либо
эффективности налогового контроля.